Языческая утренняя молитва и ритуальные действия.

Пока работал над очередным своим текстом, наткнулся на крайне любопытную вещь:

“От сглаза. (…) “Благослови, сыра земля (при этих словах нужно прикоснуться ладонью к земле), огонь (зажигается свеча), вода (нужно разбрызгать святую воду) и небо (возжигается ладан), отец и мать на весь благодатный. Ложилась я спать помолясь и вставала перекрестясь, вышла я в чистое поле под красно солнышко, под ясен месяц, под ярки звезды, под тучи бегучи. Катилась ты, вода, с небесной высоты, с земной глубины, круты берега обрывала, жёлты пески обмывала, сыры коренья, белы каменья. Обмой, опорощи раба божьего (имярек), отродка (имя) от зазорного глаза, от глаза рябого, от бабьего, мужского, девичьего и юношеского. Прогоню я болезни с уроками и пауро- ками от скорых ног, белых рук, бумажного тела, от ретивого сердца, со всех жил и нажил, суставов и пасуставов, с кожи и плоти, с горячей крови. Во веки веков аминь”. Свечи поставить треугольником, чтобы вершина была обращена к кроватке, после заговора прочитать молитву “Владыко вседержителю”, умыть ребенка святой водой” (г. Березники, зап. от Осеевой Л.Е., 1927 г.р.)». [И.А. Подюков, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова, С.В. Хоробрых, Д.А. Антипов. УСОЛЬСКИЕ ДРЕВНОСТИ. 2004. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX — XX вв. Источник: https://scibook.net/russkiy-folklor/molitvyi-zagovoryi-40954.html] Читать полностью

Основное действие человека, исполняющего функции языческого жреца

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Так, немного мыслей вслух, — потому что у общественности сформировался некий стереотип того, что обычно делает современный языческий жрец или «волхв» или тот же рядовой язычник — он воздевает руки кверху и, как правило, громко взывает к богам при этом.


Печально, что разного рода наши современники — жрецы и волхвы (неосознанно?) стремятся к тому, чтобы строить свои ритуалы в соответствии с данным стереотипом, я сейчас посмотрел достаточное кол-во актуальных видеозаписей родноверия, чтобы это утверждать — да, они практически все время, пока длится обряд, так или иначе взывают к Миру Горнему, вздымая вверх то посох, то чашу-братину, то просто (но неизменно с пафосом) обе руки. Читать полностью

«Жаворонки» и бумажные самолетики

Деградация обычая или развитие традиции.

Исследуя традиционные славянские обряды, связанные с началом весны, я наткнулся на очень любопытный пример «народного» новоязычества (конечно же, если понимать под «язычеством» нечто вроде https://vk.com/wall-67741956_18552).
Суть в том, что современные фольклорные коллективы (тут даже наши сибирские беларусы отметились (на фото №1)), при проведение праздников активно используют, вместо традиционного обрядового печенья «жаворонки», — обычные бумажные самолетики. Читать полностью

Переправа через воду

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Вот, кстати, отличная иллюстрация к будущему посту о «славянской Викке», а также к моему пониманию славянской народной магии и славянского язычества.
Допустим, мы хотим избавиться от чего-либо в нашей жизни – от бед, несчастий, болезней, пороков и прочая (и не видим ничего такого плохого в том, чтобы прибегнуть к помощи магии и мифологии).

Читать полностью

Перешагивание (через …)

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Начнем, пожалуй, год в Славянском новоязычестве с этого-
с сакрального таинства ПЕРЕШАГИВАНИЯ 😆

«В различных обрядах действие переступания трактуется как и благоприятное для исполнителя, если он перешагивает через ма­гические предметы, влияние которых считает­ся благотворным.
На свадьбе при отъезде под венец и во время движения к дому жениха свадебная процессия переходит (переезжает) через специально выпеченную булку, «чтобы молодые над ней проехали — тогда, говорят, всю жизнь будут ездить по хлебу» (ПА, бреcт.), через дежу, вывернутый шерстью наружу кожух, черепки от разбитой посуды (укр., бел.). Читать полностью

Осыпание

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое дополнение к посту про «освящение растущим», где я, помимо всего прочего, писал про ритуальную практику освящения (посредством обсыпания) зерном — https://vk.com/wall-119055965_11751.
Необходимость в данном дополнении связана с тем, что среди разного рода ритуальных действий, Осыпание имеет свое собственное символическое значение, независимое от зерна, «растущего» и вообще, по большому счету, от того, чем именно мы осыпаем (хотя, конечно, оно — то, чем мы осыпаем, — не может не добавлять своего, дополнительного смысла. Так, песок, например, — это устойчиво нечто «мертвое» (ср. устойчивое клише «когда песок взойдет…» со значением «никогда»), но это должно быть понятно). Читать полностью

Выворачивание одежды наизнанку

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

— универсальный способ выйти из затруднительной ситуации. Цитирую:
«ВЫВОРАЧИВАНИЕ ОДЕЖДЫ — ри­туальное действие… Применяется в целях защиты от нечистой силы, болезней, града, выхода из трудного положения и т. п.

Одежду выворачивали, чтобы отогнать нежелательного попутчика (витеб.). Если за путником неотвязно шли собака, лошадь, овца, следовало снять платье или шапку, вывернуть их, отмахнуться ими от провожа­того и затем, надев их в вывернутом виде, продолжать путь. У русских на Пинеге считалось, что, «если заблудишься, одежду вы­вороти — и найдешь» или «заблудишься в лесу, поворотить надо стельки, чтоб выйти».
Таким образом противодействовали нечис­той силе, «перекинувшейся» животным или водящей по лесу.
В. О. как средство лечения де­тей от болезней («уроков») было известно у белорусов на Витебщине. Если у ребенка «твердел» живот или, наоборот, случалось расстройство, на него надевали выворочен­ную рубашечку «кошульку», выворочен­ную шапочку и в таком виде трижды пере­носили задом наперед через дорогу. Читать полностью

Делать паузу у порога

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Сначала процитирую Байбурина про «остановку у порога дома»: «Всем действиям у входа/выхода приписывается высокая степень семиотичности. Самая простая их интерпретация связана с пространственно-временным противопоставлением начало — конец пребывания в жилище, под которым в этом случае понимается особый мир с определенной системой правил, предписаний, со своей системой ценностей. Характерным способом маркирования начала (входа) и конца (выхода) является остановка перед порогом дома, часто сопровождаемая краткой молитвой, особенно при входе в чужой дом («Без бога — ни до порога»), обычай присаживания перед дальней дорогой.»
Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Читать полностью

Купальская роса = святая вода славянского язычества

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

РОСА (далее будет развернутая цитата из статьи А.Г. Боброва, которая и сподвигла меня на написание этого поста) почиталась священной, «о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться — бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет» и т. д.13 В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».14
Читать полностью

Жертвы водяным духам

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_АВТОРА

#славянские_праздники_НЯ #язычество_в_повседневности_НЯ

Существует старинный русский обычай — приносить жертвы водяным духам весной, когда водоёмы освобождаются ото льда. Вот как его описывал И.П. Сахаров:
«Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. С 1 апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью.»» Читать полностью

Обойти вокруг трижды

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_АВТОРА

Чисто на СД.ЭС (все цитаты далее — оттуда) — из него одного, в принципе, уже все понятно. И далее будет не про обход = очерчиваемый круг, а-ля «Вий», хотя эта тема тоже имеет место быть («У русских, чтобы нечистый не тронул скот, нужно было

http://vesemir.blogspot.ru/2016/04/blog-post.html

до восхода солнца нагим обежать трижды вокруг хлева с косой или ножом, а затем замкнуть круг, воткнув этот предмет в землю. Словаки обходили только что отелившуюся корову с яйцом, пригова­ривая, что как из яйца нельзя отлить часть, так бы и у коровы нельзя было отобрать молоко, а чтобы закрепить действие, давали корове выпить это яйцо.») .

Это, конечно, круто, — и тот же обход места совершения обряда, например, — распространенная практика во многих религиях, — но я немного не о том. В теме «обхода» есть и еще кое-что:
Когда мы обходим по кругу нечто, — мы наделяем объект внутри некими свойствами/приобретаем от объекта внутри некие свойства Читать полностью

У ребенка выпал первый молочный зуб

тезисно:

1. Я сам не навязываю дитю языческой культуры. Есть, прямо скажем, опасение, что эффект может быть прямо противоположным и язычество будет отвергнуто в результате подросткового протеста как «родительские глупости». Пусть уж лучше придет к этому осознанно и сама. Но иногда иначе никак и приходится буквально стоять на своем до конца. Вчера был как раз такой случай —

2. В результате титанических усилий «зубная фея» была таки заменена на «мышку». Про «титанических» я не шучу — все начиналось с «нет, папа, никакая не «мышка», а Зубная Фея !!!», но в результате долгого промывания мозгов таки Мышка. Сам от себя не ожидал, если честно, но тут всерьез закусился — на глазах вместо подлинной и непрерывной языческой традиции, известной, в том числе, и из моего собственного детства, начинается какая-то хрень из американских мультиков…

3. Причем, я думаю, что Мышку отвоевать удалось чисто благодаря вербальным формулам. Фигли, у Мышки же есть заклинание, а у Зубной Феи — нет 😊 Перед сном дочь вполне искренне шептала «мышка, мышка, возьми зуб молочный, а мне дай — костяной». Это плюс.
Однако угол отстоять не удалось. Хитрые англосаксы придумали схему, с которой невозможно бороться. Действительно, ребенок уже не будет бросать зуб в угол, а положит под подушку, ожидая, что поутру на месте зуба окажется монетка. Как говорил герой Арнольда Шварцнеггера в фильме «Красная Жара»: «Капитализьм!» 😊 Так что таки под подушку. Это минус.
Но хоть что-то, хоть как-то. Читать полностью

Хлеб и соль как традиционная жертва

Не так давно в комментариях к посту с видеозаписью о принесении требы лесным духам наш Вождь и Вдохновитель высказал мне своё «фи» по поводу солёного хлеба (в том конкретном случае — печенья), ибо он-де не укладывается в концепцию А.К. Байбурина и духам в жертву не пригоден. Что ж, вот мой «ответ Керзону». Наглядно показывающий, что реальность, как любит говорить мой научный руководитель, сложнее наших представлений о ней.
Цитирую словарь «Славянские древности», так сказать, «библию славянского новоязычника». Статья «Хлеб-соль» находится в пятом томе, стр. 434 — 437.
Сначала — небольшое вступление:
«ХЛЕБ-СОЛЬ — вербальный и предметный комплекс, обозначающий угощение и основную пищу человека; символ гостеприимства, согласия, домашнего благополучия, достатка, сакральности и чистоты (наряду со свечой, иконой, святой водой, дежой, печью). В се­мантике комплекса проявляются смыслы, при­сущие каждому элементу по отдельности (сакральность хлеба и апотропеические свойства соли), и новые, возникшие при их совместном функционировании как неразрывного целого (рус. «Без соли и хлеб не естся», «Помяни соль, чтоб дали хлеба») при ведущей роли хлеба (пол. «Sol do chleba, a nie chleb do soli sie daje» (Cоль к хлебу, а не хлеб к соли дается)). (…) Читать полностью

Мощение мостов как ритуальная практика

В качестве эпиграфа, цитата из Вики:
«Понти́фик, или понти́фекс (лат. pontifex, происходит от pons (pontis) — «мост» (праиндоевр. ‘pent-) и facere — «делать, производить» (восходит к праиндоевр. ‘dhe-)) — в Древнем Риме член высшей коллегии жрецов, которая управляла всеми делами религии[1].»

Этот Свет и Тот Свет отделены друг от друга водной преградой и соединены мостом. Это один из глубочайших архетипов славянской мифологии (если учесть что сон = вода (https://vk.com/wall-67741956_11736), то тут определенно есть над чем поразмыслить).

Я сразу же извиняюсь за некоторый сумбур в наших постах. После великолепного обзорного поста Олега — https://vk.com/wall-119055965_7223 — про устройство мироздания в славянском язычестве, мне надо было бы в первую очередь обосновывать идею Двух Миров (вместо Трех, как у Олега) в славянском язычестве. Но таковы издержки Творческой Лаборатории. Мы сейчас замутили сайт — http://novoyazychestvo.ru/ — где все, что мы делаем, будем должным образом упорядочиваться. Читать полностью

Граффити как (ново)языческая форма молитвы

Собственно, эта мысль не моя. Это А. Плуцер-Сарно. И, собственно, пост далее весь будет состоять из цитирования одной его статьи «Магия современного города» (ссылка в конце). Поэтому у кого к нему что-то личное (а персонаж довольно одиозный) — не обессудьте. Сама эта Тема, (см. хотя бы беглое упоминание ниже в тексте про известнейшее средневековое заклинание на стене новгородской Софии «яко седите пироге в печи гридьба въ корабли пелепелка пари въ доуброве постави кашу постави пироге ту иди») бесспорно, заслуживает внимания: Читать полностью

Что делать ранней весной

здесь описаны не какие-то конкретные обряды, а, скорее, направления, куда стоит обратить внимание/над чем стоит работать. Не побоюсь этих слов, Образ Жизни. Тем более, не будем забывать, что сейчас — молодой растущий месяц (https://vk.com/wall-119055965_6635), — самое время начинать Новую Жизнь 😊
Процитирую СД.ЭС:

«…Ранневесенний цикл отличает большое количество ритуалов пограничного типа, относящихся к переходному (новогоднему) ритуально-мифологическому комплексу. Он вмещает очистительные, апотропейные и инициальные ритуалы, а также обряды, связанные с темой весеннего пробуждения земли и природы. Читать полностью

Записки, сжигаемые вместе с чучелом Масленицы

Странно, до этого не задумывался, а сегодня пока смотрел обряд, — увидел чрезвычайно много примеров того, как люди суют в чучело, перед его сожжением, свои записки. Некоторые барышни даже через оцепление умудрялись прорываться, перед самым восжиганием огня, чтобы воткнуть свои записки, — настолько для них это было важно. Собственно, из-за этого я и обратил на эту тему внимание. Читать полностью

Жертва воде деньгами

Часто уезжая с отдыха люди, бросают в море монеты, что бы вернуться обратно в будущем. В принципе можно попросить у Водяного и этого, но моя цель была просто почтить его величие и отблагодарить за то, что со мной всё хорошо :)

Думаю, можно в свободной форме выразить благодарность.
В качестве жертвы сгодятся монеты, хлеб и соль. Читать полностью

Поклон — традиционный молитвенный жест

Нашел нечто прямо противоположное — как инь и ян — 😊 давней заметке Михаила Кондрашова о жесте адорации — молитвенно поднятым вверх рукам (https://vk.com/wall-119055965_2865) — и это известный нам всем поклон.
Согласно распространенному убеждению, «Склоняя голову в поклоне, человек как бы «выносит» ее вовне, «предлагает» ее (а следовательно, и себя, свою жизнь) другому. Имеет значение, конечно, и другой смысл этого жеста: сделать себя «ниже» партнера и тем самым подчеркнуть его высокий статус. Сходный жест наблюдается и в поведении животных, особенно в ситуациях определения лидерства. Признающий свое подчиненное положение склоняет голову перед лидером.»[1] И все это, конечно, так, однако одним этим «поклон» не исчерпывается — здесь есть и кое-что еще. Читать полностью

Как превратить обыденное «питье» в обрядовое

У нас уже был такой пост про еду — «процесс перевода обычной пищи в разряд обрядовой» (https://vk.com/wall-119055965_1714).
Теперь нечто подобное и про ПИТЬЕ.
Воспользуемся статьей «Пить» (П.) в СД.ЭС — все дальнейшие цитаты — оттуда.

Не так уж и важно, ЧТО именно вы пьете. Хотя понятно, что в контексте языческой обрядности — это, как правило, нечто алкогольное (не будем ханжами).
Важно КАК вы это делаете. Читать полностью

Кормить птиц

Снова какие-то нарочито простые вещи (ну как тот же тот недавний мой совет «смотреть на небо во время молитвы», например, — https://vk.com/wall-119055965_4060 ).
Однако птицы = души умерших, и от этого никуда не деться. Читать полностью

Смотреть на небо во время молитвы

Совет простой и банальный, но все же…
Самые простые вещи — они и самые сильные.
Вы никогда не задумывались над популярностью открытых капищ в славянском язычестве? Понятно, что были и храмы, но все равно, как показывает археология, святилища под открытым небом были чрезвычайно распространены. Читать полностью

Жертва богам и духам — ПЕРВОЕ

Мы уже писали на эту тему (https://vk.com/wall-119055965_1892).
Сейчас небольшое дополнение.
Жертвовать нужно все ПЕРВОЕ:
«…
Первое — доля богов и других представителей иного мира, оно не принадлежит человеку. Поэтому первые плоды, первины урожая, первые приготовленные продукты имеют четко обозначенную прагматику — они используются почти исключительно в качестве жертвы. Ср.: “Як печуть хлиб, так выймают первую хлибыну або кныш и ламают на чотыри кускы. Первый кусок кладут на передничне викно, другый — на чолове, третий — на причилкове, четвертый — на столи, а на полове викно не кладетьця. Парою з разломанного хлиба пышуюцца умерши души” (сл. Кругляковка Купянск. у. Харьк. губ. — Иванов, 1889, с. 56). Читать полностью

О традиционной славянской молитвенной позе и не только

___________
Кондрашовъ М.П. Заметка об адорации [а. — акт высшего почтения, обожания].

Правдой держится земля,
Солнцем держится небо …
(«Ригведа» Х, 85, 1).

Поднятые вверх руки, как акт адорации является одним из древнейших ритуальных жестов, который фиксируется в различных частях света, начиная с каменного века. Не вызывает сомнений, что подобный жест можно интерпретировать как молитвенное обращение к небу, солнцу. Первые письменные свидетельства, где упоминаются поднятые вверх руки, мы обнаруживаем в гимнах «Ригведы» II,38,2.: Читать полностью

Вода для заговора в городских условиях

— «молчальная» вода: негазированная питьевая вода 0.5л покупается молча (весь путь при выходе за порог из дома в магазин за водой, в самом магазине, при дороге из магазина домой проходит в МОЛЧАНИИ). При покупке воды сдача не берётся;

— нагреть воду до бурления, после чего совершить над ней крестообразное движение обрядовым ножом (либо слить по обрядовому ножу, либо через сито, либо через отверстие в дверной ручке входной двери, если таковая имеется). Манипуляция с водой проводится молча;

— вода делается накануне обряда, НЕ в полдень (11.30 — 12.30) и НЕ в полночь (23.30 — 00.30). Накрывается крышкой и сверху положенные крестообразно две равносторонние палочки или обрядовый нож.

Вадим Карнач

Оберег Огнём

Для выполнения необходимо знание человеческой анатомии.

1 часть — «Капля» (перед сном):
Примите устойчивую и в меру комфортную, с прямой спиной, позу. Успокойте сознание глубоким и равномерно-медленным дыханием. Читать полностью

Здороваться с водой

И пост такой, символичный (тем более для текущего купальского периода). Помню, это было вообще самый первый мой шаг в «прикладной мифологии» — пост о том, как
здороваться с солнцем (https://vk.com/wall-67741956_3912).
Помимо всего прочего, я указывал на то, что чрезвычайно важен ВЫБОР самого МОМЕНТА для нашего приветствия (так, для солнца — это момент первого визуального контакта с ним утром в самом начале дня (см. по ссылке выше), для луны — момент первого визуального контакта с новорожденным месяцем в самом начале лунного месяца и проч.). Читать полностью

Традиционные славянские запреты, касающиеся новорожденного ребенка

Новорожденный находился в крайне уязвимом положении, поэтому считалось, что младенца нельзя показывать посторонним, чтобы избежать сглаза: «Показывать нильзя месиц, патаму шта у каво какой глас».
Маленького ребенка нельзя класть на стол: – Детей можно класть на стол? «Нет, можыт иво младенская, такая балезьнь». – На стол ребенка можно класть? «Нильзя. И чирис стол пиридавать нильзя. И ни учить дитя ходить па сталу. Стол есьть стол». Читать полностью

Создание средств очищения, используемых на обряде

Перед обрядом жрец на капище или в Красном куту троекратно заговаривает воду и зерно, которыми потом окропляет и осыпает пришедших на обряд участников:

«…В поле том чистом течёт река широкая да бурливая, я реке поклонюсь и помолюсь: «Вода-водица, красная девица, как ты идешь, рвешь и берешь, смываешь и срываешь крутые бережки, желты пески, серы камешки,… » (фрагмент); Читать полностью