Святость

Всенепременно — язычнику следует направить помыслы свои на СВЯТОЕ и почитать СВЯТОЕ.
Жизнь, наполненная СВЯТОСТЬЮ — вот идеал, к которому нужно стремиться язычнику.

Не все знают, что сам корень «свят-» является исконным для древнего славянского язычества. То есть в самых первых переводах христианских текстов с латыни и греческого в самых ранних славянских текстах употреблялось не слово-калька, а свое собственное исконное слово, что значит, что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен и значим («в первых переводных христианских текстах славянской культурной традиции именно элементом *svet- регулярно передавались обозначения идеи святости в языках, на которых были написаны тексты, послужившие источником первых славянских переводов, а именно греч. ιερός и άγιος, лат. sacer и sanctus … Последовательность в отказе от заимствования греческих или латинских слов для обозначения идеи святости предполагает высокую степень языковой и культурно–религиозной сознательности и должна расцениваться как диагностически очень важная особенность славянского выбора в обозначении этой идеи» (Топоров 1995)).

Но что это такое — «святость»? Что конкретно это слово значит для нас?
Вот в чем вопрос.
Святость — это «чистота»?
Святость — это «близость к богам/богу, миру Горнему/потустороннему» (однако, а что это, в свою очередь, значит?)?
Или, может быть, святой — это просто «светлый»?
(вопреки, распространенному мнению,
хотя корни «свят» и «свет» очевидным образом родственны, — они не означают одно и тоже — это разные корни. Тем более, «свят-» — не произошло от «свет», как думают многие. «В старославянском языке слово «свет» и производные от него писались с буквой «ять», а слова, связанные с понятием святости, имели в корне «юс малый», что говорит о том, что на уровне 8-9 века корни были разными. … «ять» и «юс» не чередуются.» )


но на самом деле не . ) «СВЯТость» — это не то и не другое.
На самом деле, в славянском язычестве «СВЯТОСТЬ» — это «набухание, процветание, увеличение, усиление и рост.
В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» происходит от индоевропейского «k’uen-to-» — набухать, возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле
(«В связи с предысторией др. — иранск. *suant- и под. и, в частности, с проблемой семантической мотивировки этого слова, как следует из предыдущего (ср. о вед. svanta: svàyati «набухает», «возрастает» и т. п.), целесообразно иметь в виду авест. spa(y) — с теми же значениями (ср. su-, spi-/< *sui-/: sura — «мощный»,…, yavae–su — «вечноцветущий» и т. п.), хотан. — сакск. hasv — «пухнуть», «набухать» (ср. ha–su< *fra–su — «опухание»), осет. rэesujun, rэesyjyn «пухнуть», «распухать» (см. Абаев 1973:380–381: *fra–su-), ормури sus «пухнуть» (ср. др. — инд. sotha — «опухоль»), белудж, siaγ «пухнуть» и т. п. при перс, sud «прибыль», пехлеви sut «прибыль», «польза» и др. ..В связи с особой важностью иранских данных для славянской, особенно русской, ситуации…»(Топоров 1995)).

Набухать, возрастать, увеличиваться, расцветать.

Святость подобна ОГНЮ, потому что огонь разгорается и разрастается —
«…органично восстанавливается на независимых основаниях сочетание ‘svantà- & *agni-, о набухающем, увеличивающемся, возрастающем огне [344]. Реконструируемое сочетание ‘svantà- & *agni- получает подкрепление в точно соответствующем ему и реально засвидетельствованном фразеологическом сочетании, обозначающем особым образом полученный огонь, признаваемый сакральным как в славянской, так и в балтийской традиции, ср. рус. святой огонь (< *svet- & *ognь), лит. šventas ugnis и под. (ср. также прусск. [ятвяжск.] schwante раnіckе и др.) [345], где святой, šventas, schwante и т. п. для определенного периода должны, видимо, трактоваться аналогично вед. svantà-.»(Топоров 1995)
ЗЕМЛЯ — свята, потому, что она порождает все живое, потому что она — именно что производящая стихия.
НЕБО — свято, и не потому, что там живут боги 😊 , а потому, что небо небесною влагой оплодотворяет — порождает все на земле и т.д.
В двусоставных славянских ИМЕНАХ типа «Святослав», «…первый член *svet- первоначально подчеркивал не столько сакральный аспект в чистом виде, сколько идею возрастания, процветания, изобилия (*Svetoslavъ — не тот, чья слава «сакральна», но тот, у кого она возрастает, ширится и т. п.)»(Топоров 1995).

В общем, можно приводить еще много примеров и печатать много букв, я же хочу сейчас донести до вас самую суть, как я ее вижу.
«Святость», в языческом понимании, — это творческое, деятельное и порождающее начало.
Это — развитие. Это — рост.
Это — огонь, который горит внутри и побуждает нас к чему-то большему, чем просто повторять из дня в день одни и те же рутинные действия.
Это — голос, который говорит нам о том, что мы способны на большее и можем жить лучшей жизнью, чем мы живем сейчас.
Это — импульс, который заставляет нас оторвать задницу от кресла/дивана и начать уже что-делать.
Это — все те смыслы, которые сейчас принято группировать вокруг слова «самосовершенствование», и более того.

Что двигало мореплавателем, побуждая его открывать новые земли? Строителем, побуждая его возводить из камня не просто безликие квадратные коробки, а величественные украшенные строения? Ученым, побуждая его проникать мыслью в «тайны природы» все глубже и глубже ? (серьезно. мне пришлось прочесть биографии Аристотеля, Ньютона и Менделеева, чтобы написать этот пост 😊 ).
То, благодаря чему мы сейчас сидим не возле лучины, вздрагивая от волчьего воя за частоколом, а — глядя на экран и читая эти слова — вот это, с точки зрения язычества, СВЯТО.
По сути, все , что сделало здесь христианство, согласно тому же Топорову, на исследование которого я постоянно ссылался, — оно отнесло эту нашу «святость» строго к сфере иномирового, «духовного».. 😐

Собственно, из изложенного выше уже должно быть понятно, какую жизнь язычество может назвать «святой».
На самом деле, здесь возможно реконструировать и более конкретно: «Все формы реализации человеческой деятельности ориентированы на святость — свою (потенциально) и исходящую свыше. Отсюда — святое слово (‘ sveto(je) & * slovo), святое дело (‘sveto (je) & *delo), святая мысль (‘ sveto(ja) & myslь, ср. польск. swietomyslny и под.)» (Топоров 1995).
1. «Святое слово» («святая речь») — то, что вы говорите, по жизни, людям, — побуждает ли развиваться и строить? Или вы, в реале и соц. сетях — только и делаете, что сретесь и лаетесь?
2. «Святое дело» — основа основ. Что вы делаете, по жизни, — созидаете, строите ли вы хоть что-нибудь? И, самое важное, — стремитесь ли вы РАСТИ в своем созидании? Стремитесь ли сегодня превзойти себя, вчерашнего?
3. «Святая мысль» — пресловутый «порядок в голове» и проч. Дело в том, что т.н. «позитивное мышление» — это ерунда. Равно как и негативное. Не важно — «позитив» или «негатив». Побуждают ли вас ваши мысли — ДЕЙСТВОВАТЬ (п.2) ? — вот единственно верный критерий.
И это — есть тот тройственный идеал, к которому следует стремиться современному славянскому (ново)язычнику.

Надеюсь, я таки смог донести основную мысль, а именно — когда нам хочется чего-то большего, чего-то лучшего, чем есть у нас сейчас — это, В ОСНОВЕ СВОЕЙ, не из-за некой «фрустрации», не из-за «внутренней неудовлетворенности» , не из-за того, что «мы не умеем ценить того, что есть», либо чего-то еще подобного. Нет. Это — как раз тот самый «огонь — изнутри», «свет, который во тьме светит, а тьма не объяла Его». Сила, которая больше нас. Творческая потенция. СВЯТОСТЬ.

#прикладная_мифология_НЯ #ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ#языческое_мировоззрение_НЯ

P.S.: Я сознательно не стал перегружать пост этимологией, лингвистикой и проч. — извини, Илья. Тема-то такая, немаленькая — так что, уверен, еще продолжим про «СВЯТО» (например, через эту тему, а конкретнее, через «святой огонь» я хочу еще написать про наш, «славянского новоязычества» основной символ).
P.P.S.: Топоров 1995 = Топоров В.Н. «Святость и святые в русской духовной культуре.» TOM I. Первый век христианства на Руси. MOCKBA.1995 http://royallib.com/read/toporov_vladimir/svyatost_i_..
P.P.P.S.: Ну и, как водится — «БАБКИ В ШАПКУ!!!» 😄https://vk.com/app5727453_-119055965
Поддержи развивающееся и растущее!!!

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.