С Равноденствием, братие! 

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОГО НОВОЯЗЫЧЕСТВА .

В 2018 году Весеннее Равноденствие произойдёт в 19.15 по московскому времени во вторник, 20 марта, то есть буквально уже через 24 часа. 

В старую пору считалось, что именно с мартовского Равноденствия начиналась весна. Но похоже, не только весна: это был и в целом славянский языческий «Новый Год». Представляется, что именно весеннее Равноденствие было САМЫМ главным празднеством славян до крещения, и элементы его обрядности сохранились в ассимилированной церковным календарём Масленице (про Суть празднования «Масленицы» см. наше https://vk.com/wall-119055965_6550). Трудно не увидеть логики в таком воззрении: весна связывалась с началом сельскохозяйственного сезона, подлинным возрождением жизни. Хотя привязанный к зимнему Солнцестоянию архетип рождения Солнца также играл значительную роль, сдвиг новогоднего начала цикла на него произошёл, очевидно, под влиянием христианства.

Несмотря на то, что для определенного периода, славянский новый год очевидно был связан с лунным циклом — новолуние/полнолуние после начала устойчивого таяния снегов (см. https://vk.com/wall-119055965_7927), что подтверждается исследованиями датировок летописей А.В. Журавелем, для славянских новоязычников мы считаем целесообразным все же вернуться к равноденствию. Здесь мы руководствуемся той же логикой, что и в посте про «осеннее равноденствие» (https://vk.com/wall-119055965_11120) — в наше время и при таком большом территориальном разбросе славянских новоязычников, именно Равноденствие (в отличие от погодных условий каждой конкретной местности) — это то, наиболее твердое, — на что мы можем опереться. Повторюсь, в наше время.

(вообще, в этом году получилось так, что как раз сегодня-завтра рождается молодой месяц 😊 (См. наш старый пост «О праздновании новолуний» https://vk.com/wall-119055965_2814) Поэтому сейчас у нас с вами — уникальный случай, когда в одной и той же временной точке совмещается и солярное и лунарное).

В народном православии обрядность весеннего равноденствия оказалась связана с праздником Благовещения (25.03 по стар. стилю). К этому дню в восточнославянской традиции приурочены два основных обрядовых действа — «кликать весну» (https://vk.com/wall-67741956_19100) и «греть весну» (т.е. возжигание огня):
«Обычай «греть весну» обязан своим появлением вполне естественному представлению о том, что с какого-то момента в начале весны земля, вода и вся природа начинают согреваться. В календарных верованиях европейских и в том числе славянских традиций «причиной» этого может быть один из весенних святых (ср. серб. «Св. Трифон втыкает в землю головешку», рус. «Св. Василий землю парит» и др.), либо человек, который своими магическими действиями «побуждает» природу к теплу . Подобные верования относятся к самым разным праздникам ранней весны, среди которых ведущее место занимает Благовещение.
Утром на Благовещение (изредка и в день Сорока мучеников) жители отправлялись к реке, а если ее не было поблизости, то в центр села, на поле или просто за село, жгли там костры («грели весну») и «кликали весну». Костры, разводившиеся на земле, были самыми обыкновенными: «Бывало на Благовещенье натаскают детишки хламу к тому полю, где рожь посеяна. Лаптей старых, липника натащут. Еще загодя соберут. Костер зажгут. Иногда песни пели» [МГУ ФЭ 1983, т. 1, № 15, д. Полянка] …
Большим своеобразием отличались костры в тех селах, которые располагались поблизости от реки. Костры зажигали прямо на воде, причем так, чтобы они могли плыть. Для этого брали что-нибудь прочное, например, борону, укладывали на нее горючий материал, зажигали все это и пускали по воде.

Описываемые обрядовые костры, за исключением того факта, что их пускали по воде, а не жгли на земле, вполне типичны. К чертам, общим для различных восточнославянских ритуальных костров, принадлежат их преимущественно весенне-летнее приурочение, место, выбираемое для костра (над рекой, на поле), а главное — состав сжигаемых в них предметов: старые вещи, среди которых обязательно есть колесо, борона, корзина, лапти, солома.
Что же касается совпадения во времени двух ранневесенних обрядов — «закликать весну» и «греть весну», то оно явно не случайно, поскольку оба обряда — пусть и по-разному, на разных «языках» и разными средствами (предметно-акциональными и словесно-музыкальными), решают одну и ту же задачу — маркируют календарный перелом и в известном смысле провоцируют его. »
Т. А. Агапкина «Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян»

Таким образом, для новоязычников в этот день мы всячески рекомендуем как минимум Возжигание Огня (ср. https://vk.com/wall-119055965_7707). При этом вся обрядовая конкретика по Огню (см. в цитате выше) — по возможности (хотя «возвышенность» — это, имхо, крайне важно тут).
Что касается всего остального, — в плане «ЧТО ДЕЛАТЬ», — то рекомендую наше давнее «ЧТО ДЕЛАТЬ РАННЕЙ ВЕСНОЙ» https://vk.com/wall-119055965_6642 — там вполне себе Суть (единственное, имейте в виду, что, согласно Традиции в сам Праздник работать все же запрещалось, но это вообще связано с архаическим пониманием такого явления как «праздник» — https://vk.com/wall-119055965_8741 ).
Конечно же, «кормить птиц» — https://vk.com/wall-119055965_4155 (и https://vk.com/wall-119055965_14477).

К Весеннему Равноденствию всецело относится такое понятие, как «МАГИЯ ПЕРВОГО ДНЯ» (https://vk.com/wall-119055965_12708 — рекомендую).
См., например, статью «[Б.]лаговещение» в СДЭС:
«Ко дню Б. как переломному моменту года приурочены многочисленные магические ритуалы и гадания. В Болгарии и Македонии заботились о том, чтобы в этот день быть сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, пересчитывать их, услышав кукование кукушки, тогда весь год будешь сытым, здоровым, богатым (то же на Карпатах). Выносили во двор тканую и шитую зимой одежду, девичье приданое, чтобы весь год был достаток (Капанцы), надевали новую одежду, чтобы весь год иметь обновки (Тырново). Чтобы быть быстрым, «легким» и здоровым целый год, в Полесье на Б. обегали вокруг дома (Кобринскнй р-н), в вост. Сербии и ю.-зап.Болгарин качались на веревках, привязанных к деревьям. На Б. считалось обязательным есть рыбу «для здоровья». Македонцы из Битоля верили, что в полночь перед Б. раскрываются небеса, появляется Господь, все деревья ему кланяются до земли. Бога можно просить обо всем, и он исполнит желание.»
Рекомендуем всем как можно более полно использовать «магию первого дня».

От имени всей группы – с Праздником, друзья! Связи с Богами и процветания!

#славянский_календарь_НЯ #славянские_праздники_НЯ

P.S.: Для углубленного изучения предмета смотрите текст Михаила Кондрашова
«О МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ» — https://vk.com/wall-119055965_7082

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.