Приближается Зимний Солнцеворот (21 декабря)

В преддверие Праздника хотим процитировать отрывок из статьи про Календарь, который мы продвигаем, посвященный этому дню:

«В «народно-христианском» месяцеслове языческие обряды и поверья, связанные с празднованием Зимнего Солнцеворота, соотносятся с различными датами. Прежде всего, конечно же, со Святками — периодом времени от кануна Рождества (6 января) до Крещения (19 января). Связь Святок с древним языческим праздником Солнцестояния в современной науке является общепризнанной — к примеру, в статье «Святки» на сайте Российского Этнографического Музея говорится: «Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер»[82]. Однако, из-за погрешности юлианского календаря, начало Святок (25 декабря по старому стилю) со временем уходило всё дальше от реальной даты Солнцеворота: «В 325 году, когда юлианский календарь был принят для всего христианского мира, весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, летнее солнцестояние — на 22 июня, зимнее солнцестояние — на 22 декабря. Но в X веке эти события сместились на 5 суток, в XVI веке — на 10, а в начале XX века погрешность календаря составляла уже 13 суток»[83]. Обряды же и поверья, связанные с Зимним Солнцеворотом, по-видимому, не только смещались вместе с Рождеством, но и привязывались к другим датам, более близким к реальному астрономическому Солнцестоянию:
24 декабря отмечался день Данилы, Луки и Никона — «В этот день крестьяне (…) Зажигали лампадку, прося солнце сойти на землю, вспыхнуть, отогнать нечистые силы. По народному поверью, в этот день «солнце сходило по золотой лестнице на землю. А ведьмы с метлами летали, вихри снеговые поднимали»[84].
25 декабря — «Спиридон-Солнцеворот»: «Дни Спиридона-солнцеворота длятся по 29 декабря. Дни самые короткие в году: «После Спиридона день хоть на воробьиный носок, но прибавится». В эти дни жгли костры, купались в проруби для особого очищения, призывали солнце. По обычаю, на Спиридона дети просили солнышко вернуться и катили с горы колесо – символ солнца, а затем сжигали его у проруби. В честь этого колеса-солнца исполнялись песни, в которых говорится о том, что сам преподобный Спиридон с колесом в руках призывает солнце на Святую Русь.
На Спиридона-солнцеворота встряхивали яблони, чтобы был урожай, приговаривая: «Спиридонов день, подымайся вверх!» Закармливали кур гречихой из правого кармана, чтобы раньше неслись, гадали на урожай. Для этого женщины нарезали вишневые веточки, ставили их в горшке в «Красном углу» и каждый день поливали. Если они зацветут на Рождество, то в следующем году будет урожай на садовые плоды»[85].
26 декабря — Евстрат: «Начиная с 26 декабря по 6 января, определяли погоду на весь предстоящий год. Погода каждого дня этого периода предсказывала погоду в соответствующем месяце будущего года (…) По народному поверью, в этот день «нечисть на мётлах летает, солнце замести пытается. Поднимает вихри. И гонят эти вихри солнце светозарное в чертоги, где бы оно почивало, стыло бы и о роде людском не пеклось»[86].
В этих описаниях присутствуют мотивы, характерные для Святок — культ Солнца, обряды, направленные на обеспечение плодородия, гадания, представления о разгуле нечистой силы. Очевидно, что языческий многодневный праздничный комплекс в «народно-христианском» календаре со временем стал повторяться дважды, оказавшись привязанным и к Рождеству и к Солнцевороту.

Мы считаем, что родноверам следует отмечать Святки, ориентируясь на астрономическое Солнцестояние, а не на календарную дату — начинать празднование в навечерие (канун) Солнцеворота, а завершать — через двенадцать дней после дня Солнцестояния (в соответствии с продолжительностью Святок в этнографии).

Нужно также сказать несколько слов о названии праздника Солнцестояния. Широко распространённое в современном Родноверии слово «Коляда», по мнению официальной науки, является заимствованным. Процитируем этимологический словарь М.Р. Фасмера: «коляда коляда́ 1) «святки, сочельник, колядование – хождение с песнями под рождество»; 2) «зимнее солнцестояние», коля́дка «песенка при колядовании», укр., блр. коляда́, ст.-слав. колѩда (Еuсh Sin.), болг. ко́леда «рождество», сербохорв. ко̀леда «колядка», словен. koléda «колядование», чеш. koleda «коляда», польск. kolęda – то же. Заимств. из лат. саlеndае, не через греч. Καλάνδαι; (…)»[87]. По этой причине мы предлагаем родноверам использовать бесспорно славянские названия Святки (Зимние Святки) и Солнцеворот (Зимний Солнцеворот).»

http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html

#славянские_праздники_НЯ #славянский_календарь_НЯ

P.S.: Солнцестояние — не день, а период. Можно и его святками назвать.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.