Поклон — традиционный молитвенный жест

Нашел нечто прямо противоположное — как инь и ян — 😊 давней заметке Михаила Кондрашова о жесте адорации — молитвенно поднятым вверх рукам (https://vk.com/wall-119055965_2865) — и это известный нам всем поклон.
Согласно распространенному убеждению, «Склоняя голову в поклоне, человек как бы «выносит» ее вовне, «предлагает» ее (а следовательно, и себя, свою жизнь) другому. Имеет значение, конечно, и другой смысл этого жеста: сделать себя «ниже» партнера и тем самым подчеркнуть его высокий статус. Сходный жест наблюдается и в поведении животных, особенно в ситуациях определения лидерства. Признающий свое подчиненное положение склоняет голову перед лидером.»[1] И все это, конечно, так, однако одним этим «поклон» не исчерпывается — здесь есть и кое-что еще.

Если простирание рук вверх можно истолковать как обращение к ВЫСШЕЙ силе, то в основе поклона лежит сакральный жест поклонения Земле:

«Особая разновидность ритуализованных поклонов — поклоны земле. Как известно, в мифологических повествованиях земледельческих народов земля — божественная прародительница всего живого и почитание земли — один из наиболее распространенных культов. Земля как производящее начало персонифицируется в образе богини- матери. Таковы, например, римская Теллус или славянская Мать-сыра земля, культ которой впоследствии сблизился с культом Богородицы. Своеобразный синтез народ ных и христианских представлений, связанных с поклонением земле, нашел отражение в «Бесах» Ф. М. Достоевского. Марья Тимофеевна (Хромоножка) рассказывает: «А тем временем, шепни мне, из церкви выходя, одна наша старица, на покаянии у нас жила за пророчество: „Богородица, что есть, как мнишь?». — „Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого.» — „Так, говорит, Богородица — великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость. И всякая точка земная и всякая слеза земная — радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей больше не будет, таково, говорит, есть пророчество». Запало мне тогда это слово. Стала я с тех пор на молитве творить земной поклон, каждый раз землю целовать, сама целую и плачу». 46
Судя по этнографическим данным, земле кланялись, приникали к ней, целовали с самыми различными целями: от испрашивания урожая, приплода скота, чадородия, до покаяния и исповеди.

Следует, вероятно, учитывать и то обстоятельство, что любой поклон, независимо от конкретного адресата, представляет собой и поклон земле — сакральному объекту. В этом смысле поклон земле — своего рода поведенческая тавтология.

Полевые материалы свидетельствуют о том, что «воспоминания» о предшествовании ритуальных поклонов земле христианским поклонам сохранились до наших дней: сейчас встают на колени, чтобы молиться Богу, а раньше преклонялись земле, чтобы поцеловать ее и испросить прощения: «Земля свята, помилуй, спаси, сохрани, святая земля и Божая Мати, свята Мария». 47 Противопоставление христианства и язычества практически снималось, когда, входя в церковь или во время молитвы, верующий целовал земляной пол: «Е таш, що Богу молиця, шлуе землю и каже: „Зимля, мати наша, помилуй нас! ». В сознании русского крестьянина земля представлялась тем божеством, которое могло спасти его от греха, кото рому можно доверить любую тайну (не случайно самой сильной клятвой считалась клятва землей). Поклоны земле, ее целование имели как личный (даже интимный, как во время исповеди), так и массовый характер. «На исповедь устьцылемы к православным священникам … не ходят и на приглашение священников . . . отве чают в таком роде: „Мы исповедуемся Богу и матери сырой земле», или: „Я приложу ухо к сырой земле, Бог услышит меня и простит» и проч.». 49″[1]

Таким образом, также как обращение рук вверх есть акт обращения к «Высшему началу», то низкий поклон с касанием рукой, либо иной частью тела земли — есть акт обращения к Земле.

[1] Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990

#обряды_НЯ #прикладная_мифология_НЯ

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.