Пища и Еда

На самом деле тема столь же неисчерпаемая, как, например, тот же ДОМ (http://vk.com/wall-119055965_613), поэтому тут я лишь намечу. Потом догоним все это.

Пища — священна. Процесс принятия пищи — священен. Это — один из главных, основных обрядов нашей жизни. Не вечерняя молитва или утренняя, даже не молитва вообще. Чисто ЕДА.
«В соответствии с представлением о Боге как “раздателе благ” трапеза организуется таким образом, чтобы представить пищу, подаваемую стряпухой, как дары, исходящие от Бога. В конечном счете трапеза предстает как своеобразный обмен с Богом: за пищу, которая исходит от Господа сотрапезники воздают ему благодарность и выражают свое почтение.»
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки Л 1990

и еще одна цитата —

«Существует теснейшая связь, параллелизм между обыденной трапезой и жертвоприношением. В своей наиболее простой и исконной форме жертвоприношение — это кормление сверхъестественных сил. Пищу отдают природным стихиям (бросают в огонь или в воду, закапывают в землю), священным животным, жрецу или человеку, воплощающему божество, относят к идолу. Позднее формируется представление о том, что божество принимает в дар не саму пищу, а ее нематериальную сущность, своеобразную эссенцию, нечто вроде пара или запаха; саму же священную пищу, которой касалось божество, могут есть после него только жрецы, старики и другие лица, пользующиеся почетом. С помощью жертвоприношения стремятся уже не просто ублаготворить божество, а выразить чувство своего почтения к нему, причем особенно ценится теперь такой дар, который был дорог самому человеку. 28 Так идея кормления сменяется идеей само отречения, идея «жратвы» — идеей «жертвы» (эти слова, как известно, связаны этимологически ).»

Пища, всякая и всегда (не важно при каких обстоятельствах и где — хоть на столе, хоть в поле, будет она — еда) — священна.
Пища — первична.
Пища — хтонична.
Пища — она, по самой природе своей, ОТТУДА:

«…
Как известно, еда, приготовление еды, угощение теснейшим образом связаны с культом мертвых во всех архаических традициях (ср. древнеримские кулины (culina) на могилах [Фрейденберг 1978]; ветхозаветный обычай кормить на могилах: «Раздавай хлеби твои при гробе праведных» Тов. 4,17; соответственный славянский материал [Murko 1947]. Еда сопоставлена со смертью, загробным миром — и потому может быть ей противопоставлена: например, пришедших «за душой» можно накормить в знак откупа…
Загробный мир и еда ассоциируются таким образом, что еда представляется строительным материалом загробья: «На небяске церковь с пирогов срублена, прискоками выложена, ладками (оладьями) подшита» (смол [Добровольский 1894,310]). Мир умерших, «тот свет» — целиком съедобный: ср. образ вечно голодной Смерти в загадках …
Ср. также сказочный мотив «пряничного домика» и такие поминальные хлебные изделия, как лесенки, по которым душа «восходит на небо». В лесенках хлеб — строительный материал загробного мира. Ср. проекты съедобного мира будущего в сочинениях Велимира Хлебникова (съедобная земля, озера — готовые щи и под.). Утопический новый мир Хлебникова (так же как и Андрея Платонова, у которого темы еды и голода приобретают поистине мифологический размах) в этом отношении, как и во многих других, совпадает с архаическим славянским образом царства мертвых.
…» СЕДАКОВА О.А. «ПОЭТИКА ОБРЯДА. ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ВОСТОЧНЫХ И ЮЖНЫХ СЛАВЯН. – М.: «ИНДРИК», 2004. – 320 С.

Осознание сакральной природы пищи и почтительное, религиозное отношение к ней способно дать нам больше, чем все прочие обряды и ритуалы.
Более того, если у вас нет этого, то зачем вам все прочее, костюмированное «язычество» с идолами и хороводами? Впрочем, в этих вопросах я всегда был нарочито радикален, есть такой грех.
По крайней мере в отношении к телесному здоровью польза от восприятия еды как священного обряда несомненна.

Предлагаю в этом отношении три вещи, причем не банальную молитву перед едой, хотя она — тоже весьма кстати:

1. Ритуально отмечать ПЕРВОЕ. Первый кусок, первый глоток, — то, с чего вы начинаете есть. Вообще, все «первое» — традиционная жертва богам ( вспомним историю Авраама и Исаака). Не обязательно бросать в огонь, мочить стол пальцем с первой рюмки, как принято у нас на Байкале, либо что-либо еще определенное — то, что я предлагаю, я предлагаю для любой еды вообще, где бы и при каких обстоятельствах это не происходило бы, поэтоиу придется импровизировать. В любом случае первое в еде всегда должно уходит предкам, духам и богам. Давайте вместе подумаем, как;

2. Есть аккуратно, по возможности БЕЗ КРОШЕК («Если упадет хлебная крошка, нужно поднять ее, поцеловать и съесть или бросить в огонь. Это поверье известно всем славянским народам. 45 Если крошки валятся изо рта — нехорошая примета, к скорой смерти едока. 46 У славянских народов сакрализация хлеба получила санкцию христианства, однако она имеет более архаические истоки и известна у самых разных земледельческих народов. Например, мусульмане Средней Азии относились к хлебу как к священному продукту и следили за тем, чтобы хлебные крошки не падали на пол.» А.Л. Топорков). Тут, разумеется, смысл скорее в самом стремлении к этой цели, а не в буквальном достижении ее, поэтому —

3. Ритуально отмечать «последнее» — а точнее ОСТАТКИ трапезы, те же крошки. В славянская мифологии остатки блюд служат пищей для душ умерших, выступают как жертва стихиям и демоническим персонажам (рекомендую статью Плотникова А. А. «Славянские поверья о крошках хлеба»). Последнее, также как и первое — не относится к человеческой доле.
На практике здесь по аналогии с пунктом 1. Не столь важно что именно делать с остатками (именно остатками от данной трапезы; недоеденное, но отложенне на другой раз, разумеется, не считается) — с ними нужно сделать хоть что-нибудь. Нельзя просто так смахнуть крошки со стола на пол — их нужно аккуратно собрать в руку. Нельзя просто так оставить недоеденное («Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе будешь худеть — «он тебя есть будет» 43 или станет гоняться за тобой на том свете. 44» А.Л. Топорков). В огонь либо зверям и птицам либо просто в мусор, но аккуратно, либо как-то еще — тут нужно имровизировать согласно обстоятельствам. Давайте вместе подумаем, как.

Помните Главное:
смысл всего вышеописанного — не в окружении себя многочисленными табу и запретами, а в осознанном отношении.
К тому, что нас питает. К тому, что дает нам жизнь. К еде.

#личные_обряды_НЯ,
#прикладная_мифология_НЯ

Смотрите также мой пост про СТОЛ (https://vk.com/wall-119055965_497)

фото: http://skaznov.livejournal.com/139012.html

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.