Святость

Всенепременно – язычнику следует направить помыслы свои на СВЯТОЕ и почитать СВЯТОЕ.
Жизнь, наполненная СВЯТОСТЬЮ – вот идеал, к которому нужно стремиться язычнику.

Не все знают, что сам корень “свят-” является исконным для древнего славянского язычества. То есть в самых первых переводах христианских текстов с латыни и греческого в самых ранних славянских текстах употреблялось не слово-калька, а свое собственное исконное слово, что значит, что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен и значим (“в первых переводных христианских текстах славянской культурной традиции именно элементом *svet- регулярно передавались обозначения идеи святости в языках, на которых были написаны тексты, послужившие источником первых славянских переводов, а именно греч. ιερός и άγιος, лат. sacer и sanctus … Последовательность в отказе от заимствования греческих или латинских слов для обозначения идеи святости предполагает высокую степень языковой и культурно–религиозной сознательности и должна расцениваться как диагностически очень важная особенность славянского выбора в обозначении этой идеи” (Топоров 1995)).

Но что это такое – “святость”? Что конкретно это слово значит для нас?
Вот в чем вопрос.
Святость – это “чистота”?
Святость – это “близость к богам/богу, миру Горнему/потустороннему” (однако, а что это, в свою очередь, значит?)?
Или, может быть, святой – это просто “светлый”?
(вопреки, распространенному мнению,
хотя корни “свят” и “свет” очевидным образом родственны, – они не означают одно и тоже – это разные корни. Тем более, “свят-” – не произошло от “свет”, как думают многие. “В старославянском языке слово “свет” и производные от него писались с буквой “ять”, а слова, связанные с понятием святости, имели в корне “юс малый”, что говорит о том, что на уровне 8-9 века корни были разными. … “ять” и “юс” не чередуются.” )


но на самом деле не . ) “СВЯТость” – это не то и не другое.
На самом деле, в славянском язычестве “СВЯТОСТЬ” – это “набухание, процветание, увеличение, усиление и рост.
В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» происходит от индоевропейского «k’uen-to-» — набухать, возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле
(“В связи с предысторией др. — иранск. *suant- и под. и, в частности, с проблемой семантической мотивировки этого слова, как следует из предыдущего (ср. о вед. svanta: svàyati “набухает”, “возрастает” и т. п.), целесообразно иметь в виду авест. spa(y) — с теми же значениями (ср. su-, spi-/< *sui-/: sura — “мощный”,…, yavae–su — “вечноцветущий” и т. п.), хотан. — сакск. hasv — “пухнуть”, “набухать” (ср. ha–su< *fra–su — “опухание”), осет. rэesujun, rэesyjyn “пухнуть”, “распухать” (см. Абаев 1973:380–381: *fra–su-), ормури sus “пухнуть” (ср. др. — инд. sotha — “опухоль”), белудж, siaγ “пухнуть” и т. п. при перс, sud “прибыль”, пехлеви sut “прибыль”, “польза” и др. ..В связи с особой важностью иранских данных для славянской, особенно русской, ситуации…”(Топоров 1995)).

Набухать, возрастать, увеличиваться, расцветать.

Святость подобна ОГНЮ, потому что огонь разгорается и разрастается –
“…органично восстанавливается на независимых основаниях сочетание ‘svantà- & *agni-, о набухающем, увеличивающемся, возрастающем огне [344]. Реконструируемое сочетание ‘svantà- & *agni- получает подкрепление в точно соответствующем ему и реально засвидетельствованном фразеологическом сочетании, обозначающем особым образом полученный огонь, признаваемый сакральным как в славянской, так и в балтийской традиции, ср. рус. святой огонь (< *svet- & *ognь), лит. šventas ugnis и под. (ср. также прусск. [ятвяжск.] schwante раnіckе и др.) [345], где святой, šventas, schwante и т. п. для определенного периода должны, видимо, трактоваться аналогично вед. svantà-.”(Топоров 1995)
ЗЕМЛЯ – свята, потому, что она порождает все живое, потому что она – именно что производящая стихия.
НЕБО – свято, и не потому, что там живут боги 😊 , а потому, что небо небесною влагой оплодотворяет – порождает все на земле и т.д.
В двусоставных славянских ИМЕНАХ типа “Святослав”, “…первый член *svet- первоначально подчеркивал не столько сакральный аспект в чистом виде, сколько идею возрастания, процветания, изобилия (*Svetoslavъ — не тот, чья слава «сакральна», но тот, у кого она возрастает, ширится и т. п.)”(Топоров 1995).

В общем, можно приводить еще много примеров и печатать много букв, я же хочу сейчас донести до вас самую суть, как я ее вижу.
“Святость”, в языческом понимании, – это творческое, деятельное и порождающее начало.
Это – развитие. Это – рост.
Это – огонь, который горит внутри и побуждает нас к чему-то большему, чем просто повторять из дня в день одни и те же рутинные действия.
Это – голос, который говорит нам о том, что мы способны на большее и можем жить лучшей жизнью, чем мы живем сейчас.
Это – импульс, который заставляет нас оторвать задницу от кресла/дивана и начать уже что-делать.
Это – все те смыслы, которые сейчас принято группировать вокруг слова “самосовершенствование”, и более того.

Что двигало мореплавателем, побуждая его открывать новые земли? Строителем, побуждая его возводить из камня не просто безликие квадратные коробки, а величественные украшенные строения? Ученым, побуждая его проникать мыслью в “тайны природы” все глубже и глубже ? (серьезно. мне пришлось прочесть биографии Аристотеля, Ньютона и Менделеева, чтобы написать этот пост 😊 ).
То, благодаря чему мы сейчас сидим не возле лучины, вздрагивая от волчьего воя за частоколом, а – глядя на экран и читая эти слова – вот это, с точки зрения язычества, СВЯТО.
По сути, все , что сделало здесь христианство, согласно тому же Топорову, на исследование которого я постоянно ссылался, – оно отнесло эту нашу “святость” строго к сфере иномирового, “духовного”.. 😐

Собственно, из изложенного выше уже должно быть понятно, какую жизнь язычество может назвать “святой”.
На самом деле, здесь возможно реконструировать и более конкретно: “Все формы реализации человеческой деятельности ориентированы на святость — свою (потенциально) и исходящую свыше. Отсюда — святое слово (‘ sveto(je) & * slovo), святое дело (‘sveto (je) & *delo), святая мысль (‘ sveto(ja) & myslь, ср. польск. swietomyslny и под.)” (Топоров 1995).
1. “Святое слово” (“святая речь”) – то, что вы говорите, по жизни, людям, – побуждает ли развиваться и строить? Или вы, в реале и соц. сетях – только и делаете, что сретесь и лаетесь?
2. “Святое дело” – основа основ. Что вы делаете, по жизни, – созидаете, строите ли вы хоть что-нибудь? И, самое важное, – стремитесь ли вы РАСТИ в своем созидании? Стремитесь ли сегодня превзойти себя, вчерашнего?
3. “Святая мысль” – пресловутый “порядок в голове” и проч. Дело в том, что т.н. “позитивное мышление” – это ерунда. Равно как и негативное. Не важно – “позитив” или “негатив”. Побуждают ли вас ваши мысли – ДЕЙСТВОВАТЬ (п.2) ? – вот единственно верный критерий.
И это – есть тот тройственный идеал, к которому следует стремиться современному славянскому (ново)язычнику.

Надеюсь, я таки смог донести основную мысль, а именно – когда нам хочется чего-то большего, чего-то лучшего, чем есть у нас сейчас – это, В ОСНОВЕ СВОЕЙ, не из-за некой “фрустрации”, не из-за “внутренней неудовлетворенности” , не из-за того, что “мы не умеем ценить того, что есть”, либо чего-то еще подобного. Нет. Это – как раз тот самый “огонь – изнутри”, “свет, который во тьме светит, а тьма не объяла Его”. Сила, которая больше нас. Творческая потенция. СВЯТОСТЬ.

#прикладная_мифология_НЯ #ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ#языческое_мировоззрение_НЯ

P.S.: Я сознательно не стал перегружать пост этимологией, лингвистикой и проч. – извини, Илья. Тема-то такая, немаленькая – так что, уверен, еще продолжим про “СВЯТО” (например, через эту тему, а конкретнее, через “святой огонь” я хочу еще написать про наш, “славянского новоязычества” основной символ).
P.P.S.: Топоров 1995 = Топоров В.Н. “Святость и святые в русской духовной культуре.” TOM I. Первый век христианства на Руси. MOCKBA.1995 http://royallib.com/read/toporov_vladimir/svyatost_i_..
P.P.P.S.: Ну и, как водится – “БАБКИ В ШАПКУ!!!” 😄https://vk.com/app5727453_-119055965
Поддержи развивающееся и растущее!!!

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта ежемесячная подписка.
Условия подписки: 200 р. в месяц.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете код доступа.
Для постоянных подписчиков действует система скидок.
Кроме того, теперь Вы можете выбрать любую статью из раздела для подписчиков и оплатить доступ именно к ней, не подписываясь на целый месяц. Стоимость доступа к одной статье — 50 р.

Комментарии закрыты.