Проблема соотношения «нового» и «старого» в славянском новоязычестве 

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Продолжу вслед за постом Олега (https://vk.com/wall-119055965_12371). Напомню его основные тезисы:
Новоязычество — новая религия, основывающаяся на старой традиции, но не тождественная ей.
Старую традицию надо обязательно изучать и знать как можно лучше чтобы осознать опыт человека той эпохи в рамках этой духовной традиции.
Во главе угла в новоязычестве должна стоять система ценностей.

Так как дискуссии, которые привели нас к осознанию данной проблемы, проходили у нас еще в конце марта (!), — настоятельно рекомендую всем заинтересованным лицам восстановить хронологию и прочесть (кто еще не читал) два коротких поста :

Все началось с идеи о том, что, так как символом солнца является «колесо» (не какое-то «особое старинное колесо», а «колесо» вообще), то современное автомобильное колесо — это то же самое — Символ Солнца (https://vk.com/wall-119055965_7136). Очень и очень многими совершенно не был я понят (тогда, кстати, я еще не читал статьи С.А. Ситниковой «Воплощение мифологемы «солнце в ветвях мирового дерева» в тверской фольклорной культуре», которая (на тверском материале) доказывает таки мою правоту).
Лично я и раньше, следуя духу изысканий Волхвы Пятницы, говорил, например, про электростанцию на вершине горы как место поклонения Перуну и проч., так что репутация у меня та еще.. Однако, кто бы что не думал, — я не упертый модернист с фанатичным желанием осовременить все, что только можно, поэтому, дабы быть правильно понятым, я, вслед за первым, написал и иной пост, с полностью противоположным посылом (https://vk.com/wall-119055965_7195). Суть поста была в том, что религиозное сознание человека естественным образом ориентировано на Прошлое и не надо отказывать в этом славянскому (ново)язычеству («рушник, вышитый вашей бабушкой, всегда будет лучше купленного вами принта на холсте, старинная монета — современной купюры (пусть даже и тысячной :-)), кованый четырехгранный гвоздь — магазинского самореза»).
Такова, вкратце, предыстория вопроса.
Сам этот Вопрос невероятно глубок. Не буду сейчас (просто из осторожности) утверждать, что он — Основной для нас, но очень похоже на то.
Стремиться ли вообще современному городскому язычнику к «ковам милой старины». К этнографической рубахе вместо совр. одежды, к мечу вместо пистолета, к колесу от телеги вместо колеса автомобиля. Или, прочь полумеры ! — уехать жить в деревню, где «настоящее яз-во» только и возможно, самому печь хлеб, резать кур под овином и ткать на аутентичном ткацком станке…
Когда, в какой момент в процессе «осовременивания» славянское язычество перестает быть «язычеством» и превращается в безвкусный синтетический продукт? Где грань между стремлением к древности и жизнью в современности?
Вопрос, несмотря на его кажущуюся «избитость» — из тех, к которым СТОИТ возвращаться, снова и снова. И, хотя всеобъемлющего готового ответа у меня нет, — простой постановкой вопроса я, конечно же, тоже не хочу ограничиться, иначе из-за чего было бы огород городить.. . Предлагаю подумать над некоторыми путями решения.

Но сначала о главном: зачем нам вообще пытаться соединить «новое» со «старым»? Не потому ли, что мы, вопреки всем утверждениям о «новой» религии, все же чувствуем себя преемниками исторического «старого» язычества? Если бы это было не так, зачем бы мы вообще изучали старое? С этой точки зрения можно говорить не о противопоставленности «старого» «новому», а об эволюции язычества из старой формы – в новую. «Народное православие» или даже «родноверие» — все это различные формы существования славянского язычества в различные моменты времени.
Ничего ведь не меняется и наша база во все времена одна и та же – поклонение предкам и силам природы.

Чтобы говорить более предметно, попробуем поделить (приблизительно, «в крупную клетку») язычество на четыре аспекта – Почитаемое, Почитающие, процесс, посредством которого устанавливается связь между почитаемым и почитающим (обряд, ритуал и т.д.) и картину мира:

1. Объекты почитания — Боги, духи, Силы Природы.
В славянском новоязычестве нет никаких «новых богов» (а-ля Нил Гейман) и это принципиальный момент. Так как язычество основано на базовых человеческих потребностях и ценностях, в современности нет ничего принципиально нового по сравнению с прошлыми эпохами, поэтому плодить новых богов на ровном месте язычникам совершенно нет смысла (ср. в связи с этим известную статью про Перуна и электричество от Волхвы Пятницы https://vk.com/wall-67741956_12019). Другое дело, что многие современные язычники верят в «богов», выдуманных польскими хронистами XV века (Лада, Леля) и проч. кабинетными мифологами, однако таково уж состояние наших источников, в том смысле, что это – не какая-то сознательная стратегия, а просто так получается. Просто неизбежный глюк такой у «славянской темы». Из-за этого – состояния источников, я, в свое время, предлагал (https://vk.com/wall-119055965_4261) вообще отказаться от Древних Имен и заменить их на — Огонь, Ветер, Гром, Воду, Землю, Тот-Свет, Солнце, Месяц, Дом и т.д. (да, данная стратегия – тоже не без недостатков, однако в ней самой по себе нет ничего принципиально «нового». Это таки тоже сугубо традиционный путь).
С разного рода духами, известными нам по всевозможным описаниям «нечистой силы» из этнографии доиндустриальной эпохи все еще проще. Да, на первый взгляд, там есть откровенно устаревшие персонажи. Например тот же Овинник. Ну не сушим мы сейчас по овинам хлеб, огневи там не молимся и т.д. Нет овина = нет Овинника. Эволюция. Однако в славянской мифологии Весь Мир населен множеством существ неопределенных очертаний, без жесткой привязки к местности, кто бы что ни говорил: в каком-то регионе, например, даже дворового не выделяют, ограничиваясь общим «домовым», а в каком-то, наоборот, свой отдельный «хозяин» есть у каждой мало-мальской постройки.
Другое дело, что облик богов и духов в нашей голове не должен быть привязан к бородатым дядькам в «архаичных» костюмах, как на некоторых картинах современных художников (я вообще, если честно, в шоке от этой моды изображать божества в реалистичной манере, подобными людям (ср. наоборот, аутентичные древнеславянские идолы, нарочито примитивные)). Это приведет к тому, что реальную ситуацию встречи с Божеством или Духом (в Традиции реализуемую через таких посредников как, например, первые встречные, гости, нищие и проч.) современный язычник рискует просто проморгать — ибо привычного ему антуража «древнего костюма» у него перед глазами не будет в этот момент.
Что, блин, вам не так в том же Перуне с автоматом ? (ср. Перкунаса, стреляющего из мушкета в балтских заговорах). Тут же одна основа Образа – дистанционное метательное оружие. И уже не суть – копье это, лук со стрелами, или боеголовка межконтинентальной баллистической ракеты.
Боги и духи, если вы в них и правда верите, выглядят как угодно, — не обязательно в «древнем костюме» (тут, однако, есть один тонкий момент, о котором я считаю себя обязанным упомянуть – традиционно всегда есть некая Деталь облика. Например, тот же водяной – с виду обычный человек в обычной современной одежде, но у него или одна пола одежды мокрая, или тонкая нитка водоросли в волосах, или с тенью какие-то чудеса – эта деталь обычно довольно-таки мелкая, не из тех, что видны с первого взгляда).

2. Почитающие.
Новые язычники не должны становиться реконструкторами – носить расшитую «народными» орнаментами одежду, бороду, коловрат в разрезе воротника… Материальная реконструкция – это то, от чего нам стоит решительно отмежеваться, ибо «карго-культ» это какой-то, имхо. Казаться снаружи вместо того, чтобы быть внутри.
То, что должно быть общим у «старых» и «новых» язычников – это, скорее, Ценности (например, ориентация на плодородие — https://vk.com/wall-119055965_5338). Здесь же, как такой, объединяющий момент, должны быть этика и мораль.
В любом случае, мы, думая об язычниках старого времени, будем чувствовать преемственность. Ведь это, по сути, Предки наши (см. про культ предков у нас — https://vk.com/wall-119055965_12280)

3. Процесс почитания. Ритуалы, обряды, вспомогательные детали.
Минус кровавые жертвоприношения, начну, наверное с этого. Кто бы что ни говорил про особую мистическую силу крови, сейчас для городского жителя это по большей части жестокость (если вы, конечно, сами скот не держите), то есть не то уже. Подумайте, как еще лет сто назад, например, по северам было, когда быка закалывали на Ильин день и его кровью лица всех присутствующих мазали – оно вам надо такое? Почувствуете ли вы в этом архаичное «свято» или все же у вас немного другие будут чувства?
Кроме того, есть смысл направить старые обряды на современные виды деятельности и мы будем всесторонне развивать эту тему. Все то, что раньше было направлено на сельское хозяйство, вполне можно направить и на то, чем занимаемся сейчас мы, через общие понятия «плодородия», «обилия», «преумножения».
А костюмы, «древние народные» я бы на пение и язык заменил. Современные язычники на удивление много времени уделяют своему внешнему виду, и на удивление мало – тому как они звучат. Голосу, ритму, мелодии – имхо, это очень и очень перспективное направление.
А вот еще кстати, про одежду. Раз уж Святки на носу. Если для одежды языческих обрядов, как правило, значим признак «нового» (https://vk.com/wall-119055965_12064), то для святочного ряжения, наоборот – это должно быть «старое». Причем в буквальном смысле слова, а не в метафорическом, как во всем этом посте. То есть старые, пришедшие в негодность, обветшавшие вещи (ну и солома, кстати, как, во многом, то же самое). Без понимания этого многие современные ряженые, в своих разноцветных новых костюмах, выглядят как ряженые в ряженых (такой уж каламбур 😆😆😆).

4. Картина мира.
Архаичная картина мира (т.н. «мифопоэтическое мышление») и современная научная. Вот самый, пожалуй, неоднозначный пункт, который я приберег напоследок. Реально не так уж и легко совместить у себя в голове плоскую землю под небесной твердью и современную модель солнечной системы (см. на эту тему https://vk.com/wall-119055965_6347). Тут, понятно, никто после успехов космонавтики прошлого века в здравом уме за плоскую землю топить уже не будет. Однако место язычеству есть и здесь.
Оно – в персонификации (https://vk.com/wall-119055965_4000).
В том, чтобы относиться к Силам Природы как к людям.
И что, что солнце — шар из гелия и водорода? Думаете, в древности люди не замечали, что у Солнца — ни рук ни ног, и вообще ничего помимо видимого идеального круга?
Тем не менее, относились к нему, как к живому.
Или, когда кормили огонь, бросая в него пищу, разве не понимали, что у него рта нет? (ср. популярный мотив загадок про огонь «ест без рта»).
Так что ничего особо не изменилось.
В общем, в этом и в современности остается смысл — относиться к Мирозданию как к Живому и осознающему себя (см. https://vk.com/wall-119055965_4388).

#размышления_НЯ

P.S.: И вообще — прежде чем объединять «старое» и «новое» я бы сначала попытался бы их качественно разделить. А то на проверку то, что мы считали «старым», оказывается, наоборот, относительно поздним изобретением (например, тн. «Красный угол» (https://vk.com/wall-119055965_11221)) или, если говорить совсем уж о древности, то то, что нам о ней известно, во многом представляет собою плод научной реконструкции. Поэтому, когда имеете дело со «старым» в славянском язычестве, убедитесь, что это — именно СТАРОЕ, а не ваши собственные представления о нем.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.