Судьба как одна из множества душ человека

Каждый, кто всерьез исследует славянскую мифологию, рано или поздно сталкивается с этим противоречием.
О судьбе.
С одной стороны, Прокопий Кессарийский с этим его “Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу”. С другой стороны весь массив этнографии на тему судьбы и рока. Все эти “ни хитру ни горазду суда божьего не минути”, рожаницы =норны и т.п. – массив данных столь велик и обширен, что его просто не списать уже тупо на христианское влияние.
Те, кто осознают это противоречие, придумывают всяческие уловки, чтобы выкрутиться. Вот и я придумал свою.

Видите ли, смысл в том, что “судьба” – не есть нечто внешнее по отношению к нам. Судьба – это нечто в нас самих. Одна из нескольких наших душ, если угодно. Ну, как “Ка” у египтян. В славянской мифологии называется словом “доля”.
Процитирую Седакову:

“Русс. доля (связанная с глаголом делити той же каузативной связью, что рокь и ректи) входит в семантическое поле слов, уже утративших непосредственную связь со своим этимологическим значением (таких, как век, бог, счастье, спора) — и, рассматривая их наряду с долей, мы читаем их как семантический архаизм — но именно он актуален в контексте обряда.

Нужно заметить, что негативные пары, при помощи которых за долей и другими “роковыми” словами закрепляется положительное значение (недоля, несчастье, бессчастье, злочастье и под.) — вероятно, позднего происхождения. Исходно доля, часть и даже счастье (ср. присловья типа такое его счастье) нейтральны относительно оппозиции хороший/плохой и могут называть оба вида судьбы, и “фортуну”, и “фатум”. Важнее здесь другая оппозиция: свой/чужой, в которой “доля” со всей определенностью отнесена к своему.

Одна из семантических слагаемых в значении этой группы “роковых” слов настолько ясна, что заслоняет другую : ‘бесповоротно предопределенный срок и характер отдельной жизни, в частности, удача человека и его достаток’.

В еще более архаическом срезе это ‘жизненная сила, vis vitalis’, которую человек должен израсходовать до смерти. С этой семантикой связано, прежде всего, обрядовое противопоставление своей/не-своей смерти (resp. “чистых”/”нечистых” покойников, гезр. разных типов ритуала), впервые описанное для славян Д.К. Зелениным. Умершие “своей” смертью почитались как “предки”, святые деды-родители, “не-своей” (скоропостижной, насильственной) — становились существами демонической природы, “заложными” (блр. нечистик, полес. дводушник, двудомник, нипритомник, пужайло, блг. вапер, лепир, блр. вупор, ю.-слав. вовколак,вьрколак и др.). К “заложным” были отнесены: “Иже покры вода и брань пожра, трус же яже объят и убийцы убиша и огнь попали; внезапу восхищенныя, попаляемыя от молний, измерзшия мразом и всякою раною (Мертвенный Канон, цит. по: Зеленин, 27). Можно добавить, что представление “своей смерти” распространялось у славян на все живое: особым образом хоронили падший во время эпидемии скот, в котором, как в “заложных”, предполагалась сила “тянуть за собой в могилу”; для священных деревьев устанавливалось право на “свою”, ветровую смерть. Опасность, заключенная в “заложных”, состояла в том, что они не “избыли своего века”.

Век актуализирует здесь свою архаическую реконструируемую семантику, общую для многих индоевропейских обозначений времени. Этимология слав. вѣкь < *vеiкь < *vei-/voi (ср. др.-русск. вои, лат. vis) обнаруживает исходную и.-е. семантику ‘жизненной силы, vis vitalis’ [Гавлова, 36—39]. Век как ‘срок человеческой жизни’ (не имеющий точного количественного измерения) — время наполненное, близкое к доле, время расходования жизненной потенции. Обряд может конкретизировать ее как производительную 5, но интереснее другаясинонимия: век, возраст человека приравнивается к его росту —см. многочисленные обрядовые акты и регламентации, связанные с меркой6, из которых видно, что рост — символ, замещающий человека. его двойник, как тень или отражение. Жизненная сила, не израсходованная теми, кто умер до часа, действуя уже из области смерти, “берет душу” у живых, как сама смерть. В поверьях часто отмечается, что срок хождения нечистиков ограничивается их часовой, правдивой смертью. Самыми опасными в силу этого представлялись умершие дети (в позднейшей трансформации — некрещеные дети); в похоронах детей есть особые регламентации (например, запрет на плач)…”
____________________________________
прим. 2. – В частности, тема “доли” (среди других) отличает “народное христианство” от ортодоксального, строя картину абсолютной и однозначной предопределенности — не только событий жизни (на роду написано), но и душевного облика (такой уродился). В силу ее абсолютной неизменности долю человека можно узнать уже при рождении (ср. мифических болгарских Орясниц и русские сказки о рождении Доли вместе с человеком) или в другое время, магическим путем. В силу того же свойства не только попытка изменить, уйти от своей доли, но несогласие с ней представляются не только безнадежными, но и нечестивыми. Славянская “доля” в незначительной мере “наследственна”: мотив родового рока здесь развивается сравнительно мало. Кроме доли — двойника человека, в славянских повериях действует “ничья” или “чья угодно” доля, прикрепленная к пространству (урочное место) или времени (урочный час).”

О. А. Седакова ” Тема “доли” в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал)”//Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990, с. 54-63

То есть, смотрите – судьба, “доля” – это есть одна из душ (в модели множества душ) человека. Однако тут перед нами встает вечный восточный вопрос – “кто есть “Я”? Ведь действительно, может быть правильнее говорить не “у меня есть душа”, а “у души есть Я”? С этой точки зрения, может быть, не “у меня есть судьба”, а “у судьбы есть я”?
И, может быть, то, что я привык называть “судьбою” – и есть мое “Я”, то есть то, что я привык считать самим собой? Первопричиной и корнем всех моих побуждений.

Особенно сильно можно призадуматься, если вспомнить , что первичным значением слова “бог” было как раз “доля” (“первичное значение слова бог – “доля, участь” предшествовало религиозной семантике (некая высшая сила, верховное существо, стоящее над миром и др.)”). Но в тему “богов” мы сейчас не будем углубляться. Хватило с меня и https://vk.com/wall-119055965_3490. 😊Слишком уж радикально звучат мои идеи для многих…

Мой пост был навеян совсем иным.
Вот песня Джонни Кэша – первое видео. Неважно, что я, как и многие другие, узнал о ней из трейлера к “Логану”. Ведь круто же? Искренне так, пробирает. Однако, если понимать о чем он поет –
“Вернуться бы назад,
На миллионы миль.
Я б выбрал путь другой,
Иначе жизнь прожил…”
Ну, блин…
В противоположность этой точке зрения – трек Дельфина. Второе видео. Даже не клип, а так. ниочем. Я лично не поклонник Дельфина. Меня отталкивает как он сам, так и его манера исполнения. Но здесь он реально СКАЗАЛ –
“Ты говоришь лучше, чем я,
Но ты не прожил бы жизнь свою снова,
А я бы прожил, потому что одна она у меня.
Все, это мое последнее слово.”

Понимаете? Вот она – СУДЬБА.
Вот он –
бог
внутри нас.

#родноверие #неоязычество #язычество

https://www.youtube.com/watch?v=vt1Pwfnh5pc
https://www.youtube.com/watch?v=5rcLTGFglI0

#Боги_НЯ #ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #личный_опыт_НЯ #размышления_НЯ
#языческое_мировоззрение_НЯ

Максим Сухарев

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта ежемесячная подписка.
Условия подписки: 200 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Комментарии закрыты.