КАК ПРАЗДНОВАТЬ ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ + ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ НАШЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

В 2018 году Зимний Солнцеворот (а я сознательно избегаю вводящего в заблуждение термина «солнцестояние») случится в ночь с 21 на 22 декабря. Причем эта дата справедлива практически для всей Евразии, если считать «ночь» от заката солнца. По Гринвичу — 22:23 (что также после заката), по Москве — 01:23, по Иркутску — 06:23. Так что наступающей ночью родится Новое Солнце, ура! )))

Сразу же – я не буду спорить со сторонниками тезиса «отмечать надо 25го, потому что так отмечали в древности, потому что первые три дня день не прибывает, и прибывать начнет только 25го, блаблабла». Бог с вами, отмечайте когда хотите (справедливости ради, в пользу даты «25» есть определенные свидетельства как из славянской этнографии, так из римского календаря, но.. по моему, это все просто от неточности измерений.. по крайней мере вот это утверждение — «солнцеСТОЯНИЕ – темное время, «Карачун» (в негативном смысле – видимо, из этимологии позапрошлого века), а праздновали начало светлой поры специально только через три дня после солнцестояния» — это чистой воды новодел, я копал). В общем, еще раз, кто хочет встречать солнцеворот 25го – разве ж вам запретишь?  Но на мой взгляд, опираться стоит все же на нечто твердое, каковым является астрономическая дата, а остальное все так – на уровне домыслов…

В любом случае данная заметка – не про дату, а про то, КАК праздновать.

Далее — что значит «отпраздновать (этот праздник) хорошо» и «отпраздновать плохо»? Для начала позвольте мне поделиться с вами своей жизненной философией, так как чувствую, что здесь это будет уместным. Потому что нет никаких «хорошо» и «плохо» самих по себе. Еще Ноам Хомский открыл, что когда мы говорим «хорошо/плохо», то подлинная, глубинная структура данного высказывания такова: «хорошо/плохо (по сравнению с чем-то)». Я к чему это, применительно к нашей сегодняшней теме… Теми же родноверами разработано множество разных обрядов «под ключ». Там и слова особые, и подробности, и расписано все красиво – кому куда в какую сторону и сколько раз… В общем готовый полуфабрикат идеального обряда – казалось бы, бери и пользуйся. Однако зачастую как получается — люди сравнивают свои реалии с таким описанием, и приходят к выводу, что у них все «плохо» (хуже того, у людей руки просто руки опускаются и они вообще ничего не делают). Так вот, это вопрос того, с чем вы сравниваете. Пусть, по сравнению с «идеальным сценарием праздника» — у вас все «плохо». Поэтому  ПО СРАВНЕНИЮ с «вообще ничего» — сделайте хоть что-нибудь, — хоть свечку зажгите (ну или, хотя бы, зажигалку))), хоть елку новогоднюю поставьте именно в этот день (а нет елки, хоть веточку с куста))), хоть кусочек мяса сходите купите что ли типа сделать «праздничный стол» (ну или особый редкий доширак хотя бы))) — и, по сравнению с «ничего» это все равно будет «хорошо». И даже очень. Такова моя философия. Поэтому – дальше я напишу, что можно сделать вообще в принципе, а вы – смотрите, что из этого вы успеете и что сможете, — и, что бы вы не сделали и что бы вы не смогли – все это будет «хорошо». Лучше сделать хоть что-нибудь, чем вообще ничего.

Вот кстати, есть у нас старый текст от Мирослава с описанием домашнего (а, забегая вперед, другой вряд ли возможен, так как в традиции это – семейный праздник) обряда на зимнее солнцестояние — http://novoyazychestvo.ru/malyj-domashnij-obryad-na-zimnee-solncestoyanie.html , поэтому, наряду с тем, что ниже, то попробуйте обратиться к нему (единственное, с чем я там сейчас не согласен – так это с тем, что Предков после ужина надо выпроваживать как на «Деды». Зачем тогда мы Им еду на ночь оставляем? Не, Святки начинаются же, а это – многодневный период).

Итак, первую половину дня мы готовимся – убираем дом, украшаем, готовим (собственно весь Праздник сводится к одному – к ритуальной трапезе/ужину). Причем с готовкой тоже заморачивались, например, мешали тесто особой, изготовленной для этого случая палочкой. Традиционно готовят такое поминальное блюдо как «кутья», но не знаю, это уже какая-то этнография. Смысл в том, что праздничный ужин должен иметь черты поминального. У нас вот, в моей местности, в живой традиции нет никакой «кутьи» уже. Единственное, что в наших краях (у вас может быть иначе) устойчиво выделяет живую традицию поминок – так это кисель. Поэтому кисель я порекомендовал бы, да.

До вечера старались вообще не есть (такой вот, мини-пост, параллельно христианскому рождественскому). В течение дня не ссоримся, не наказываем детей, не берем и не даем взаймы и т.п. В украшении дома особо значима зелень:

«… В обрядах зимнего периода (прежде всего на святки) в качестве ритуальной зелени использовались хвойные и вечнозеленые растения, символизирующие непреходящую цикличность развития природы. По народным представлениям, силы, которые вызывают вегетацию, особенно сильно концентрируются в вечнозеленых растениях. Ими украшали внутреннюю часть жилища, затыкали в двери хлева и конюшни (южные и западные славяне)…

В зимний период, чтобы получить зеленое, выращивали сады Адониса (южная Украина, Польша, Словакия, Словения, Хорватия), заставляли распускаться и зацветать ветки плодовых деревьев, которые задолго до праздников приносили в дом и держали в воде, чтобы гадать по ним о будущем: распустившаяся к Рождеству или Новому году ветка была добрым знаком — долгой жизни, благополучия семьи, скорого замужества. Кроме того, расцветшие ветки наделялись продуцирующей силой. У лужицких сербов в день св. Андрея били друг друга такими расцветшими вишневыми ветками, «чтобы передать людям жизненную силу» (СД 1: 177). Быстро увядшая ветка (так же, как быстро пожелтевшие и опавшие иголки с хвойных веток, украшавших интерьер) сулила несчастье, беду. Во время праздничного ужина в Сочельник стол украшали зеленые всходы специально пророщенных семян злаков, считавшиеся символом жизненной силы и плодородия (…).

Отсутствие зеленых растений в зимний период иногда восполнялось использованием предметов зеленого цвета. Так, в северо-западной Болгарии гостя угощали вином из глиняного сосуда зеленого цвета, который назывался зеленка. Гость и все присутствующие обменивались приветствиями «на здраве!» (Маринов 1981: 718)»[Усачева «магия слова и действия»].

После украшения, во второй половине дня  — накрываем праздничный стол. Желательно новой скатертью, но скатерть, в любом случае, должна быть как ритуально значимый предмет. «Под столом раскладывали металлические предметы (укр. залiззя): лемех от плуга, топор, железные части косы, вил и т.п.; во время трапезы домочадцы опирались на них ногами, чтобы ноги не болели и были твердыми, «як залiзо» (укр.); ради общего здоровья и бодрости (з.-слав., в.-слав., болг., макед.); чтобы отогнать от стола нечистую силу (пол.)»[здесь и далее — СДЭС]. В общем, ищите все железное. Кроме этого, под/на/рядом со столом нужно класть все, что символически воплощает для вас желаемое, например деньги. Ножки обвязываем веревкой/цепью, как символ единства семьи и целостности хозяйства. В общем, ход мысли уже должен быть понятен. «По углам стола размещали (еще до подачи блюд) лук, чеснок, хрен, соль как средства, отпугивающие злых духов; ставили в горшке смесь всех зерен или рассыпали по скатерти семена злаков, льна, мака, орехи; в центре клали главный обрядовый хлеб (несколько хлебов горкой)». В общем, обереги по углам стола, главное блюдо – в центр. На стол ставим свечу, которую зажигаем перед самым началом трапезы.

Далее, перед самым ужином нужно окурить помещение, углы и стол.

Праздник/Ужин начинается с заходом солнца и наступлением сумерек (см. время захода солнца на любом погодном сервере). Вся суть тут в том, что общеславянским поверьям к праздничному столу собираются души умерших предков. В Словакии, прежде, чем приступить к ужину, хозяин выходил на порог дома и говорил: «Дед, баба, приходите с нами ужинать)». В любом случае, в самом начале вспоминают умершую родню, приоткрывая при этом окна и двери. Далее нужно откладывать от каждого блюда (по отдельным сведениям, блюд должно быть 12, по числу месяцев наступающего года) понемногу в отдельную тарелку, которую на ночь оставляем  на столе/под столом/на окне/в углу. Потом ее нужно отдать зверям/птицам.

На завтра  принято вставать рано, до восхода солнца. До восхода же старую воду (кувшин/чайник и прочее) нужно слить и набрать новую. Ну и далее там значимо все новое (например, принято новую одежду одевать (хотя бы носки новые, чтоли)))) и все первое (например, то, что мы съедим первым). Далее мы весь день отслеживаем приметы, предвещающие нам судьбу на весь год. Первый встречный, например, будет очень важен.

В принципе, все, кроме комплекса, связанного с Предками, справедливо и для «светского» Нового Года, так что, если не успеете сегодня – то можно и  31 декабря.

С Наступающим!

 

Видео — Мирослав (Курганский)

Текст — Максим Сухарев

21.12.2018

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.