СВЯТКИ

Расскажу, о чем знают все, но не знают всего:

Так как Святки безусловно  относятся к солнечному году (тот факт, что день перестает идти на убыль и начинает идти на прибыль – это то, что пусть и с годами, но невозможно не заметить, –  даже примитивному человеку), нам стоит понимать структуру солнечного года и место Святок в нем. Солнечный год состоит, в первую очередь, из двух половин – условных «зимы» и «лета» (деление на четыре сезона – позднейшее и весьма условно).

Существует два различных способа поделить солнечный год на два, причем, в любом случае,  началом года считается начало его «светлой половины». Согласно одной модели, в которой, кстати, год отождествляется  с сутками, мы считаем  светлой половиной года период  от весеннего равноденствия (восход солнца, утро) до осеннего равноденствия (закат, вечер). Темной половиной – соответственно, период с осеннего до весеннего. С этой точки зрения как летнее солнцестояние так и зимнее – оказываются серединами соответствующих периодов, их кульминацией. Летнее – как высшая точка года (полдень, солнце в зените), зимнее – как  низшая (полночь, солнце под землей). Здесь все как бы довольно стройно и логично (не зря  многие новоязычники считают весеннее равноденствие 21 марта началом года), но есть, конечно, и нестыковки – например, осеннее равноденствие 21 сентября в наших широтах никак не может играть роль «заката» – рановато…

Согласно другой модели год делится на светлую половину – когда день идет на прибыль, и темную – когда день идет на убыль, т.е. от солнцестояния до солнцестояния. Также как первая модель построена по аналогии с сутками, эта – построена по аналогии с месяцем, который точно так же делится на светлую – луна прибывает и темную – луна убывает, половины. В такой модели  началом года считается уже зимнее солнцестояние (по аналогии с неоменией – рождением нового месяца в лунном цикле), с которого день начинает идти на прибыль (кстати, если продолжать аналогии с суточным циклом, то в современном счислении сутки также  начинаются с полуночи, соответствующей зимнему солнцестоянию). Данная модель тоже логична и внутренне непротиворечива, однако она  совершенно не подходит для общества, чья деятельность основана на сельском хозяйстве (тех же «этнографических» славян). С земледельческим циклом (где ключевые моменты – это сев и сбор урожая) год, основанный на солнцестояниях, никак не стыкуется, что заставляет подозревать во всем этом продукт более древней эпохи, но это у меня  сейчас уже пошли какие-то спекуляции..

Я до сих пор не могу, применительно к славянской мифологии, отдать приоритет той или иной модели. Нет оснований утверждать об исконности привязки начала года у славян к весеннему равноденствию (а зимнее – вроде как позднее и наносное), или, наоборот, считать зимний солнцеворот и Святки – исконным, пришедшим к нам из древности, Началом Года, – потому что и в пользу  того и в пользу другого можно найти великое множество подтверждений. Видимо, остается признать только сосуществование в древности двух различных традиций, другого объяснения у меня пока нет.

В любом случае, в славянской мифологии существует несомненная связь между зимним и летним солнцестояниями (например, «Святки, близкие по времени к зимнему солнцевороту, перекликаются по обрядности и верованию в бесчинство нечистой силы с днем или, точнее, ночью накануне праздника Ивана Купалы, который следует за днем летнего солнцеворота. На прямую связь «страшных» вечеров с общеславянским летним Ивановым днем указывает сибирский обряд, описанный А. Макаренко в его «Сибирском народном календаре»: «Кто желает быть счастливым и богатым, пусть в Иванову ночь, говорится на Ангаре, накосит копну травы и сохранит до Страшных вечеров. Рекомендуется пойти „тогды“ к этой копне ночью, обойти вокруг нее „благославясь” (с молитвой) и очертить круг „огарком” (от первой лучины, зажженной осенью): черти, которые с особым удовольствием избирают для своих сборищ „ивановские копны”, взмолятся и за отпуск из крайне неприятного для них положения пообещают исполнить все требования такого смельчака»[1]). Не зря т.н. «русальная» неделя, которая, по всей видимости в древности примыкала непосредственно к дню летнего солнцестояния (http://novoyazychestvo.ru/t-n-kalendar-miroslava.html), получила название «Зеленые Святки», т.е. название зимних праздников переносится на весенне-летние (в  Стоглаве название «русалии» связывается как с летним Ивановым днем, так и с зимними Рождеством и Крещением: «Русалии: о Иоаннове дни и навечерии рожьства Христова и богоявления: сходят ся мужие и жены и девицы на ночное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на богомерские дела»). В земледельческом календаре Зеленые Святки связаны с цветением злаков, в основном ржи, что на большей части территории России происходит как раз в июне[2], т.е. непосредственново время летнего солнцеворота (ср. название первой недели «настоящих» зимних Святок – «Ржаное цветьё», а второй – «Яровое цветьё» у русских в Балезинском и Кезском районах Удмуртии [3], где, наоборот, весенне-летняя терминология переносится на зимнюю). Причем в славянской мифологии основным содержанием как  зимних Святок, так и Зеленых Святок считается посещение земли душами умерших, а также «сезонными» мифологическими персонажами, которые ассоциируются с ними (особенно с т.н.  «заложными» покойниками). Таковы весенне-летние русалки, таковы и зимние шуликуны, хотя о происхождении последних от заложных покойников есть лишь немногочисленные свидетельства и косвенные данные [4]. То есть и зимние и весенне-летние Святки примыкают к датам солнцестояний, и те и другие, помимо непосредственно даты солнцестояния, представляют собой не отдельные даты, а целые периоды, и те и другие – объединены единым мифо-ритуальным содержанием.

Однако есть и различия: самое основное, пожалуй, это то, что зимние Святки начинаются с даты солнцеворота, а весенне-летние – завершаются им (ср. с зимне-весенней Масленицей). Помимо этого, в позднейшей дошедшей до нас традиции два эти периода различаются по длине – весенне-летние длятся одну неделю, а зимние – почти вдвое дольше (впрочем, обо всем  этом см. ниже).  Более того, несмотря на то, что, казалось бы, период у нас и там и там, нельзя отмахнуться от наблюдений Н.И. Толстого о том, что летние – все же тяготеют к короткому моменту времени, а зимние, наоборот, к растяжимому периоду: «…полдень делит день пополам, а полночь так же делит ночь,.. Самое любопытное в этих двух схемах — изоморфность периодов после полуночи в сутках и после Рождества Христова — в году.  Полдень длится очень недолго, в сущности один миг, и в этот миг полудница или полуденник может, по народным представлениям, сразить человека, затем угроза исчезает, в то время как полночь со всеми ее опасностями — лишь начало глухого периода ночи, который длится до первых петухов. Этому глухому периоду соответствует в годовом круге тринадцатидневье — святки (или страшные вечера), Некрещеные дни, Поганые дни. С ними в середине лета соотносится только один день, точнее, только одна ночь — это ночь под Ивана Купалу, купальская ночь»[1]. Несмотря на некоторую однобокость данной т.з., есть определенные основания утверждать, что  в традиции летнее солнцестояние – это прежде всего одна ночь, а уже потом – период времени, а зимнее – это прежде всего период времени, а уже потом – одна ночь.

Так мы плавно подходим к срокам празднования Святок и их длительности.

Полный текст записи доступен только для подписчиков. Введите, пожалуйста, Ваш пароль.

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.