Праздник перехода от осени к зиме

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

«Славянский Самайн», скажем так )))).
Я задумывался об этом, когда еще про «осеннее равноденствие» (https://vk.com/wall-119055965_11120) писал. И даже раньше — перед летним солнцестоянием (https://vk.com/wall-119055965_8621) пришлось перелопатить кучу источников, в том числе и англоязычных. Помню, меня крайне поразило, насколько относительно слабо в мифологии представлено зимнее солнцестояние (sic!) и насколько, по контрасту с ним, сильно — праздник конца осени и начала зимы. Он отмечался повсеместно, Кельтский Самайн, германский Ветрнэтр, славянские Деды, современный Хэллоуин.
И везде смысл один, по сути, — ПЕРЕХОД ОТ ОСЕНИ К ЗИМЕ.
И везде примерно одно и тоже содержание — в первую очередь, почитание Мертвых.
Сразу же оговорюсь — в язычестве любой Календарный Праздник (см. https://vk.com/wall-119055965_8741) связан с моментом перехода, с моментом смены сезонов, с неким пограничным состоянием, когда открываются Двери между мирами. Соответственно с Культом Мертвых (Я специально использую термин «мертвых» вместо «предков», — так будет точнее) — связан вообще любой праздник славянской традиции. Но переход от осени к зиме — это некая квинтэссенция всего этого, что естественным образом обусловлено Умиранием Природы.
На самом деле, исходя из этого — Культа Мертвых, вопрос уже не в конкретном обрядовом наполнении Праздника.
Я бы осмелился рекомендовать вам посещение кладбища с могилами ваших предков.
Кроме того, особенно при отсутствии такой возможности, есть и разного рода домашние обряды (см. стародавний пост у нас — https://vk.com/wall-119055965_3842 (см.также про «Традиционные обращения к Предкам» https://vk.com/wall-119055965_3375) , или вот, прошлогодняя разработка чисто на основе беларуской традиции — https://vk.com/wall-119055965_4051 (см. также про «универсальный совет как праздновать» https://vk.com/wall-119055965_5036).
Вот развернутый отрывок о том же из календаря Мирослава Отступника (http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html):
«Следующий осенний «народно-христианский» праздник, имеющий откровенно языческое происхождение — это день почитания Предков, в России известный как «Дмитриевская суббота» (суббота перед Дмитриевым Днём, 8 ноября), а в Белоруссии и на Украине — как Деды (белор. Дзяды, укр. Діди). Осенние Деды в Белоруссии и на Украине также проводятся в субботу перед Дмитриевым Днём или перед Михайловым Днём (21 ноября)[63]. Обряды этого святодня прямо указывают на его языческую суть:
«Обрядность и верования «Дедов» связаны с представлениями о необходимости должным образом принять и угостить потусторонних «гостей». В народе верили, что тем, кто плохо поминает предков, они мстят бедами и убытками: в хозяйстве пропадает скот, волки задирают корову, случаются неурожаи, болезни и раздоры в семье и т.п. Если не оставить поминальную еду для умерших, они выражают свое неудовольствие ночными стуками, хождением по дому, являются своим родным во сне и укоряют их в несоблюдении обычая. К празднованию «Дедов» хозяйки готовили обильный ужин, включавший нечетное количество блюд (пять, семь, девять), среди которых обязательными были канун, сыта, кутья, иногда овсяный кисель и блины. Начав печь блины, хозяйка первый блин еще горячим рвала на куски и раскладывала на все окна дома «для дедов». За поминальным столом каждому следовало поесть понемногу от всех блюд, «иначе покойники будут сердиться». Перед ужином хозяин открывал печную задвижку, дверь или окно, зажигал свечу, окуривал травами стол и горшки с едой. В ожидании прихода душ все молча стояли вокруг стола, следили за пламенем горящей свечи и по ее миганию старались определить, сколько душ пришло в дом. Ужин начинался с обычая «вызывать души»: повернувшись к окну, хозяин приглашал «дедов» к столу («Правядныя радители! Хадитя к нам вячерать, и сами, и вядитя с сабою малых детак…»). (…)
Обязательным ритуалом во время еды было символическое «кормление душ»: часть еды раскладывали на окнах дома или бросали за окно; первую ложку кутьи выкладывали прямо на стол или бросали под стол; ставили на стол пустую миску, куда каждый откладывал понемногу от всех блюд; не убирали и не мыли посуду, оставляя ее «ночевать» на столе. Во время ужина запрещалось шуметь, вставать и вновь садиться, пользоваться ножом; хлеб не резали, а ломали руками; случайно упавшую ложку не поднимали. В некоторых местах Полесья сразу после ужина «дедов выпроваживали» из дома: хозяин поливал пол водой и произносил: «Поели-попили, теперь идите домой»[64].
Сходные осенние празднества известны и у других индоевропейских народов. Так, у кельтов аналогом славянских Дедов является Самайн (Сауин) — в настоящее время он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября, а в древности этот праздник по-видимому начинался в ночь перед первым днём лунного месяца Самон[65], приблизительно соответствующего ноябрю. Есть сведения, согласно которым празднование Самайна могло длиться в течение недели: «Но если число семь для Фергуса ключевое, то не менее значимо оно и для самого Конхобара. Его приход предрекают семь прорицателей за семь лет до его рождения, он становится королем в возрасте семи лет, и праздник в честь Самайна также длится при нем семь дней: три дня перед Самайном, Самайн и еще три дня после Самайна. (…) Подобно пиру, который ежегодно давался в Эмайн Махе в честь Самайн, события, описанные в саге «Смерть Муйрхертаха», происходят в течение семи дней, причем кульминация падает именно на канун Самайна (…)»[66]. Этот святодень связан также с исчезновением травы на полях: «Самайн — типичный календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона. В конце октября овец и рогатый скот собирают в одно стадо и возвращают к людским жилищам. Часть скота идет на убой, часть — для размножения. Эта древняя скотоводческая практика в Европе была известна еще в эпоху неолита»[67]. В кельтском календаре Самайн был началом зимы.
У древних скандинавов в начале зимы совершалось жертвоприношение дисам — сверхъестественным
существам женского рода[68], в число которых, по мнению многих исследователей, входили также и Предки-праматери[69]. При этом первым месяцем зимы «был gormánuður – «месяц забоя», названный так, видимо, потому, что в это время забивалась та часть скота, которую не могли прокормить зимой. Длился этот месяц с середины октября до середины ноября»[70]. Праздник не был однодневным, на что прямо указывает его название «vetrnætr», дословно — зимние ночи. Так, в «Саге о людях из Лососьей Долины» сказано: «Освивр также созвал гостей на первые зимние ночи»[71].
У балтов, ближайших родственников славян, временем осеннего поминовения Предков был октябрь: «Велла-менес, или Велла-лайкс (Wälla-mänes, Wälla-lajks) — так, по свидетельству Эйнгорна, назывался у латышей в XVII в. месяц октябрь. Названия эти значат месяц покойников или время покойников, потому что в продолжение 24 дней, начиная с Михайлова дня, правились поминки по умершим предкам. Праздник В. состоял, главным образом, из пира, устроенного для душ прародителей: в запертой комнате ставился длинный стол с многочисленными и лучшими яствами, после чего все выходили из комнаты и оставлялись яства на всю ночь; если утром всё было на своём месте и не замечалось никакого исчезновения, то это предвещало урожай, в противном случае ожидались бедствия. Во время, посвящённое покойникам, нельзя молотить, так как вымолоченное зерно негодно для посева. Праздники эти ещё носили название Sämlicka-mänes или «Deewa Deenas», т. е. Божьи дни. (…)»[72]. «

Собственно, скотоводческая подоплека Праздника (ср. с земледельческой для Праздника Урожая) налицо. Также как и его привязка к окончанию летних работ и началу зимних для каждой конкретной местности.
В связи со всем вышеизложенным нам стоит подробнее рассмотреть вопрос о времени празднования.
Если мы согласимся с тем, что Праздник – это все-таки время перехода от осени к зиме, то разного рода даты с того же народного православия (например, «Дмитриевская суббота» — 26 октября или «Архангельская суббота» 8 ноября) или из иных традиций (Самайн/Хеллоуин — на 1 ноя, или Ветренэтр в конце октября) уже не кажутся столь очевидными. В самом деле, раз мы празднуем переход от осени к зиме, то и праздновать мы должны тогда, когда кончается осень и начинается зима. В связи с этим даже календарная дата начала зимы (1 декабря) выглядит более осмысленной, чем простая калька с западноевропейских традиций.
Заманчиво было бы связать начало зимы с астрономической датой начала зимы – 22 декабря (тем более, что есть некоторые косвенные (по лету) указания на это — https://vk.com/wall-67741956_2068).
Однако, это противоречит как общеевропейской традиции (см. например, тот же кельтский календарь, где наиболее значимыми являются не солнцестояния/равноденствия, но «промежуточные» Самайн, или, например, первомайский Белтайн) так и, что немаловажно, здравому смыслу. Ну какое «начало зимы» в средней полосе России 22 декабря? Хотя, для Краснодарского края это вполне можно признать. См. цитату из Вики:
«Климатологи считают, что зима начинается при переходе среднесуточной температуры воздуха через ноль градусов Цельсия в сторону понижения. В России это время варьируется в зависимости от региона: самое раннее начало зимы отмечается в конце сентября (Якутия), самое позднее — в начале января (Краснодарский край). В Средней полосе переход среднесуточной температуры через ноль обычно происходит во второй половине ноября.»
В общем, для большинства из нас, фактическое начало зимы происходит где-то в ноябре (октябрь, все же, это для современного нашего климата слишком рано). Памятуя о том, что «переход от осени к зиме» — это не какой-то один момент, а все же, период, постараемся привязать этот период хоть к чему-нибудь «твердому».
Если Праздник Урожая мы, пусть с грехом пополам, но привязали к осеннему солнцестоянию, то 22 декабря – это никак не переход от осени к зиме. Осенью там, по ощущениям, давно уже даже не пахнет. Как и со всей прочей фенологией, у нас просто не остается иных вариантов, кроме лунных фаз.
Предлагаю праздновать праздник перехода от осени к зиме в привязке к ближайшему новолунию/безлунию. Во первых, из-за связи безлуния с миром мертвых, во вторых – из-за конца одного лунного цикла/начала другого в лунном времени. В текущем ноябре новолуние падает на 18-19 ноября, что близко как к дате начала античных сатурналий (времен римской империи) / византийских Врумалий — с 24 ноября (празднества, которые длились затем целый месяц, до зимнего солнцестояния), так и к современному фенологическому «первозимью» («предзимью») — с 27 ноября.
Справедливости ради, в славянском фольклоре есть и иная тенденция — помещать момент Начала Зимы в октябрь, по времени первых заморозков (ср. привязку встречи осени с зимой к Дню Покрова (1 октября) в русской традиции). У южных славян традиция устойчиво начинает Холодную половину года 26 октября:
«…Сербский этнограф М. Неделькович разъясняет, что у сербов в народе «год делится на полугодия, их два: юрьевское (Ъуръевско), которое длится от Юрьева дня до Димитрова дня, и димитровское, которое длится от Димитрова дня до Юрьева дня» (НеделковиТі 1990, 62-63).
… У болгар и других южных славян, преимущественно у православных (болгар, сербов и македонцев), год делится по двум праздникам: по Юрьеву дню (23.ІѴ. ст. ст.) и по Дмитриеву дню (26.Х. ст. ст.). ..» Н.И. Толстой «Очерки славянского язычества».
В таком случае Праздник в этом году уже был и совпадал с новолунием 19-20 октября.

#славянский_календарь_НЯ #славянские_праздники_НЯ

P.S.: Кстати, обрядность Праздника отчетливо связана с Почитанием Богини и Женским Началом. В той же русской народной традиции см. День Параскевы Пятницы (12/27 окт) и день Кузьмы-Демьяна — «куриный праздник» (1/14 ноя). Это связано как с тем, что Зима — является традиционным временем для женских работ, связанных , в основном, с прядением, так и с тем, что зима считается вообще «женским» временем, в отличие от «мужского» лета.
Так как мы не привязаны сейчас к традиционному хозяйственному циклу, следует понимать зиму метафорически — как сезон для «внутренней» работы, как время для самосовершенствования и укрепления отношений в кругу семьи, в противоположность летней активности во «внешнем» мире.
Да помогут нам Предки пережить эту зиму!

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.