Так, немного текущих размышлений…

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ 

Вот ( спасибо Яремудру) обнаружил у Нечуй-Левицкого нечто напомнившее мне мой Пантеон Богов (https://vk.com/wall-119055965_14734) – см. прикрепленное изображение.
Я просто сейчас пишу статью (АНОНС! – выйдет в птн) “Заря как божество”, вот и искал источники.
Нечуй-Левицкий, разумеется, преследовал свои собственные задачи. Будучи убежденным украинским националистом, он создавал (буквально) “эскиз украинской народной мифологии”, поэтому он строит все на местном украинском фольклоре, на песнях, в основном. Точно также в прибалтике свое собственное национальное новоязычество было построено на тамошних народных песнях – дайнах.

Несмотря на то, что это – 1876 г., все это любопытно и даже поучительно:

1. Он сконцентрирован на “живом язычестве”, а не “преданьях старины глубокой”. И основывает свой пантеон “народных” богов не на Именах из древних летописей, а на народных песнях. Т.е. он берет Образы Богов напрямую из фольклора, подобно Мирославу (см. #Мир_Богов_НЯ)).
Мирослав со своим подходом – не оригинален.

2. Фольклористы прошлого условно “языческими” (т.е. точно НЕхристианскими) образами считали стихии, небесные явления и светила. В классификациях заговоров, например, можно встретить данный подход – “…среди антропоморфных языческих персонажей можно выделить ряд групп:
– образы природных стихий: вода, земля, огонь;
– образы небесных тел: солнце, луна, месяц, звезды;
– образы явлений небесной сферы: заря, ветер, гром, молния, тучи; “(https://vk.com/wall-67741956_5832).
Понятно, что Нечуй-Левицкий выкинул из фольклора все упоминания христианских святых и прочее и сосредоточился на “природном”, ибо это – “точно языческое” (сейчас не будем об условности самого этого “языческое”/”христианское”, чтобы не путаться; если что, я читал и Панченко и других и осознаю все это).
Ну то есть, смысл в том, что если вы почитаете Солнце и Ветер, вы же – точно и бесспорно Язычник, верно? 😄
Сухарев со своим подходом – не оригинален.

3. Нечуй-Левицкий не зря пишет “светлые боги”. Он делит мир на Свет и Тьму (Небо и Землю, Лето и Зиму). Соответственно его боги это – Бог (Небо), Солнце, Заря, Туча (ну тут он просто следует модели Афанасьева), Громовник, Ветер и Весна. Заметим, тут нет того же Месяца (потому что “темный” и “ночной”). Все “темные” и “зимние” силы – не могут быть богами. Они могут быть только Демонами (привет современным почитателям Велеса и Марены 😉).
Почитатели “Светлых богов” со своим подходом – не оригинальны.

Из вышеизложенного, кстати, видно, что славянскую картину мира надо все же знать. В славянской картине мира нет никакой персонифицированной Тучи или Облака – они не персонифицируются (вернее, персонифицируются, но не как субъекты, а как объекты – обычно как стадо небесных коров). Кроме того, Ветер – как правило, не является “небесным” персонажем. Наоборот, Он – хтонический и подземный.
Но это так уже, к слову.

Основная же мысль в том, что в политеизме каждый язычник сам строит себе свой собственный пантеон (в смысле https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеон). Как правило, неосознанно. Подумайте о том –
Из Кого состоит ваш пантеон?
На каких принципах он построен?
Почему в круг почитаемых вами божеств входят … и почему НЕ входят …?
В таком подходе нет ничего крамольного. Мы, по слабому своему разумению, пытаемся почитать бескрайний мир вокруг нас и называем это “политеизмом” и “язычеством”. Наше понимание мира меняется, меняются и наши представления о пантеоне. Это – нормально.
И тут я вплотную подхожу к обоснованию того, что между взглядами различных язычников может таки быть разница (ср. “где два язычника – там три язычества”).
Если твой пантеон отличается от моего – это не значит, что ты “менее язычник, чем я”, вот в чем гуманистический посыл.
Главное – понимать, на каких принципах построен наш собственный пантеон.
Может быть, уже есть смысл внести в него какие-либо изменения?

См. также предыдущий пост по сути на ту же тему – https://vk.com/wall-119055965_17217

#ПАНТЕОН_НЯ #РАЗМЫШЛЕНИЯ_НЯ

Максим Сухарев

Comments are closed.