Языческая утренняя молитва и ритуальные действия.

Пока работал над очередным своим текстом, наткнулся на крайне любопытную вещь:

“От сглаза. (…) “Благослови, сыра земля (при этих словах нужно прикоснуться ладонью к земле), огонь (зажигается свеча), вода (нужно разбрызгать святую воду) и небо (возжигается ладан), отец и мать на весь благодатный. Ложилась я спать помолясь и вставала перекрестясь, вышла я в чистое поле под красно солнышко, под ясен месяц, под ярки звезды, под тучи бегучи. Катилась ты, вода, с небесной высоты, с земной глубины, круты берега обрывала, жёлты пески обмывала, сыры коренья, белы каменья. Обмой, опорощи раба божьего (имярек), отродка (имя) от зазорного глаза, от глаза рябого, от бабьего, мужского, девичьего и юношеского. Прогоню я болезни с уроками и пауро- ками от скорых ног, белых рук, бумажного тела, от ретивого сердца, со всех жил и нажил, суставов и пасуставов, с кожи и плоти, с горячей крови. Во веки веков аминь”. Свечи поставить треугольником, чтобы вершина была обращена к кроватке, после заговора прочитать молитву “Владыко вседержителю”, умыть ребенка святой водой” (г. Березники, зап. от Осеевой Л.Е., 1927 г.р.)». [И.А. Подюков, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова, С.В. Хоробрых, Д.А. Антипов. УСОЛЬСКИЕ ДРЕВНОСТИ. 2004. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца XIX — XX вв. Источник: https://scibook.net/russkiy-folklor/molitvyi-zagovoryi-40954.html] Читать полностью

Традиционные обращения к Богам, Предкам и Духам в славянском новоязычестве

Мы, сообщество «славянское новоязычество», предлагаем вашему вниманию нашу первую книжку —
сборник «Традиционные обращения к Богам, Предкам и Духам в славянском новоязычестве» (см. прикрепленный документ).
В честь дня рождения составителя данного сборника Мирослава (Курганского) — https://www.facebook.com/uralianheathen ! Читать полностью

Молитвы Молодому Месяцу

Начнем с известного деления сакральных текстов на молитвы и заклинания. В соответствии с делением на «религию» и «магию», первые — якобы построены целиком на том, что мы просим о чем-либо Высшие Силы, а вторые — на том, что мы заставляем и принуждаем Их. Так вот, для (славянского) язычества  все это — совершенно нерабочая модель. Например, тексты, описываемые ниже,  ученые относят то к заговорам, то к «приговорам», то к «закличкам», то вообще к «приветствиям», — очевидно, будучи не в силах уложить их в привычные рамки. Читать полностью

Основное действие человека, исполняющего функции языческого жреца

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Так, немного мыслей вслух, — потому что у общественности сформировался некий стереотип того, что обычно делает современный языческий жрец или «волхв» или тот же рядовой язычник — он воздевает руки кверху и, как правило, громко взывает к богам при этом.


Печально, что разного рода наши современники — жрецы и волхвы (неосознанно?) стремятся к тому, чтобы строить свои ритуалы в соответствии с данным стереотипом, я сейчас посмотрел достаточное кол-во актуальных видеозаписей родноверия, чтобы это утверждать — да, они практически все время, пока длится обряд, так или иначе взывают к Миру Горнему, вздымая вверх то посох, то чашу-братину, то просто (но неизменно с пафосом) обе руки. Читать полностью

«Жаворонки» и бумажные самолетики

Деградация обычая или развитие традиции.

Исследуя традиционные славянские обряды, связанные с началом весны, я наткнулся на очень любопытный пример «народного» новоязычества (конечно же, если понимать под «язычеством» нечто вроде https://vk.com/wall-67741956_18552).
Суть в том, что современные фольклорные коллективы (тут даже наши сибирские беларусы отметились (на фото №1)), при проведение праздников активно используют, вместо традиционного обрядового печенья «жаворонки», — обычные бумажные самолетики. Читать полностью

Пара мыслей о современной языческой музыке

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Языческая музыка — уже десятилетиями является, на мой взгляд, самым вкусным продуктом «на экспорт» из собственно языческой субкультуры в другие; это касается как жанров, опирающихся на фолк, так и на тяжёлый метал с бешеным битом и гроулингом.

Относительно российской музыки эта эпоха составляет несколько меньший период, но тоже уже значительна. Лет восемь-девять назад начав слушать «Аркону», я полагал, что некоторые песни или хотя бы их припевы нацелены не столько на собственно музыкально-эстетическое восприятие, сколько на некую обрядовую деятельность или даже мистико-духовную активность.

Читать полностью

Сакральный язык

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Структура Сакрального Текста.

Сегодня хочу обратить ваше внимание на иной уровень «сакрального языка», отличный от того, что мы рассматривали до сих пор (изучение древних языков — https://vk.com/wall-119055965_12970).
На СТРУКТУРУ ТЕКСТА.
Это несколько новый для нас фронт работ, хотя все предпосылки к этому были (см., например, наш сборник «традиционные обращения» — https://vk.com/wall-119055965_4631 или «Структура языческой молитвы на основе «Плача Ярославны» — https://vk.com/wall-119055965_8568).
Сейчас просто добрались и до этого. Читать полностью

Переправа через воду

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Вот, кстати, отличная иллюстрация к будущему посту о «славянской Викке», а также к моему пониманию славянской народной магии и славянского язычества.
Допустим, мы хотим избавиться от чего-либо в нашей жизни – от бед, несчастий, болезней, пороков и прочая (и не видим ничего такого плохого в том, чтобы прибегнуть к помощи магии и мифологии).

Читать полностью

Сакральный язык богослужения

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Часть Вторая.

В предыдущем посте (https://vk.com/wall-119055965_12798) мы рассмотрели вопрос для чего вообще нужен Он – Особый Сакральный Язык языческого богослужения.
Сегодня нечто куда более скучное – о том, ЧТО именно будет считаться у нас «сакральным языком».

Сначала немного истории. Существуют разные гипотезы о том, когда праславянский начал выделяться из т.н. «балто-славянской языковой общности» – от середины II тысячелетия до н.э. до последних веков до н.э. Существуют также ещё углубляющие в древность теории, обходящие балто-славянское единство. Одной из наиболее распространённых и обоснованных теорий является та, что говорит о разделении балто-славянских языков в последние полтысячелетия старой эры. Читать полностью

Перешагивание (через …)

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Начнем, пожалуй, год в Славянском новоязычестве с этого-
с сакрального таинства ПЕРЕШАГИВАНИЯ 😆

«В различных обрядах действие переступания трактуется как и благоприятное для исполнителя, если он перешагивает через ма­гические предметы, влияние которых считает­ся благотворным.
На свадьбе при отъезде под венец и во время движения к дому жениха свадебная процессия переходит (переезжает) через специально выпеченную булку, «чтобы молодые над ней проехали — тогда, говорят, всю жизнь будут ездить по хлебу» (ПА, бреcт.), через дежу, вывернутый шерстью наружу кожух, черепки от разбитой посуды (укр., бел.). Читать полностью

Сакральный язык богослужения

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Вопрос ЯЗЫКА в принципе очень важен (и созвучие с самим термином «язычество» (от «языци» — ‘народы’) здесь отнюдь не случайно, если уж совсем глубоко копать, но — не будем растекаться).
Сегодняшний пост посвящен теме т.н. «сакрального языка богослужения». Данная тема чрезвычайно широко распространена во всем мире и относится к числу общечеловеческих универсалий. Иврит у иудеев, классический арабский у мусульман, латынь и церковнославянский в христианстве, санскрит в индуизме (см. также такие экзотические примеры как язык «Дамин» австралийских аборигенов или язык «Кальяуайя» андских индейцев (см. статью вики
https://ru.wikipedia.org/wiki/Язык_богослужения ). В большинстве случаев религиозным языком, языком богослужения становится некий «древний язык», преемственность с носителями которого хочет показать верующий. Читать полностью

Имена предков как оберег

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Вербальным оберегом в минуту опасности могут служить не только стандартные молитвы/заклинания, но и —
имена ваших умерших родственников. Читать полностью

Об обрядовой одежде

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

К подзабытому уже вопросу о том, какая одежда нужна для участия в языческих обрядах, — хотя, когда мы начинали, мы тоже уделяли этому внимание (https://vk.com/wall-119055965_482).
На самом деле, помимо этого застарелого спора о том, будет ваша одежда «этнической» или современной, для современного язычника («ново»язычника) есть еще и иные варианты. 

Например, ваша «обрядовая» (в смысле, надеваемая на время проведения обряда) одежда, даже современного облика, может быть НОВОЙ — и это, с точки зрения славянского язычества, более важный фактор, чем все эти вышиванки и прочие нарочитые признаки субкультуры. Читать полностью

Ритуал

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
В качестве практики относительно жертвы и ритуалов, предлагаю вот что. Я в последнее время многое, связанное с формализмом бросила. Ритуалы эти — утренние, вечерние, еще много чего. Чтоб послушать себя и понять, что из всего этого действительно мое, а что — бессмысленное копирование того, что делал кто-то, когда-то. Сейчас возвращаюсь к «от души». С этого начинала, потому, что не знала, как надо. Было много ошибок, но в общем — направление держала верное и жизни в этом было больше, и отклика тоже, хотя не всегда того, который был нужен.

Читать полностью

Жертвоприношение и проблема «канала связи»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В дополнение к теме жертвоприношения, начатой в https://vk.com/wall-119055965_11321 и https://vk.com/wall-119055965_11812, дабы избежать излишнего упрощения такого непростого предмета. Все же это язычество, а не какая-то там абстрактная «эзотерика».

Недостаточно просто отделить от своего «целого» некую долю и послать ее неважно-кому-и-куда, считая сие деяние «жертвой». Нужно, чтобы ваша жертва отправилась по направлению к адресату — в Иной Мир, сферу богов и предков. Читать полностью

«Жертва» = «Доля»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Сами термины, все же, неизбежно обуславливают тот смысл, который мы под ними подразумеваем.
«Жертва», пусть даже и в чисто современном значении (https://vk.com/wall-119055965_11321), без всей этой этимологии от «жрать» и экскурсов в древность — несет в себе все-таки нечто нарочито пафосное, поэтому предлагаю попробовать и что-нибудь иное. Прошу извинить, но родноверческое «треба», со своими смыслами «служения» и «исполнения долга» — тоже ничем не помогает и не привносит в наше понимание «жертвоприношения» ничего нового.


Читать полностью

Осыпание

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое дополнение к посту про «освящение растущим», где я, помимо всего прочего, писал про ритуальную практику освящения (посредством обсыпания) зерном — https://vk.com/wall-119055965_11751.
Необходимость в данном дополнении связана с тем, что среди разного рода ритуальных действий, Осыпание имеет свое собственное символическое значение, независимое от зерна, «растущего» и вообще, по большому счету, от того, чем именно мы осыпаем (хотя, конечно, оно — то, чем мы осыпаем, — не может не добавлять своего, дополнительного смысла. Так, песок, например, — это устойчиво нечто «мертвое» (ср. устойчивое клише «когда песок взойдет…» со значением «никогда»), но это должно быть понятно). Читать полностью

Оберег, который защитит вас от беды

#язычество_в_повседневности_НЯ
Оберег, который защитит вас от беды —
Это не какие-то покупные «славянские символы-амулеты», а то, что на фото.
Шишки репейника (а также чертополоха). 😊
Вплоть до появления научных классификаций в народе два этих растения (репейник и чертополох) практически не различались, что видно, например, из приведенного ниже отрывка, и их колючие шишки равно использовались как оберег от демонических сил: Читать полностью

Жертвоприношение

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

У нас довольно много стало в последнее время отвлеченной теории. Поэтому сегодня я хочу вернуться к сугубо практике (все же я за живое язычество вместо разговоров о нем), более того — к самим ее (практики) основам.
К жертвоприношению.
Чтобы быть язычником — недостаточно просто обращаться к Силам Природы (https://vk.com/wall-119055965_838), здороваться с Ними (https://vk.com/wall-119055965_4388), почитать Их и поклоняться Им, словами и жестами (https://vk.com/wall-119055965_2865). Это все нужно, не зря ссылки на наши же тексты привожу, но всего этого все равно недостаточно. Читать полностью

Перевод славянских языческих текстов

ПЕРЕВОД (ЛАТЫНЬ, ГРЕЧЕСКИЙ) ТРУДНОДОСТУПНЫХ И РАНЕЕ НЕПЕРЕВЕДЁННЫХ ТЕКСТОВ-ИСТОЧНИКОВ ПО СЛАВЯНСКОМУ ЯЗЫЧЕСТВУ

В настоящее время вместе с коллегой О.В. Кутаревым занимаемся подготовкой издания на русском языке корпуса важнейших источников по истории славянского язычества — латинских “Житий” апостола поморян Оттона Бабенбергского.

Это важнейший источник о религии полабских славян, празднествах, обычаях, о богах Яровите и Триглаве. Не так давно нами были успешно завершены первый полный перевод и научное издание «Деяний данов» Саксона Грамматика (vk.com/wall456110_2799). Это академическое издание, и в таком же ключе планируем сделать и данный труд. Читать полностью

Стоптанная обувь

#язычество_в_повседневности_НЯ
Сегодня повесил в гараже, на входе, еще одну пару, убитую мною в байкальских лесах на прошлой неделе 😊

Напоминаю про наш давний пост:
«Старые стоптанные кроссовки как объект языческого культа наряду с идолами» (https://vk.com/wall-119055965_2694 ):
«… Читать полностью

Обращение к земле и небу перед началом какого-либо дела

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Как бы банально, конечно, но мое «новоязычество» — оно все такое.
Перечитывал будущую монографию Михаила Кондрашова и неожиданно осенило — мы привыкли обращаться к «богам», «богу» (см., например, наше https://vk.com/wall-119055965_9315), — но это быстро превращается в какую-то абстракцию, фразу «на автомате», потому что нет адресата обращения перед глазами.
Разве что карманных идолов везде с собой таскать и к ним обращаться, что, в общем-то аутентично.
Даже солнце у меня вот, например, в данный момент, за тучами. Читать полностью

Современный погребальный обряд и современное языческое жречество

#язычество_в_повседневности_НЯ

О чем пост, так как много букв получилось — тезисно:
Языческое жречество — это, прежде всего, не «призвание/профессия», а ФУНКЦИЯ, и таки есть и те, кто выполняют эту функцию и в совр. об-ве
Язычество = естественная религия. Соответственно, «языческое» жречество = естественным образом также существует сейчас в нашем обществе.

Может, конечно, это я такой тупой.. но, — я только позавчера утром осознал все, как есть. Тема все же в современном обществе несколько табуирована. Мы ходим мимо этого с зашоренными глазами, не замечая, а оказывается, есть все это у нас. Уже давно над этим размышляю ведь. Еще со времен всех тех постов о жречестве, типа https://vk.com/wall-119055965_9834. Все не давала мне покоя эта мысль, — о том, что если язычество, в том виде, как я за него топлю, = естественная, стихийная и «неубиваемая» религия человечества, и, если каждый нормальный человек, при отсутствии внешнего давления, — совершенно естественным образом, рано или поздно, но, один фиг, — впадает в то же самое язычество, то… Читать полностью

Погребальный обряд

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

практического характера 😒 пост
по опросу (https://vk.com/wall-119055965_10740) — видел. все потом, все будет.,
пока, позвольте, напишу все, что думаю на настоящий момент по заголовку, пока чувствую себя вправе.
В основном с СД.ЭС — хватит и его пока.
Сумбурно, но такой уж у меня сабж (сейчас рационализирую, — в качестве механизма психологической защиты):

1. Занавешивание зеркал — это да, практикуется и сейчас повсеместно, но вот «выливание всей воды в доме при наступлении смерти» — это мы уже тупо забываем, будучи в шоке, а со стороны не подсказал никто. Потом нальем конкретно стакан с водой (подоконник ?), потому что:
2. «Душам свойственны человеческие потребности — они постоянно хотят пить (им ставят в доме воду, поливают могилы водой и вином), они нуждаются в воде для мытья, в тепле (см. Греть покойников),в одежде, испытывают голод.» Об этом стоит подумать ; Читать полностью

Выворачивание одежды наизнанку

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

— универсальный способ выйти из затруднительной ситуации. Цитирую:
«ВЫВОРАЧИВАНИЕ ОДЕЖДЫ — ри­туальное действие… Применяется в целях защиты от нечистой силы, болезней, града, выхода из трудного положения и т. п.

Одежду выворачивали, чтобы отогнать нежелательного попутчика (витеб.). Если за путником неотвязно шли собака, лошадь, овца, следовало снять платье или шапку, вывернуть их, отмахнуться ими от провожа­того и затем, надев их в вывернутом виде, продолжать путь. У русских на Пинеге считалось, что, «если заблудишься, одежду вы­вороти — и найдешь» или «заблудишься в лесу, поворотить надо стельки, чтоб выйти».
Таким образом противодействовали нечис­той силе, «перекинувшейся» животным или водящей по лесу.
В. О. как средство лечения де­тей от болезней («уроков») было известно у белорусов на Витебщине. Если у ребенка «твердел» живот или, наоборот, случалось расстройство, на него надевали выворочен­ную рубашечку «кошульку», выворочен­ную шапочку и в таком виде трижды пере­носили задом наперед через дорогу. Читать полностью

Традиционное славянское заклинание-благопожелание

«Будь здоров(а), как вода, будь богат(а), как земля»

Данное благопожелание известно, в первую очередь, благодаря обряду бития освященной вербой в вербное воскресенье, но не только:
«Вода же символизирует здоровье, подобно тому как земля — плодородие и богатство, а верба — быстрый рост. На Украине и в Белоруссии на Вербное воскресенье при битье освященной вербой произносили заклинание, в котором обычно содержались и такие слова: «Будь здорова, як вода, будь богата, як земля, а роста, як верба».
В 1841 г. в Галиции Григорий Илькевич записал: «Бувай здорова, як риба, гожа, як вода, весела, як весна, робуча, як пчола, а богата, як земля сьвятая» (см.: Толстой 1982, 62-64).
Фразеологизм здоровый, как рыба известен в чешском, польском, словацком, сербскохорватском, словенском, белорусском и украинском языках.»
Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: Издательство «Индрик», 2003.
См. также у Даля:
«Будь здорова, как вода, богата, как земля, плодовита, как свинья.»
В.И. Даль «Пословицы русского народа.» — М.: Художественная литература. 1989.
Таким образом, это универсальное заклинание-благопожелание, с обращением к стихиям Земли и Воды (или к их символам: «будь здоров, как рыба, будь богат, как (змея ?)).

Читать полностью

Делать паузу у порога

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Сначала процитирую Байбурина про «остановку у порога дома»: «Всем действиям у входа/выхода приписывается высокая степень семиотичности. Самая простая их интерпретация связана с пространственно-временным противопоставлением начало — конец пребывания в жилище, под которым в этом случае понимается особый мир с определенной системой правил, предписаний, со своей системой ценностей. Характерным способом маркирования начала (входа) и конца (выхода) является остановка перед порогом дома, часто сопровождаемая краткой молитвой, особенно при входе в чужой дом («Без бога — ни до порога»), обычай присаживания перед дальней дорогой.»
Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Читать полностью

Краткие словесные формулы для любой работы

#КОЛЛЕКТИВНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
Обращения к богу (с переводом на древнерусский).

На материалах Усачевой (Усачева В.В. «Магия слова и действия в народной культуре славян». М.: Институт славяноведения, 2008. 368 с. (цитаты далее — оттуда). Она исследовала непосредственно аграрные обряды (полевые работы), однако подобные речевые формулы годятся вообще для всякого дела. Коротенькие приговоры, заклинания, основанные на вере в магическую силу слова были наиболее архаичным типом словесного сопровождения реальных действий, совершаемых при работе. Это — те тексты, которые произносятся непосредственно во время работ и являются частью связанных с ними обрядов. Их цель — обеспечить успех дела, добиться благополучия и достатка. Читать полностью

Купальская роса = святая вода славянского язычества

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

РОСА (далее будет развернутая цитата из статьи А.Г. Боброва, которая и сподвигла меня на написание этого поста) почиталась священной, «о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения: «Росою, да через серебро умыться — бела будешь», «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет» и т. д.13 В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».14
Читать полностью

Порядок перечисления божеств в молитвах

«Семь богов» («The Seven Gods»), графика, digital coloring

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое замечание по порядку перечисления божеств в молитвах.
Справедливо тогда, когда молитва направлена не к какому-то одному конкретному божеству, а ко всем им.
Так вот, перечень божеств в такой молитве должен либо открываться, либо закрываться упоминанием Божества Огня:
«Как установил Дюмезиль ( О и т ., рр. 3 1 7 — 3 1 8 ), римский обычай заканчивать каждое жертвоприношение или молитву упомина­нием Весты соответствует помещению Агни в «Ригведе» либо в начале, либо в конце ритуальных перечислений богов, и ко­нечному месту огня в авестийских молитвах.
Вывод Дюмезиля о том, что «уже индоевропейцы охотно помещали на одно из этих противоположных мест их божество благого огня» (О и т ., р. 31 8 ) подтверждается разительной славянской параллелью: в древнерусских перечислениях богов огонь появляется либо в начале, либо в конце: «Иже молятся огневи подъ овиномъ, виламъ, Мокошьи, Симоу, Рьглоу, Пероуноу, — Волосу скотью богу, ‘— 1 Хърсу, родоу, рожаницямъ и всѣмъ проклятымъ богомъ ихъ» (окончательная редакция «Слова некоего христолюбца » 69), «И вѣруют въ Перуна, и въ Хърса, и въ Сима, и въ Рьгла, и въ Мокошь, и въ вилы, ихже числомь тридесятеть сестрениць, — глаголють — оканьции — невѣгласи, и мнятъ богынями, и так кладоуть имъ требы и — короваи им молять — коуры рѣжють; и огневи молять же ся, зовуще его сварожичьмь»[1] Читать полностью