Символика женского и мужского начала в славянском новоязычестве.

Условно древнее славянское веретено

Здесь я продолжаю тему, поднятую мной в посте про «колесо» (https://vk.com/wall-119055965_7136) — так, что, если вы — любители славянских древностей, то этот пост — для вас 😊

Есть такая хорошая статья — Жульникова С.Н. «Гендер в предметном коде культуры: символ и архетип (на материале славянских обрядов первого года жизни)» (http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-12/1062.html), — которую я далее буду цитировать:

«В славянском мире в качестве наиболее устойчивой комбинации, репрезентирующей идею пола в предметно–символическом коде культуры, является бином топор–веретено (как вариант: рубящее/режущее орудие – предмет, связанный с процессом прядения [2] ). Имеющиеся в нашем распоряжении материалы демонстрируют неслучайность и устойчивость этой символической предметной оппозиции в разных локальных традициях, что дает основание полагать, что данный бином носит общеславянский характер и отражает определенные системные связи на уровне архетипов.

Условно древний и славянский гребень

веретено и процесс прядения в предметно–символическом мире славянской культуры являются метафорическим воплощением идеи матки [97] , женского начала, а топор – фаллоса, мужского начала (о чем красноречиво говорит следующее поверье: целомудренный юноша не может мастерски владеть топором [98] ).

Современная расческа


В то же время бином топор–веретено в качестве воплощения оппозиции «мужской»/«женский» соотносит текст ритуала с метатекстом, т.е. с мифом, и отсылает нас к мотиву супружеской божественной пары Перун – Мокошь и сюжету небесной свадьбы. Являясь атрибутами главных персонажей основного мифа, эти предметы в славянском ритуально–магическом комплексе функционируют в виде антиномии, в совокупности воссоздавая мифоним, имеющий статус сакрального представительства. Не случайно в паре они могут выступать в качестве символа единства и целостности мироздания [100] . И хотя с приходом христианства этот глубинный слой семантики был практически утрачен, нельзя не отметить некоторых знаковых параллелей христианства с ключевыми языческими гендерными символами (ср. образы Иисуса–плотника или прядущей Марии в иконографии Благовещения).

Выглядящий «древним» и, безусловно, «славянским» топор

-—
[97] В отличие от веретена (кудели, прялки), гребень, будучи женским символом, соотносится с «vulva», что подтверждают этимологические изыскания на материале индоевропейских языков. Маковский М. М. Язык – миф – культура. Символы жизни и жизнь символов. М., 1996. С. 94–95, 183. Об этом косвенно свидетельствует и характер использования гребня в славянских ритуалах (прохождение между двумя гребнями, замыкание–отмыкание и т.д.).

Современный топор

Символика веретена как атрибута женского божества и материализованного воплощения идеи пола в целом может быть связана с особенностями технологического процесса прядения и с символикой нити. «Пласт запретов и их толкований, основывающихся на отождествлении нити с пуповиной, апеллирует, как кажется, к наиболее древним представлениям, актуальность которых, впрочем, постоянно подновлялась физиологией родов. С этим пластом представлений связан образ «нити жизни», известный многим культурам и возникший, думается, именно из мифопоэтического осмысления пуповины» [86] .»

Ну и совсем уже, — современный многофункциональный шуруповерт.

В общем, смысл должен быть уже понятен. Смотрите саму статью — там многочисленные примеры того, как это все используется в обрядности. Суть поста не в этом.
Суть поста в том, что для современного человека, если, конечно, он не занимается аутентичным прядением, веретено (изобр.1) — это не более чем музейный экспонат, никак не связанный с его материальной деятельностью, поэтому не имеющий силы. Зато — вот современная катушка ниток (изобр. 2). Кто может сказать, что она функционально ХОТЬ ЧЕМ-НИБУДЬ отличается от древнего веретена?
Или деревянный гребень (изобр.3) — можно, конечно, расчесываться и им, но кто мне скажет, что такая расческа как на изобр.4 — это не СПЕЦИФИЧЕСКИ ЖЕНСКИЙ СИМВОЛ? 😊
Топору, конечно, «повезло» больше — его форма практически не изменилась с веками.
Но и здесь можно пойти дальше — вот возьмем какой-нибудь инструмент типа дрель, шуроповерт, перфоратор и т.д. Разве это не «мужской символ» как он есть? Тем более, что данный инструмент обременен такой темой как электричество (сила Громовержца), которое в современной семье традиционно относится к «мужской» сфере деятельности.

Хотя, чтобы жизнь не казалась такой простой, не будем забывать о https://vk.com/wall-119055965_7195

#прикладная_мифология_НЯ, #славянские_символы_НЯ

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.