ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТА СМЕРТИ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Культ богини смерти Марены в современном родноверии широко распространился с подачи «Велесова Круга» в середине 2000-х годов. Причём, сложился он под влиянием индуизма (думаю, ни для кого не секрет, что классические работы волхва Велеслава — это, во многом, шиваизм и адвайта-веданта а ля рюс). Для сравнения — в начале 2000-х годов почитание Марены в ССО СРВ (вдохновлённое «Велесовой Книгой») выглядело приблизительно так:

«21 ноября (груденя) — приход Морены-Зимы, день славянской богини смерти Марены. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, под ногами слякоть. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает: «А ни Мара, ни морока не смиемо славити»». [Марин День. Источник: https://slavtradition.com/nasledie/prazdniki/1893-marin-den]

Автор этих строк в своё время практиковал и описанный выше обряд ССО СРВ и более привычное сейчас почитание Марены по образцу «Велесова Круга» (см. это видео). Более того, занимаясь этим, я получил определённый мистический опыт и ни в коем случае не собираюсь отрицать опыт других людей. Не о том речь.

Читать полностью

Языческая утренняя молитва и ритуальные действия.

Пока работал над очередным своим текстом, наткнулся на крайне любопытную вещь:

“От сглаза. (…) “Благослови, сыра земля (при этих словах нужно прикоснуться ладонью к земле), огонь (зажигается свеча), вода (нужно разбрызгать святую воду) и небо (возжигается ладан), отец и мать на весь благодатный. Ложилась я спать помолясь и вставала перекрестясь, вышла я в чистое поле под красно солнышко, под ясен месяц, под ярки звезды, под тучи бегучи. Катилась ты, вода, с небесной высоты, с земной глубины, круты берега обрывала, жёлты пески обмывала, сыры коренья, белы каменья. Обмой, опорощи раба божьего (имярек), отродка (имя) от зазорного глаза, от глаза рябого, от бабьего, мужского, девичьего и юношеского. Прогоню я болезни с уроками и пауро- ками от скорых ног, белых рук, бумажного тела, от ретивого сердца, со всех жил и нажил, суставов и пасуставов, с кожи и плоти, с горячей крови. Во веки веков аминь”. Свечи поставить треугольником, чтобы вершина была обращена к кроватке, после заговора прочитать молитву “Владыко вседержителю”, умыть ребенка святой водой” (г. Березники, зап. от Осеевой Л.Е., 1927 г.р.)». [И.А. Подюков, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова, С.В. Хоробрых, Д.А. Антипов. УСОЛЬСКИЕ ДРЕВНОСТИ. 2004. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX — XX вв. Источник: https://scibook.net/russkiy-folklor/molitvyi-zagovoryi-40954.html] Читать полностью

Основное действие человека, исполняющего функции языческого жреца

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Так, немного мыслей вслух, — потому что у общественности сформировался некий стереотип того, что обычно делает современный языческий жрец или «волхв» или тот же рядовой язычник — он воздевает руки кверху и, как правило, громко взывает к богам при этом.


Печально, что разного рода наши современники — жрецы и волхвы (неосознанно?) стремятся к тому, чтобы строить свои ритуалы в соответствии с данным стереотипом, я сейчас посмотрел достаточное кол-во актуальных видеозаписей родноверия, чтобы это утверждать — да, они практически все время, пока длится обряд, так или иначе взывают к Миру Горнему, вздымая вверх то посох, то чашу-братину, то просто (но неизменно с пафосом) обе руки. Читать полностью

«Жаворонки» и бумажные самолетики

Деградация обычая или развитие традиции.

Исследуя традиционные славянские обряды, связанные с началом весны, я наткнулся на очень любопытный пример «народного» новоязычества (конечно же, если понимать под «язычеством» нечто вроде https://vk.com/wall-67741956_18552).
Суть в том, что современные фольклорные коллективы (тут даже наши сибирские беларусы отметились (на фото №1)), при проведение праздников активно используют, вместо традиционного обрядового печенья «жаворонки», — обычные бумажные самолетики. Читать полностью

Переправа через воду

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Вот, кстати, отличная иллюстрация к будущему посту о «славянской Викке», а также к моему пониманию славянской народной магии и славянского язычества.
Допустим, мы хотим избавиться от чего-либо в нашей жизни – от бед, несчастий, болезней, пороков и прочая (и не видим ничего такого плохого в том, чтобы прибегнуть к помощи магии и мифологии).

Читать полностью

Перешагивание (через …)

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Начнем, пожалуй, год в Славянском новоязычестве с этого-
с сакрального таинства ПЕРЕШАГИВАНИЯ 😆

«В различных обрядах действие переступания трактуется как и благоприятное для исполнителя, если он перешагивает через ма­гические предметы, влияние которых считает­ся благотворным.
На свадьбе при отъезде под венец и во время движения к дому жениха свадебная процессия переходит (переезжает) через специально выпеченную булку, «чтобы молодые над ней проехали — тогда, говорят, всю жизнь будут ездить по хлебу» (ПА, бреcт.), через дежу, вывернутый шерстью наружу кожух, черепки от разбитой посуды (укр., бел.). Читать полностью

Осыпание

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое дополнение к посту про «освящение растущим», где я, помимо всего прочего, писал про ритуальную практику освящения (посредством обсыпания) зерном — https://vk.com/wall-119055965_11751.
Необходимость в данном дополнении связана с тем, что среди разного рода ритуальных действий, Осыпание имеет свое собственное символическое значение, независимое от зерна, «растущего» и вообще, по большому счету, от того, чем именно мы осыпаем (хотя, конечно, оно — то, чем мы осыпаем, — не может не добавлять своего, дополнительного смысла. Так, песок, например, — это устойчиво нечто «мертвое» (ср. устойчивое клише «когда песок взойдет…» со значением «никогда»), но это должно быть понятно). Читать полностью

Выворачивание одежды наизнанку

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

— универсальный способ выйти из затруднительной ситуации. Цитирую:
«ВЫВОРАЧИВАНИЕ ОДЕЖДЫ — ри­туальное действие… Применяется в целях защиты от нечистой силы, болезней, града, выхода из трудного положения и т. п.

Одежду выворачивали, чтобы отогнать нежелательного попутчика (витеб.). Если за путником неотвязно шли собака, лошадь, овца, следовало снять платье или шапку, вывернуть их, отмахнуться ими от провожа­того и затем, надев их в вывернутом виде, продолжать путь. У русских на Пинеге считалось, что, «если заблудишься, одежду вы­вороти — и найдешь» или «заблудишься в лесу, поворотить надо стельки, чтоб выйти».
Таким образом противодействовали нечис­той силе, «перекинувшейся» животным или водящей по лесу.
В. О. как средство лечения де­тей от болезней («уроков») было известно у белорусов на Витебщине. Если у ребенка «твердел» живот или, наоборот, случалось расстройство, на него надевали выворочен­ную рубашечку «кошульку», выворочен­ную шапочку и в таком виде трижды пере­носили задом наперед через дорогу. Читать полностью

Делать паузу у порога

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Сначала процитирую Байбурина про «остановку у порога дома»: «Всем действиям у входа/выхода приписывается высокая степень семиотичности. Самая простая их интерпретация связана с пространственно-временным противопоставлением начало — конец пребывания в жилище, под которым в этом случае понимается особый мир с определенной системой правил, предписаний, со своей системой ценностей. Характерным способом маркирования начала (входа) и конца (выхода) является остановка перед порогом дома, часто сопровождаемая краткой молитвой, особенно при входе в чужой дом («Без бога — ни до порога»), обычай присаживания перед дальней дорогой.»
Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Читать полностью

Купальская роса = святая вода славянского язычества

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

РОСА (далее будет развернутая цитата из статьи А.Г. Боброва, которая и сподвигла меня на написание этого поста) почиталась священной, «о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться — бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет» и т. д.13 В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».14
Читать полностью