Славянский (ново)языческий календарь «для самых маленьких»(начало зимы)

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
С нашего уютненького чатика в телеграм t.me/novoyazychestvo, который создан для предварительного обсуждения подобных идей: —

Почему «для самых м-х»? Потому что хочу написать, как я раньше любил, Самую Суть, — Основы. От ядра — к оболочкам. Все это у нас уже, так или иначе, было, поэтому если вы — наш давний читатель, можете не читать, хотя.. повторение — мать учения же.

Смотрите, в чем она — Самая Суть. Все просто. Также как сутки естественным образом делятся для нас на темную и светлую половины, год также делится на половины — теплую и холодную. Условные Лето и Зиму (так как самаясуть, сейчас не будем вводить сюда заморочки в виде «весны» и «осени» — это уже все довольно субъективные понятия). Но на «Лето» и «Зиму» год делится совершенно четко. Критерий прост, прям вики процитирую:

«Климатологи считают, что зима начинается при переходе среднесуточной температуры воздуха через ноль градусов Цельсия в сторону понижения» (также как и «светлая половина года» — весна/лето — начинается при переходе среднесуточной температуры через ноль в обратную сторону — в сторону повышения). Так как за «ноль» в шкале Цельсия взята точка замерзания воды, то критерий очень и очень прост — когда на земле лежат осадки в виде снега — то это «темная половина года», когда снег тает и превращается в воду — светлая. Начало «светлой половины года» = языческий новый год. Противоположная точка календаря — начало «темной половины» = время поминовения мертвых — т.н. «осенние Деды» (хотя опять же, если для вас «Деды» заключаются в посещении кладбища и приборке могил, то это нужно делать не в этот день, а на несколько недель раньше, потому что сзамерзшей землей ничего сделать вы уже не сможете). Иными словами, «славянский Самайн» (см. прошлогоднее исследование на эту тему — http://novoyazychestvo.ru/prazdnik-perexoda-ot-oseni-..).
Вот и вся суть.

Среднесуточная температура, как это следует из названия, получается измерением температуры воздуха каждый час в сутки, складыванием всех этих результатов и делением на 24. Но мы можем поступить проще — сложить пики — дневную и ночную температуру. То есть, если днем у нас +3, а ночью -7 , то при сложении этих двух чисел мы получаем минус 2 ниже нуля. Берем погодный сервер, например яндекс и ищем вкладку «прогноз на месяц», например https://yandex.ru/pogoda/irkutsk/month/ . Выберите сами свой населенный пункт и ищите время, где температура уже точно переваливает через ноль. Потому что, если в Якутии это — конец сентября, то в Краснодарском крае — это январь. Но, на большей части России, все же ноябрь (начало ноября, как у нас в Сибири, или, наоборот, конец, как в европейской части).

Далее, так как в переходные периоды между сезонами среднесуточная температура колеблется и четкую дату трудно определить, — мы гуглим лунный календарь (зачем нужны лунные фазы смотри прошлогоднее — http://novoyazychestvo.ru/vstrecha-zimy.html) и смотрим ближайшее к моменту «перехода температуры через ноль» новолуние (неомению)/полнолуние. И это даже исторически верно, по крайней мере для противоположной точки календаря — весеннего нового года (например, согласно исследованиям А. Журавеля (https://vk.com/wall-67741956_3079) новый год в Древней Руси праздновался в зависимости от фенологических явлений (таяние снегов?) в ближайшее к этому новолуние/полнолуние, причем «полнолунное новогодие – не какой-то странный пережиток прошлого или кратковременная мода, а полноправная система летоисчисления, сосуществовавшая с более естественной на первый взгляд привязкой новогодий к новолуниям.»)

Таким образом мы выходим на дату стыка двух половинок года и дня поминовения мертвых.
Для меня сейчас это — пятница 9го ноября (всего на неделю позже православной дмитриевской субботы). Это если следовать той идее, что новорожденный месяц знаменует собой начало нового периода. Однако, так как это — «Деды» или День Мертвых, то есть определенный смысл с ночью до этого — с самим безлунием связать (еще Мирослав в своем календаре к этому призывал http://novoyazychestvo.ru/t-n-kalendar-miroslava.html).

То есть, на своей местности, я практически попадаю в народный «Дмитриев день». Процитирую вики:
«день в народном календаре у славян, приходящийся на 26 октября (8 ноября). Название дня происходит от имени святого Дмитрия Солоунского. У восточных и южных славян относился к годовым праздникам и считался рубежом зимы. У восточных славян завершался осенний брачный сезон[1].

Особенно почитается суббота, предшествующая Дмитриеву дню или выпадающая на него, когда справляют поминки-тризны по усопшим предкам[2].

Гальковский Н. М. упоминает об осенней коляде в октябре: «тогда крестьяне дают хлеб зерном» колядовщикам[6].

Дмитриев день считался началом зимнего полугодия, называемого у сербов «митровско» (дмитриевское) и продолжающегося до весеннего Юрьева дня 23 апреля (6 мая), который открывал второе, джурджевско (юрьевское), полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают её в корову и доят (ю.-болг.)[3][7]. С началом зимы были связаны пословицы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень»; «Пришёл к нам святой Дмитрий на белом коне». В Болгарии говорят: «Святой Димитр приносит зиму, а святой Георгий — лето». В одной народной сказке оба святых — близнецы-братья. За святым Дмитрием — старшинство. Он ездит верхом на огненном коне и является властелином зимы. По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из неё сыпался первый снег[3].

У южных славян Дмитриев день считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней.»

как видите, все сходится.

***

Теперь то, ради чего я выкладываю такие, дискуссионные посты сначала в телеграмм, а не сразу на сайт, как мы это делаем с нашими исследованиями — это помогает заранее выявить разного рода темные моменты, например:

Во первых, зачем вообще связывать свою жизнь с этими природными ритмами ?
Типа есть же то же начало зимы 1 декабря — и ладно :-)
А потому что яз-во = поклонение Природе. Мы связываем себя с природой через следование ее циклам. Блин, да я лучше к природным циклам «привяжусь», чем к гражданскому календарю нового стиля. А иначе давайте и восход солнца встречать не в момент восхода, а на несколько часов позже  J , то есть, допустим, заявим, что «день начинается в 7 утра», например, и ниипёт, что летом в 7 уже несколько часов как светло, а зимой — наоборот, еще темень.
Зачем нам эта «природа», — мы ж не крестьяне какие, не шудры, а гордые жители городов. Наша кровь — пластик, наше дыхание — бетон … :-)
Вообще насчет «Неоязычество давно оторвалось от Природы,.. от древности я беру только духовность», — блин, так в этом и кроется причина того, что современное неоязычество находится в столь плачевном состоянии.
Конечно же, нам удобнее себя вообще ни к чему не «привязывать»…
Проблема с полностью «внеприродным» яз-вом в том, что оно — удобно, да, но при этом совершенно неконкурентноспособно. Уж лучше хр-во тогда. Там хоть Высшая Идея есть, а тут.. Природу отняли, Высшей Идеи — не прибавили.. и остались, в отсутствие живой традиции, ни с чем…

Во вторых, почему именно «температура замерзания воды». Вообще, здесь у нас — с делением года на «светлую» и «темную» части — очень точная аналогия с ночью и днем. Понятно, что ночь сменяет день не единомоментно. Что и там и там — длятся сумерки. Но мы же можем отличить ночь от дня? По четкому и, что главное, фундаментальному критерию — темно/светло. Так же и здесь. Потому что «точка замерзания воды» — это ведь не какой-то произвольный показатель, а критически важный.
Именно им определяется жизнь растительности, а через нее, по пищевой цепочке — и всего остального, тех же животных (теплокровные — не в счет, так как они , в некотором смысле «живут в долг» — сами подумайте, сколько они протянут вообще без лета?).
То есть это — жидкая вода — определяет всю биологическую жизнь на земле.
Куда уж фундаментальнее..

В третьих, почему не равноденствия/солнцестояния, например.. Весеннее и осеннее равноденствия — красивые и симметричные даты, но, мало того, что они, в качестве основы для языческого календаря, совершенно неисторичны, — во время них ничего не происходит в природе, никаких ощутимых перемен.
На 4 части (весну, лето, осень, зиму) теоретически еще можно так год поделить, но на две — условно светлую и темную половины, — с помощью солнечных дат никак не получится.
Псевдоязыческий календарь, построенный исключительно на равноденствиях/солнцестояниях, — вдребезги разбивается об реальность.
Может быть, в теории я и могу согласиться, что зима начинается 22 декабря, а весна 20 марта — это все так логично, но.. В окружающем мире по факту у меня до 22 декабря уже месяц как зима «во весь рост» и морозы, а к 20 марта у меня в городе уже и снега нет.
Не подогнать никак наш климат под эти красивые и логичные солнечные даты… То есть это — очередное «день начинается в 7 утра». Язычество от ума
(хотя, где-то, возможно и совпадает. на ДВ вот, говорят.. но, это будут отдельные, специфические местности).

В четвертых, в Сети оказалось неожиданно много адекватных язычников из южных краев (место там у них что ли заколдованное? :-)) и вот с ними уже проблема, да. Так как все вышесказанное — это все же для средних широт было.

То есть, если вы настолько на юге, что вам кажется, что зимы, в том смысле, как здесь описано, у вас вовсе нет (есть даже такой термин — «климатическая осень»), то, блин, возможно так оно и есть. Смиритесь. В конце концов натягивать сову севернорусской и среднерусской этнографии на глобус можно не бесконечно. В какой-то точке по пути на юг нам все же придется признать знакомую нам этнографию совершенно неадекватной. Нет, ну трогательно конечно когда мы, чтя заветы предков, встречаем жаворонков 20 марта, — сидя где-нибудь в Кейптауне, но.. в общем, сами понимаете, насколько это адекват…
Если у вас зима начинается только в январе и длится всего два месяца, то значит такая у вас зима, смиритесь. В конце концов «половины года» — это условный термин, не предполагающий их равенства. Даже у нас в суровом Иркутске зима и весна — не по 6 месяцев, а 5 на 7. В конце концов, день тоже равен ночи только в периоды равноденствий, а в остальное время они, прямо скажем, не равны по длине, но с самим фактом существования дня и ночи от этого ничего не сделается.

Таким образом для южан возможны следующие пути решения:

1. Привязать начало зимы к зимнему солнцестоянию. Вот вам — сам бог велел и вообще это — средиземноморская же тема какая-то, так что вполне;

2. Отказаться, наконец, от дат исключительно русской этнографии и взять за основу тот же фольклор южных славян как сложившийся в тех же самых климатических условиях. Понятно, что тут все равно нужен будет синтез с родным народным — те же песни вы на русском языке же поете, а не на языках балканских славян, и срастить одно с другим — да, это определенный труд. Но, тем не менее, труд посильный. Есть все для этого — сводные труды, монографии на русском, — да даже я бы справился, но мне это не так актуально.
В любом случае глупо продолжать косплеить восточнославянскую календарную обрядность — то же пробуждение медведя в конце марта или похороны мух в конце сентября — находясь при этом почти в субтропиках;

3. Отказаться от критерия «точки замерзания воды» для определения «зимы» и взять за основу иной признак — например «падение температуры моря ниже …» или еще что, тут сами смотрите. Пусть ваша зима — не в платье из снега, а в платье из дождей и ледяных ветров, но.. это ваша Зима.

Автор – Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.