Проблема «фэнтези-язычества»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

‼ только дочитав до конца, вы поймете,
причем тут «женщина в красном» на фото))))‼

Современное славянское язычество очень глубоко и серьезно поражено одной болезнью, которую я называю «фэнтези-эффект». Болезнь эта заключается в безудержном стремлении присваивать всему и вся «славянские» (но, вместе с тем, экзотически звучащие) имена и названия. Ну вы понимаете? 
Не хочется говорить просто «Огонь», поэтому будет «Огнебог» или даже «Семаргл», это ведь круче, правда? Слишком банально молиться «просто» Солнцу или «просто» Небу, нет фэнтези-эффекта, поэтому Имена Древних Богов — это наше все. Кстати, огромное кол-во ложных, явно выдуманных божеств — все эти Магуры, Змицерлы или Доброгосты, — это ведь не столько на невежестве людском живет, сколько на все том же же фэнтези-эффекте.
Да, я постоянно говорю об этом, — и все в надежде, что хоть кто-то призадумается. Настолько глубоко это все зашито в основу современного славянского язычества, что мало кем вообще осознается. Для родноверия, например, это вообще системообразующий фактор, от которого оно вряд ли в силах отказаться. Это, конечно, не вина родноверия. Это, скорее, его беда. Началось это все задолго до него, оно лишь некритично восприняло данный подход к реконструкции славянского язычества. Когда мы пытаемся воссоздать «языческий дух» за счет антуража.
Я все понимаю, антураж нужен, но… нельзя же строить вообще все на антураже? Это уже не настоящие бои, а какой-то американский рестлинг )))

Вы посмотрите сами, у родновера почему-то не «жертва», а обязательно «треба», не «костер», а «крада», не «святилище» даже, но «капище» (вот , кстати, характерно же — Святилище (тоже аутентичное ведь вполне название) имеет тенденцию замещаться Капищем, потому что последнее слово — дает больше фэнтези-эффекта как более «экзотическое» и «малопонятное»).
Понятно, что я сейчас не о говорю о неаутентичности? Она тут вообще не причем. И Треба и Крада и Капище — это вполне достоверные понятия. Я не об их недостоверности сейчас. Я о стремлении к экзотике.
Родновер не станет использовать аутентичное славянское языческое слово «Рай», — нет, это будет обязательно «Ирий», — экзотики так ведь больше?
«Явь/Правь/Навь», кстати, почему до сих пор так популярны, не смотря на то, что с их неаутентичностью уже никто не спорит? Не только из-за рифмы, а потому что фэнтези-эффект. «Верхний мир, Средний мир и Нижний мир» — это ведь так банально. Не круто.
Я, кстати, начал думать, что люди уходят из родноверия в Асатру не потому, что там — Эдды, а у нас — нет, а из-за экзотики названий типа «Мидгард» или «Ирминсуль»)))
Просто Осенний Праздник — не круто, поэтому будет «Радогощь».
Имена, опять же, — все эти Богумил, Белояр, Мирослав…

В общем, думаю понятно, что я называю «фэнтези-эффектом». Это когда мы пытаемся воссоздать Языческий Дух с помощью «Славянской экзотики» — фентезийно звучащих названий и имен.
И я сейчас не могу предложить иного выхода, нежели чем отказаться от всего этого, в соответствии с принципом, изложенным здесь — https://vk.com/wall-119055965_11970. К тому, что окажется действительно важным для вас — вы вернетесь.
Зовите солнце — солнцем, огонь — огнем, землю — землею, весну -весною, апрель — апрелем и т.д.
Вот у нас недавно были три поста про годовой (ч.1 https://vk.com/wall-119055965_14908), месячный (https://vk.com/wall-119055965_14962) и суточный (https://vk.com/wall-119055965_14974) циклы. Они буквально переполнены славянской мифологией и славянским язычеством, при том, что не содержат в себе никаких специальных «фэнтезийных» названий. Ну, то есть, я к тому, что это — возможно. Язычество без «славянского фэнтези» не обязательно становится беднее или «менее славянским». Отсутствие «славянского» антуража компенсируется глубокой проработкой картины мира.
Тем более это верно для ритуальных терминов. Делайте круг, а не «коло», говорите просто слова, а не «речения» или «сказы» и т.д. и т.п.
Откажитесь от фэнтези. Упрощайте везде, где только можно упростить.

В принципе, это же не только про Имена и Названия. Например, с Символами — ровно та же самая беда. Мы ведь хотим чего-то такого, экзотичного и навороченного — см. прикрепленное изображение №1.
У меня помню, было на этот счет очень сильное Озарение несколько лет назад, когда люди захотели нанести на колыбель новорожденного ребенка символ солнца и обратились за советом ко мне. Я неожиданно для себя обнаружил, что лучшее, что я могу предложить — это не какие-то там навороты, а самый простой символ солнца, каким его дети в детском саду рисуют — ну т.е. круг с расходящимися лучами — см. прикрепленное изображение №2.
Но тот же Коловрат ведь кажется нам круче, верно?
Больше фэнтези-эффекта потому что )))

#ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #прикладная_мифология_НЯ #РАЗМЫШЛЕНИЯ_НЯ

P.S.: Вообще, если «фэнтезийные» имена и названия идут от волхвов, то всякий нарочито-славянский визуальный антураж — от т.н. «славянских художников». И тут лично мне, да, требуется определенная и смелость и честность — признать, что и я тут добавил, щедрою рукою. Впрочем, в последнее время я постепенно начинаю отходить от фэнтезийного антуража в сторону более простых и универсальных образов. Это все не так-то и просто, конечно (например, любимая мною «проблема мотоциклиста», на которую я напоролся еще лет пять назад и которую в принципе не понимаю, как обойти. Суть в том, что всадника на лошади не заменить ничем, ну в смысле вообще нечем. Рисую вместо него мотоциклиста или велосипедиста — и все, образность славянской мифологии полностью рассыпается). Однако определенные наметки появляются и здесь. Например, Заря. Естественным путем напрашивается Образ Женщины/девушки-в-красном. Женщина в красном платье — это естественная персонификация для Зари. Но почему она должна быть в СТАРИННОМ красном платье? Почему не как на прикрепленном изображении №3?
В общем-то, ответ понятен. Да потому что здесь — это абстрактная женщина эпохи глобализации, — любого города любой страны, в которой нет ничего «славянского». Если принять мой тезис о том, что отсутствие «славянского» антуража должно компенсироваться глубокой проработкой картины мира, то да. Если вводить сюда картину мира, то кое-что уже намечается. Допустим, эта женщина в современном платье, согласно Афанасьеву, будет выводить под уздцы солнце на коне (хотя с конем не совсем удачный пример, конечно — см. выше про мотоциклиста))). Ну или, допустим, давайте посадим ее, как в заговорах, на белый камень шить — в современной одежде с современными инструментами шитья, но все же. Или вспомним о том, что есть две зари — утренняя и вечерняя и представим себе двух таких женщин/девушек — одну в светло-красном, другую — в темно-красном (вечернем? 😊 ) платье и солнце (в любом виде, хотя бы циферблат часов))) между ними… В общем, знание картины мира открывает нам множество возможностей сделать это «славянским» — вообще без привлечения явного славянского антуража — народных костюмов и т.д.

С другой стороны, см. на символ солнца (прикрепленное №2) выше. В нем тоже вроде бы нет ничего специфически славянского, — это какое-то абстрактное универсальное солнце. Ну и что, от этого оно «Солнцем» быть перестает? ))) Может быть, и нет смысла стремиться к «специфически славянскому» вообще в КАЖДОМ элементе?

Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.