Современный погребальный обряд и современное языческое жречество

#язычество_в_повседневности_НЯ

О чем пост, так как много букв получилось — тезисно:
Языческое жречество — это, прежде всего, не «призвание/профессия», а ФУНКЦИЯ, и таки есть и те, кто выполняют эту функцию и в совр. об-ве
Язычество = естественная религия. Соответственно, «языческое» жречество = естественным образом также существует сейчас в нашем обществе.

Может, конечно, это я такой тупой.. но, — я только позавчера утром осознал все, как есть. Тема все же в современном обществе несколько табуирована. Мы ходим мимо этого с зашоренными глазами, не замечая, а оказывается, есть все это у нас. Уже давно над этим размышляю ведь. Еще со времен всех тех постов о жречестве, типа https://vk.com/wall-119055965_9834. Все не давала мне покоя эта мысль, — о том, что если язычество, в том виде, как я за него топлю, = естественная, стихийная и «неубиваемая» религия человечества, и, если каждый нормальный человек, при отсутствии внешнего давления, — совершенно естественным образом, рано или поздно, но, один фиг, — впадает в то же самое язычество, то… Не может быть все в нашем мире настолько «никак» со жрецами, волхвами, священнодеями, — короче, со всякого рода «языческим священничеством». Если само яз-во, по сути своей, — естественно, то, значит и его, язычества «духовенство» — тоже должно естественным образом и само собой где-то существовать.
Сейчас, в принципе, вспоминаю: — да, я уже чувствовал что-то такое и в загсе и в роддоме. Там должностные лица же не просто вам бумажки выписывают, хотя, казалось бы., — они, пусть грубо, пусть без понятий — но все же пытаются сделать это — Ритуалом. Торжественность момента обязывает (их самих же). И, кстати, парадоксально, но их, по значимости (причем, именно в ритуальном плане!), никому не превзойти, объективно. Ведь по факту = юридически, закрепляют факт перемен в нашей жизни как раз они. Их, а не чьи-либо еще действия радикально изменяют наш социальный статус. Сами понимаете, наше государство никогда и ни за что никому, даже церкви, эту функцию уже не отдаст )))

Ну — так-то немного не о том. Свадьба, ДАЖЕ рождение — все не то у нас в современном обществе сейчас все же, увы. Но позавчера я возвратился с похорон. Называется «гражданская церемония».
И, неожиданно — есть в нашем мире оно — подлинно языческое жречество.
Распорядительница похорон из ритуального агенства.
Один-в-один Ибн-Фадлановский «Ангел Смерти» (https://vk.com/wall-119055965_7805):
«Арабский путешественник Ибн-Фадлан в своих «Записках путешествия на Волгу» (стр.81) пишет: «…тотчас пришла старая женщина, которую они называют ангелом смерти и разостлала названные вещи на скамье. Она-то распоряжалась шитьем платья и всеми приготовлениями, она же и убивает девушек…»
Понятно, что современная «Ангел смерти» никого не убивает уже, впрочем, на общую атмосферу действа, в силу тотальной мрачности оного, это и не влияет практически. И так хватает жести.

Поясню про «распорядительницу», — например, у нас в городе (соратники говорят, что до сих и не везде так), когда заключаешь с ритуалкой договор — они и ведущую церемонии вам навязывают. Она — основа всего пакета их услуг (помимо пакета товаров — гроб, венки, полати, ленты, саван и проч.) , потому что всеми и всем там рулит.
И это — то, что реально востребовано.
Все эти «кому после кого идти и по какую сторону вставать. какой рукой касаться» и тд. Кто-то должен же все это.
Все непосредственно вовлеченные — в ахуе же, как правило.
Участникам похорон — не до правил, реально.
Кто-то должен все это. разводить.
Но это у нас лет пять крайних, по моему, — лет десять назад, а то и далее, — вот не помню. Кто-то из бабушек-родственниц рулил, обычно.
РПЦ тут, как ни странно, не конкурент, кстати, причем, ПО СУТИ.
Сам видел: года три назад друга хоронили — там вызывали священника. Но это ниочем же. Он реально где-то полчаса махал кадилом и пел что-то уныло-непонятное, потом, с чувством выполненного долга, ушел. Остальное время все равно «ангел смерти» рулила. Поп же… — не жрец он тут, не распорядитель всего обряда от и до. Так, приглашенное лицо. Ну не РПЦшное это дело, действительно, — ср. «пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов» и т.п.

Справедливости ради, провел мини-опрос среди бабушек — да, есть и мужики там, в рит. службах (лично мне мужики не попадались просто). Но сами «бабушки» единодушно заклеймили таких, единичных мужского пола «распорядителей ритуала» как фуфло и большую неудачу для всех собравшихся. Должна быть женщина в годах, и все тут.
Кабакову, вот, вспомнил: «Важно подчеркнуть и другой аспект: роль женщин в похоронном цикле. Смерть предстает исключительно в образе женщины, в то время как покойник в рассказах — чаще всего мужчина. Смерть — женщина, приходящая за своей жертвой, и в то же время — невеста. Смертный исход описывается как возвращение домой и как брак.
Похороны организованы таким образом, что женщины провожают покойного в его последнее путешествие точно так же, как они принимали его, когда он появлялся на свет. Они помогают его телу раскрыться, душе высвободиться, а затем готовят обоих — тело и душу — в последний путь. Помощь их заключается не только в жестах, действиях, но и в словах, которые они произносят или поют. На женщинах же лежит забота о последнем расставании — живых и мертвых друг с другом. Именно женщины помогают вдове забыть покойника. Они же делают всё, чтобы «доля», удача не ушла из дома вслед за покойником, поскольку первыми, по статистике, обычно уходят мужчины, а женщины остаются.»
Кабакова Г.И. «Антропология женского тела в славянской традиции»

Но подумать только, со времен Ибн-Фадлана по сути все так и осталось.
Женщина в годах рулит всеми похоронами. всей церемонией. гостями. бригадой. Движением пальцев причем, практически. Все по струнке.
Нет тут, в ее действиях и словах, никаких «богов», конечно, явно.
Но, блин, ответственность ее , — в силу СЕМАНТИЧЕСКОЙ НАСЫЩЕННОСТИ момента, — просто зашкаливает.
Представьте, — стоит кому-то оступиться, потолкаться, сорвать плавный ход церемонии. … — в силу семантической насыщенности момента, мгновенно все, что угодно может быть истолковано (И БУДЕТ ИСТОЛКОВАНО) — как недоброе предзнаменование.
Серьезный замес, в общем.
Повторюсь, в загсе, например, или роддоме — чувствовал отголоски этого, но здесь — в Полный Рост.
По Взрослому . Все эти «родные встаньте там-то», «вы идите, вы стойте ждите», «коснитесь сначала ног, потом — рук», «Вы — туда, в- сюда», и проч. на фоне адреналина и проч. внутреннего раздрая.
Реальное руководство ритуалом. Действом.

А. И прикол.
церемония крайне плавная вышла., благодарен.
Хоть она («Ангел смерти») и на работе тупо, но, повторюсь, семиотически и семантически зашкаливает момент же, —
в конце, суко, сама же в соседнюю могилу провалилась ногой (провал открылся от раскопа. дозахоранение, все очень близко) ))))
Прикиньте, если бы кто-то из нас ногой туда провалился.
Всю дорогу (как минимум, год после этого?) на измене бы ходили, бегая глазками и на полусогнутых.
а так — ее, Работницу Культа, и не жалко 😊

#семейные_обряды_СНЯ #личные_обряды_СНЯ#язычество_в_повседневности_СНЯ

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.