Так, немного текущих размышлений…

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ 

Вот ( спасибо Яремудру) обнаружил у Нечуй-Левицкого нечто напомнившее мне мой Пантеон Богов (https://vk.com/wall-119055965_14734) — см. прикрепленное изображение.
Я просто сейчас пишу статью (АНОНС! — выйдет в птн) «Заря как божество», вот и искал источники.
Нечуй-Левицкий, разумеется, преследовал свои собственные задачи. Будучи убежденным украинским националистом, он создавал (буквально) «эскиз украинской народной мифологии», поэтому он строит все на местном украинском фольклоре, на песнях, в основном. Точно также в прибалтике свое собственное национальное новоязычество было построено на тамошних народных песнях — дайнах.

Несмотря на то, что это — 1876 г., все это любопытно и даже поучительно:

1. Он сконцентрирован на «живом язычестве», а не «преданьях старины глубокой». И основывает свой пантеон «народных» богов не на Именах из древних летописей, а на народных песнях. Т.е. он берет Образы Богов напрямую из фольклора, подобно Мирославу (см. #Мир_Богов_НЯ)).
Мирослав со своим подходом — не оригинален.

2. Фольклористы прошлого условно «языческими» (т.е. точно НЕхристианскими) образами считали стихии, небесные явления и светила. В классификациях заговоров, например, можно встретить данный подход — «…среди антропоморфных языческих персонажей можно выделить ряд групп:
– образы природных стихий: вода, земля, огонь;
– образы небесных тел: солнце, луна, месяц, звезды;
– образы явлений небесной сферы: заря, ветер, гром, молния, тучи; «(https://vk.com/wall-67741956_5832).
Понятно, что Нечуй-Левицкий выкинул из фольклора все упоминания христианских святых и прочее и сосредоточился на «природном», ибо это — «точно языческое» (сейчас не будем об условности самого этого «языческое»/»христианское», чтобы не путаться; если что, я читал и Панченко и других и осознаю все это).
Ну то есть, смысл в том, что если вы почитаете Солнце и Ветер, вы же — точно и бесспорно Язычник, верно? 😄
Сухарев со своим подходом — не оригинален.

3. Нечуй-Левицкий не зря пишет «светлые боги». Он делит мир на Свет и Тьму (Небо и Землю, Лето и Зиму). Соответственно его боги это — Бог (Небо), Солнце, Заря, Туча (ну тут он просто следует модели Афанасьева), Громовник, Ветер и Весна. Заметим, тут нет того же Месяца (потому что «темный» и «ночной»). Все «темные» и «зимние» силы — не могут быть богами. Они могут быть только Демонами (привет современным почитателям Велеса и Марены 😉).
Почитатели «Светлых богов» со своим подходом — не оригинальны.

Из вышеизложенного, кстати, видно, что славянскую картину мира надо все же знать. В славянской картине мира нет никакой персонифицированной Тучи или Облака — они не персонифицируются (вернее, персонифицируются, но не как субъекты, а как объекты — обычно как стадо небесных коров). Кроме того, Ветер — как правило, не является «небесным» персонажем. Наоборот, Он — хтонический и подземный.
Но это так уже, к слову.

Основная же мысль в том, что в политеизме каждый язычник сам строит себе свой собственный пантеон (в смысле https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеон). Как правило, неосознанно. Подумайте о том —
Из Кого состоит ваш пантеон?
На каких принципах он построен?
Почему в круг почитаемых вами божеств входят … и почему НЕ входят …?
В таком подходе нет ничего крамольного. Мы, по слабому своему разумению, пытаемся почитать бескрайний мир вокруг нас и называем это «политеизмом» и «язычеством». Наше понимание мира меняется, меняются и наши представления о пантеоне. Это — нормально.
И тут я вплотную подхожу к обоснованию того, что между взглядами различных язычников может таки быть разница (ср. «где два язычника — там три язычества»).
Если твой пантеон отличается от моего — это не значит, что ты «менее язычник, чем я», вот в чем гуманистический посыл.
Главное — понимать, на каких принципах построен наш собственный пантеон.
Может быть, уже есть смысл внести в него какие-либо изменения?

См. также предыдущий пост по сути на ту же тему — https://vk.com/wall-119055965_17217

#ПАНТЕОН_НЯ #РАЗМЫШЛЕНИЯ_НЯ

Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.