Про Викку и подход, ориентированный на ритуальную ПРАКТИКУ

Чтоб вы понимали, я не питаю никаких особых иллюзий насчет Викки. Мне она как бы представляется довольно некрасивым явлением, по сути своей. Да, глобалистский проект XX века – он такой, реально тотальный. В этом самом проекте можно было найти место всему, чему угодно – нашлось оно и для некоего “глобального язычества”. То есть, т.н. “западная цивилизация” дала нам, помимо всего прочего, не только некие универсальные стандарты потребления, современную культуру, современную музыку, но, еще до кучи и такое вот универсальное, сферическое в вакууме “язычество”. Типа, если вы захотите сбежать от современной жизни куда-нибудь ближе к природе, захотите какой-нибудь earth-based spirituality, то для вас уже и здесь все придумано – что вам надо делать и как.

По факту-то как – основатели взяли т.н. западную магическую традицию – из гримуаров и трудов оккультистов 19 в. и постарались сделать из нее религию “для народа”. Причем даже не так – в начале упирали все же на закрытость и элитарность своей традиции – посвящение, тайные знания, все такое. То есть, по факту, это те же самые “маги” розенкрейцеры, просто в ином антураже: если у первых – это ученые эпохи позднего средневековья, подвалы, заваленные пергаментами с чертежами, алхимические колбы и реторты, то у Викки – это ведьмы, лесные поляны, котлы и травы (в общем, по пути, ранее проторенному неодруидами, но с претензией не на местечковое, а на некую “общеевропейскую традицию” в духе Мюррей). И расцвело это все буйным цветом уже на американской почве, где-то с начала 60х, как раз на волне подъема хиппи и всего такого. В общем, понятно, почему именно там и именно тогда… С течением времени, конечно, под грузом неопровержимых фактов, большинство виккан перестали упирать на “традиционность” своей религии и заняли прямо противоположную позицию – да, викка – это полностью придуманная религия, но это не баг, а фича и вообще – в этом и есть наша сила. Сконструируй сам себе свою “традицию” (sic!) и все такое… И эта позиция, в принципе, завоевала уважение у определенной части неоязычников. Собственно, в данном тексте я говорю как раз о такой, поздней и эклектической Викке, в отличие от “традиционной” гарднеровской и ей подобных.

Слышали ли вы заявления типа – “Викка тем и примечательна, что основные ее принципы и постулаты не привязаны к какой-то конкретной культуре или временному периоду, и являются “языческими в широком понимании этого слова”? Вот это и  неправда. И, в лучшем случае, – всего лишь самообман человека, который просто не понимает, как можно иначе. В этом и зло глобализации – она ведет к унификации и убивает разнообразие. Может быть “принципы и постулаты” Викки и не привязаны, но вот шаблоны, по которым построена ее практика… Викка – это как есть западная магическая традиция (и то, некая усредненная, прошедшая позднейшую обработку), западный оккультизм, со своими собственными чертами, формами и особенностями. Я не говорю, что западная магическая традиция сама по себе чем-то плоха. Просто это – не единственный путь. Ему есть и альтернативы. То есть Викка – это не универсальная модель для языческой практики. Да, нам предлагают слепить конструктор, но по одним и тем же лекалам. Это как кукла Барби – ее можно нарядить в любые наряды, но пропорции тела, характерные для данной куклы, останутся. Я могу привести множество примеров – обязательное построение магического круга, привязка четырех стихий к четырем сторонам света, особые ритуальные инструменты и прочая. Я не говорю, что всего этого нельзя найти и в славянской народной традиции, но, еще раз, это далеко не единственный путь…

Например, чтобы обратится к Богу или Богине, – мы можем поместить на свой домашний алтарь соответствующие атрибуты – оленьи рога, нож, плоды, зеркало, что угодно еще.., возжечь свечи соответствующих цветов и прочая. А можем, воспользовавшись ассоциациями мужского начала со светлым и сухим верхом, а женского – с влажным и темным низом,отправится для этого на вершину горы/спуститься к реке (или, как вариант, крыша и подвал). Понимаете? Если мы будем продолжать мыслить внутри “алтарного” шаблона, мысль о существовании прочих возможностей вовсе не придут к нам в голову. Например, если мы привычно думаем, что магические инструменты нужно приобретать специально и “освящать” или “заряжать” их, то мы упустим из виду целый пласт славянской народной магии, где предметы приобретают ритуальную силу, наоборот, за счет их повседневного использования в быту (исходя из этой логики, выключатель на стене куда больше связан с Огнем/Светом, а мыльница с ванной – с Чистотой, чем любые их искуственные ритуальные аналоги). Если мы привыкли к тому, что стихий – четыре, то тот факт, что восточнославянской заговорной традиции их, почему-то не четыре, а всего три – земля, огонь и вода, – вообще пройдет мимо нашего сознания. В этом-то и опасность – мы сами не замечаем тех шаблонов и стереотипов, что нас ограничивают. Если мы привыкли заказывать в макдональдсе одни лишь гамбургеры, пусть и самой разнообразной (представим, что так бывает) начинкой, – нам и в голову не придет, что, помимо гамбургера, существует такое блюдо, как, например, шашлык. Глобализация убивает разнообразие…

Однако у Викки есть и одно безусловное достоинство, которое перевешивает все описанные выше недостатки (надо лишь не забывать про них), а именно – ориентация на действие, которую я проповедовал (давайте будем называть вещи своими именами) недавно (http://novoyazychestvo.ru/3198.html). И тут нам, славянским новоязычникам, имхо, есть чему поучиться. Приведу один характерный пример, который, собственно, и подвиг меня на написание данной заметки. Вот распространенная ситуация – обращается к нам неофит с вопросом: “Здравствуйте. Меня притягивает славянское язычество. С чего мне начать?”. Каков типичный ответ адекватного славянского язычника? – “Вот вам такие-то и такие-то книги, читайте-изучайте” (у “неадекватных”-то, кстати, то же самое, по сути, только там это будут не труды ученых, а какие-нибудь видеолекции какого-нибудь Трехлебова :-)).

Ну а вот, внимание, ответ на тот же вопрос (“с чего мне начать”), но уже от представителя Викканского альянса:
“…начните.) Просто начните и посмотрите откликнется ли вам это. Возьмите ветвь дерева, которое вам нравится или нож. Возьмите одну, пять или шесть свечей (можно таблетки). Бокал или даже простой стакан с водой, вином или соком. Если взяли одну свечу, то поставьте перед собой. Если две, то обе рядком перед собой. Если ещё четыре найдутся, расположите их вокруг первых свечей. Не морочтесь для начала со сторонами света, хотя можно. Поставьте между собой и первыми свечами стакан. Обведите вокруг себя и предметов круг веткой или ножом. Скажите: “по своей воле, силой данной богами замыкаю священный круг.” Зажгите свечи поочерёдно. Те что стоят кругом по очереди: в честь огня, воды, ветра и земли. Две основные свечи: в честь Бога и Богини. Если в центре одна свеча, то просто общая. Попробуйте визуализировать свет вокруг них или ощущения. Красный жар от огня, синюю влажность от воды, белую прохладу от ветра, зелёную твёрдость от земли. Попробуйте ощутить поток силы от свеч богов. В любой форме. Не фиксируйтесь на этом – как выйдет, так и выйдет. После этого своими словами обратитесь к Богу и Богине, попросите их наставить в пути и помочь найти сам путь. Отпейте глоток из стакана. Отодвиньте его и скажите, что приносите в жертву. Дальше можно найти на тех же wiccanscrolls в разделе молитв какой-нибудь гимн, который вам откликнется в душе. И зачитать его в круге. Хоть бы и с бумаги. Попробуйте после этого посидеть в тишине и услышать/почувствовать отклик. Любой даже самый малый. После этого побудьте в круге сколько захочется. Поблагодарите стихии и богов. И скажите, что ритуал завершён. После этого ножом или веткой проведите вокруг себя круг в обратном направлении.Викка всё же начинается не с теорий, – она начинается в экстазе, радости бытия, тоске по сказке, в балладах и сказаниях, в стихах поэтов и шуме ветра.
И с ритуалов, конечно…” – и только потом (!) следует совет типа “Найдите и почитайте в сети книги … и …”.

Понимаете, о чем я? Книги читать, конечно, нужно, кто бы спорил, но мы, славяне, не предлагаем вообще ничего, кроме них. Так мы и плодим тем самым “язычников-теоретиков”, далеких от Действия. И я не пропагандирую здесь сам этот ритуал, по причинам описанным выше, – слишком уж он для меня “викканский”, по форме. Я скорее, за сам принцип сейчас… Хотя, в принципе, и этот ритуал нам ничего не мешает хотя бы минимально переработать. Например, “Бога и Богиню” заменить на “Богов, Предков и Хозяев”. Вместо отпивания из стакана как жертвы (?) попробовать сжечь свой волос, например (это я сейчас импровизирую) или отлить ваш напиток (видимо все же алкоголь, с водой/соком совсем как-то уныло будет) в качестве жертвы – в огонь и прочее.

Если есть интерес, то давайте подумаем вместе, как лучше сделать, чтоб связать данный ритуал со славянской традицией. Или вообще создать свой, оригинальный. Хулы не будет.

Я сейчас пытаюсь разрекламировать, скорее, сам принцип. Приверженность действию вместо просто накопления пудов информации обо всем этом.

И вообще, если вам интересен данный подход и вообще, Викка, рекомендую посетить викканский сайт – http://wiccanscrolls.ru/
Этот сайт, словами одного из его создателей, – попытка сохранить материалы по викке и полезную для виккан информацию. Чтобы не кусками по   соц. сетям всё лежало, а было структурировано в одном приличном месте. Когда придёт очередная волна виккан – у них будет где получить информацию. То есть, по сути, это попытка сохранить русское викканское наследие. Да, они признают, что добились меньшего, чем нужно. Но сайт все же пополняется (в общем, сами видите, по сути, тот же самый пафос, что и у нас – http://novoyazychestvo.ru).
Кстати, кто знает хорошие статьи по Викке (обязательно с авторством) – там, на “свитках” им будут рады.

Максим Сухарев.

03.05.2019

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта ежемесячная подписка.
Условия подписки: 200 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.