Традиционные обращения к Предкам

Как обычно — даётся оригинал, — затем предлагаемая к использованию обработанная версия:

«В Белоруссии также собираются на кладбище. Там на могилах родных катают красные яйца, которые отдают нищим. На могиле, политой медом и водою, раскладывают кушанье и приветствуют покойников: «Святые радзицили! Хадзице к нам хлеба и соли кушац». Потом старые и малые рассаживаются по местам. Кушанья должны быть нечетные: пять, семь, девять и т. д. и без подливки (соуса). Необходимо, чтобы тут находились мед, творог, блины, гречаники, колбаса и свинина. Кто бедный, тот просит у зажиточного, который всем наделяет его. Остатки отдают нищим. По окончании угощения обращаются к покойникам: «Мои радзицили! Выбачаице, недзивице; чим хата богата, тим и рада». После отправляются в корчму и там поют и танцуют. Радуницу отправляют здесь еще весною, когда растает земля, и думают, что тогда родителям тепло, потому, разговаривая с ними, желают им: «Дай вам Бог легко в земле лежати и Христа в очи видати»* [* Goleb. «Lud polsk. jego zwycz. i zabob.», ч. 2, с. 269.]. «

А.В. Терещенко. Быт русского народа. Часть V. Источник: http://kolohod.narod.ru/Library.htm
___________
Святые родители! Ходите к нам хлеба и соли кушать!
___________

«Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение. «

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. С.-Петербург, ТОО «Полисет», 1994. Источник: http://www.booksite.ru
____________
Прости меня (называется имя), забудь всё, что я тебе нагрубил(а), чем навредил(а).
____________

«В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопшим. В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают:
«Честные наши родители! вот для вашей душки блинок».»

Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 725.
____________
Честные наши родители! Вот для вашей души блинок.
____________

«На деды нужно угощенье приготовить, чтобы блюд было нечетное число. Говорят, нужно сварить что-нибудь горячее, чтобы пар шел. Всю еду нужно поставить на стол и звать: «Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!» После еды льют воду с каждого края стола по кругу крест-накрест и говорят: «Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место». «

Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 206.
____________
Деды, мои приятели, идите ко мне ужинать!
Деды, мои приятели, пили-ели, идите теперь на свое место.
____________

«Кое-где считают, что души приходят ужинать ночью, после трапезы живых, — в эти ночи посуду и остатки еды не убирают со стола. Души приглашают к поминальному столу, крича в печную трубу или через окно: «Деду, иди к обеду!» или: «Вся умершая родня — сколько вас есть — приходите
ужинать!» Часто приглашали и те души, у которых не осталось живых родственников: «У кого нет родни, приходите ко мне!» После завершения трапезы души нужно выпроводить из дома, чтобы они вернулись к себе на «тот» свет и не мешали живым. Для этого после ужина все встают и говорят: «Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе».

Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 207. Деду, иди к обеду!
____________
Вся умершая родня — сколько вас есть — приходите ужинать!
У кого нет родни, приходите ко мне!
Деды святые, вы ели и пили, идите же теперь к себе.
____________

«Отецъ, глава семейства, зажигает свѣчу, прилѣпливаетъ ее къ углу — на кутъ и начинаетъ молитву, по окончанiи которой свѣча потушается. Все садятся за столъ, уставленный яствами, среди которыхъ находится пиво и вино, и читавшiй молитву говоритъ слѣдующее:

Святые дзяды, зовемъ васъ,
Святые дзяды, идзице до насъ!
Ёсць тутъ ўсё, што Богъ даў,
Што я ли васъ охвяроваў,
Чимъ только хата богата.
Святые дзяды, просимъ васъ,
Ходзице, ляцице до насъ!

За симъ наливаетъ рюмку водки, такъ, чтобы черезъ края пролилось нѣсколько на скатерть, — для дѣдов, как говорятъ, и выпиваетъ; всѣ старшiе и взрослые пьютъ также, немного проливая. Кушать никто не начинаетъ раньше, пока не отольетъ отъ каждаго кушанья по ложкѣ и не отложитъ по кусочку въ отдѣльный сосудъ, который непосредственно за симъ ставится для этой цѣли на окошкѣ, а иногда и за онымъ, если только есть тамъ для этого удобное мѣсто. (…)
По окончанiи ужина встаютъ изъ-за стола и расходятся, простившись напередъ съ неземными жителями:

Святые дзяды! Вы сюды приляцѣли,
Пили и ѣли,
Ляцице жъ цяперь до сябе!
Скажице, чаго еще вамъ треба?
А лѣпiй, ляцице до неба!
Акышъ, акышъ! «

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 596-597.
____________

Святые деды, зовём вас!
Святые деды, идите к нам!
Есть тут всё, что Бог дал,
Что я вам пожертвовал,
Чем только хата богата.
Святые деды, просим вас,
Ходите, летите к нам!

Святые деды! Вы сюда прилетели,
Пили и ели,
Летите ж теперь к себе!
____________

«Собравшись въ полдень на кладбищѣ, обступаютъ могилу, катаютъ по ней красные яйца, которыя послѣ отдаютъ стоящимъ тутъ же вблизи нищимъ. Изо всѣх кушаньевъ оставляютъ понемногу на могилѣ, которую покрываютъ скатертью и поливаютъ напитками. Затѣм вызываютъ: «Святые родзицели, ходзице къ намъ, ѣсьце, што Богъ даў!»

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 622.
____________
Святые родители, ходите к нам, ешьте, что Бог дал!
____________

«(…) каждая семья отдѣльно, а нѣкоторые и съ родственниками другого двора, усаживается на могилахъ и начинаетъ выпивать и закусывать, говоря: «честные и праведные родители, ходите къ намъ ѣсть». Предъ первою рюмкою водки говорятъ: «честные и праведные родители, ходите къ намъ горѣлку пить».

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 626.
____________
Честные и праведные родители, ходите к нам есть.

Честные и праведные родители, ходите к нам горелку пить.
____________

«На поминкахъ болѣе всего обращаютъ вниманiе на то, чтобы приготовить какъ можно больше и разнообразнѣе кушаньевъ, между которыми должна быть непремѣнно вареная голова свиная, или баранья, а въ крайнемъ случаѣ, хотя и куриная — все равно, пѣтуха или курицы. Голова эта въ поминальномъ обрядѣ занимаетъ весьма видное мѣсто.
Усадивъ гостей за поминальный столъ, хозяинъ беретъ въ одну руку свѣчу, обернувъ ее блиномъ, а въ другую — булку хлѣба и обноситъ ихъ три раза вокругъ поставленной на столѣ головы, поминая громко по имени не только всѣхъ умершихъ родныхъ и близкихъ, но даже и тѣхъ, которые прежде когда-либо жили на принадлежащей ему, хозяину, землѣ, приглашая ихъ словами: «Прибывайце къ этому столу!» Сидя за столомъ, всѣ гости, каждый разъ при выпиванiи водки, что повторяется довольно часто, отливаютъ изъ рюмокъ на столъ нѣсколько капель, приговаривая: «прибывайце!»

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 602-603.
____________
Прибывайте к этому столу!

Прибывайте!
____________

«На тарелку, покрытую блиномъ, хозяинъ откладываетъ немного съ каждаго подаваемаго кушанья и, присоединяя туда иногда рюмку водки, ставитъ тарелку, или на подоконникъ, или на особо придѣланную полочку съ наружной стороны главнаго окна и съ тѣмъ вмѣстѣ произноситъ: «Святыи дзяды! придзитя сюды — ета ли васъ!»

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 599.
____________
Святые деды! Придите сюда — это для вас!
____________

«На Русском Севере хозяйка, приготовив поминальный ужин, открывала двери и выходила во двор встречать невидимых гостей, приговаривая: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь… Вы озябли — погрейтесь». Последним на поминках подавали кисель. Перед этим пели «Вечную память», а затем хозяин вывешивал за окно холст, на котором гроб опускают в могилу, и обращался к душам: «Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут
помягче — ступайте с Богом».

Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2000. Стр. 207.
____________
Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь…
Вы озябли — погрейтесь.

Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут помягче — ступайте с Богом.
____________

«Шестинедѣльное поминовенiе, называемое «останье» или просто «шестины», совершается слѣдующимъ образомъ: кто-либо изъ семьи умершаго отправляется въ церковь съ блинами, пшеничною кашею и пирогомъ, называемымъ «проскурой», и ставитъ все принесенное предъ мѣстными иконами на полу. (…) По окончанiи службы въ церкви, каша, блины и «проскура» приносятся въ домъ, куда приглашаются и близкiе сосѣди «на столъ» (на обѣдъ). Здѣсь, помолившись Богу предъ зажженною свѣчею, всѣ усаживаются за столъ и въ началѣ ѣдятъ «проскуру», говоря: «Вѣчный покой, царство небесное (имя умершаго), честные и праведные родители ходите съ нами обѣдать» (…) «

Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Стр. 592-593.
____________
Честные и праведные родители, ходите с нами обедать.

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)

#вещие_слова_НЯ #слова_НЯ

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.