Солнце и небо на Купалу

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

СОЛНЦЕ
«В ряду чудесных событий, связываемых с солнцем, в весенне-летней мифологии славян известны следующие.
…солнце на восходе (изредка — на закате) переливается разными цветами и двигается по небу тем или иным необычным образом (например, подскакивает— «танцует», совершает волнообразные движения на горизонте — «купается», меняет цвет — «меняется», исчезает и появляется вновь). Во всех славянских традициях это событие передается глаголом «играть» («солнце играет»), а также рядом других.

В польском фольклоре такое необычное «поведение» солнца описывается терминами «играет», «танцует», «кланяется», «ходит, как перепелка», «приседает, садится на корточки» (SSSL 1/1, 124). В болгарской традиции чаще других упоминается о том, что в Иванов или другой день солнце играе ‘трепещет, дрожит’; у сербов — «играет» и «скачет».

Иногда человек становится случайным свидетелем чудесного со-бытия, чаще же специально встает до восхода, чтобы увидеть «игру солнца», тем более что увидевшему это приносит счастье и здоровье (ЕБ, 128). В южнорусских областях практика наблюдать «игру солнца» приняла форму коллективного (преимущественно женского или молодежного) календарного (петровского) обряда «караулить солнце» (см.: Лепер 1928). Аналогичен ему верхнесилезский обычай: на рассвете Иванова дня девушки выходили на открытое место, выкладывали на траве на полотенце специальные хлебцы, танцевали и пели: «Graj, siorice, graj, otoz tu masz twoje slonczqta» [Играй, солнце, играй, вот твои солнышки] (SSSL 1/1, 124) . »

НЕБО (и звезды)

«Что же касается чудесных событий, связанных с небом, то у западных и южных славян (у восточных славян в меньшей степени) известно поверье о том, что в праздник .., «открывается небо». Обратим внимание на единство языкового выражения этого поверья в славянских языках, ср. серб, небо се отвара, болг. небето се отваря, словен. nebo odprto, пол. niebo otwiera si$, словац. otvori sja nebo и т. п. . В момент раскрытия небес человеку может явиться Бог или поющие в небесах ангелы .
Если человек становится свидетелем этого события (не важно, вольным или невольным), он может надеяться на исполнение всех своих желаний, загаданных в момент раскрытия небес.

Как и в других фольклорных рассказах о календарных чудесах, здесь мы вновь сталкиваемся со стремлением человека не просто увидеть чудо, а по возможности приблизиться к нему и тем самым ухватить, добыть удачу. Так, жители р-на Трявны (Болгария) проводили всю ночь накануне Благовещения на улице, глядя в небо, чтобы увидеть Бога и попросить о чем-либо желанном (Даскалов 1906—1907, 9). Словенцы Нижней Краины верили, что человек, влезший пасхальной или рождественской ночью на леса для сушки сена или на дерево и тем самым подобравшийся ближе к небесам, услышит все, что может случиться в этом году (Kuret 1, 242).
….
Исполнение желаний неразрывно связано с понятием счастья. В Карпатах рассказывали о том, что «небо открывается» не для всех, а только для счастливых, ср. карпатское календарное поверье: «В 12 часов, кто счастливый, тому небо открывается. Был один мужик, он вышел на Ивана с хаты, небо светло, открыто, так он дужо богато жил» (КА, Любинцы Стрыйского р-на Львовской обл.).

Редкие славянские поверья относятся к необычному поведению звезд в предпраздничную ночь. Так, болгары верили, что в ивановскую ночь звезды «слезают на землю» и «украшают» собой травы и цветы, наделяя их особыми чудодейственными свойствами (БМ, 115).
* * *
Все эти поверья, относящиеся к солнцу, небу и звездам, могут, во всяком случае отчасти, объяснить магические действия, которые люди совершают в праздничные ночи и дни. В славянской обрядности, приуроченной к главным праздникам календарного года, особенно весенне-летним (….), широкую известность получила практика выносить (выставлять, выкладывать) предметы бытового обихода, пищу «под звезды», «под зори», «под солнце», под ночное небо — с целью придания этим предметам магических, продуцирующих, апотропеических и иных свойств.

На Украине (в Ровенской обл.) в ночь на Купалу на крышу клали хлеб с солью, которые позже использовали для лечения людей и скота (ПА, Берестье).
У южных славян к той же группе можно отнести обычай выставлять «под звезды» сосуд с водой, куда предварительно поместили принадлежащие девушкам предметы (кольца, китки и др.), предназна-ченные для гадания, которое происходит на следующий день (типа болт. ладуване или топене на пръстени или греческого клидона) и должно «открыть» девушке ее судьбу (это чаще происходило на святки или в канун Иванова дня). Оставляя сосуд снаружи на всю ночь, его тем самым как бы отдают «в ведение макрокосма, который и наполняет его божественным/пророческим знанием» (Цивьян 1999, 323).

И хотя приобщение к солнечному свету и звездам и само по себе придавало этим предметам искомые качества, тем не менее именно в праздник человек получал особую возможность силой чудес преобразовать окружающий его мир — мир вещей и повседневности.
»
Т. А. Агапкина «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл».

С Купалой, братие!
С Праздником!!!

см. также наши конкретные советы по тому, как провести Праздник с прошлого года — https://vk.com/wall-119055965_8621

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.