Поклонение оружию как альтернатива языческим идолам

Помимо ранее предлагаемого у нас поклонения живым деревьям (https://vk.com/wall-119055965_4106), есть еще одна альтернатива привычным нам языческим идолам (мужских божеств) — это поклонение непосредственно оружию.

Наиболее известный пример здесь, конечно, — это скифский культ меча.
Геродот писал, что скифы не имели обыкновения воздвигать какие‑либо изображения, алтари или храмы своим богам кроме бога войны Ареса. Ему же, в отличие от других богов, которым они поклонялись, скифы сооружали специальные курганы, на вершинах которых водружался «древний железный меч», который и являлся «изображением Ареса». Этому мечу ежегодно приносили в жертву «мелкий скот и лошадей».
«…О почитании скифами бога войны в образе меча сообщает римский географ Помпоний Мела в своей книге «Землеописание» (De Chorographia), написанной ок. 44 г.н.э. Его сведения весьма напоминают геродотовские, однако не повторяют, а дополняют их. В частности, согласно Меле, скифскому богу войны посвящали пояса для ношения оружия (I, 2, 9(15)), о чем у Геродота ничего не говорится…
Упоминания о скифском божестве в образе меча встречаются в сочинениях знаменитого греческого писателя-сатирика Лукиана Самосатского (ок. 120 г. н.э. — ок.190 г. н.э.). В одном случае Лукиан рассказывает о скифской клятве Ветром и Мечом (Тохаг. 38), а в другом говорит о Мече и Залмоксисе как об исконных (отеческих) богах скифов (Scythes. 3). Как видно, Лукиан не повторяет Геродота, а использует неизвестные источники» (Дарчиев, Анзор Валерьевич. Культ Ареса в религиозных представлениях скифских племен Северного Причерноморья : V — III вв. до н.э. : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02. — Владикавказ, 2005. — 206 с.)

Примеры поклонения оружию известны и для славян.
В частности, золотой щит Яровита в «Житиях Оттона», почитался как нечто с силой самого Бога. Или то, что в Новгороде вплоть до XVII в. хранили и показывали некие языческие реликвии, называемые «перуновыми палицами».

Но самое главное по теме — это культ копья в городе Волин, которое было воткнуто в столп. Это была главная святыня этого тогда действительно великого города. Именно копьё, уже ржавое и старое, а не сам идол. Агиографы Оттона пишут, что оно принадлежало Юлию Цезарю (и сам город они зовут по-немецки Юлин), но на самом деле никакого Юлия Цезаря славяне не почитали, и здесь имеет место искажение в духе «Свентовит это святой Вит». Не вполне ясно, что за Бог этот покровитель Волина, но почитался он именно в виде своего копья, а не идола.

Таким образом, я предлагаю вам поклонение Оружию — вместо человекообразного идола — как часть языческого культа. Традиционно оружие связывают с Перуном (справедливости ради, есть еще одна версия — о Стрибоге как о «славянском боге войны», но она, прямо скажем, малопопулярна ), однако, по моему мнению, оружие может быть связано вообще с любым божеством мужского рода.

#Боги_НЯ

P.S.: Я не знаю ничего такого по источникам, но сейчас подумал, что для женского божества неплохо смотрелась бы та же прялка в роли идола.

P.P.S.: Для Ярилы-Яровита, кстати, в силу целого ряда причин, лучшим подобным «идолом» будет ветвь вербы.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.