Осыпание

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое дополнение к посту про «освящение растущим», где я, помимо всего прочего, писал про ритуальную практику освящения (посредством обсыпания) зерном — https://vk.com/wall-119055965_11751.
Необходимость в данном дополнении связана с тем, что среди разного рода ритуальных действий, Осыпание имеет свое собственное символическое значение, независимое от зерна, «растущего» и вообще, по большому счету, от того, чем именно мы осыпаем (хотя, конечно, оно — то, чем мы осыпаем, — не может не добавлять своего, дополнительного смысла. Так, песок, например, — это устойчиво нечто «мертвое» (ср. устойчивое клише «когда песок взойдет…» со значением «никогда»), но это должно быть понятно).
Согласно СДЭС (все цитаты далее — оттуда) :»ОСЫПАНИЕ, обсыпание — действие, магически вызывающее плодородие, изоби­лие, благо и ограждающее от опасности. Объектом О. являются лица (невеста, мо­лодожены, участники обходов, больной, по­койник и др.) и локусы (дом, хлев, поле, колодец, гроб, могила и Др.). Их осыпают зерном, маком, орехами, золой, песком, землей и др. »
Ключевая тема здесь — множественность мелких элементов, означающая «обилие» (сюда же, кстати, относится и окропление водой — через множественность мелких брызг). Таким образом, осыпание должно передать осыпаемому «обилие» (см. про «спору» — https://vk.com/wall-119055965_11221).
В современной культуре практика осыпания известна посредством конфетти (см. прикрепленные фото) — первоначально: конфеты с начинкой из орехов (ср. «…свашка осыпала всех присутствующих «осыпанками» {osypanki) — небольшими «рогатыми» печеньями из теста, внутри которых был горох.»). Все же рекомендую вам более традиционные субстанции (как ни парадоксально, их (те же крупы) до сих пор использовать и дешевле и проще). Мы, в нашей обрядовой практике, можем использовать осыпание трояко: осыпание участников обряда, осыпание мест и осыпание ритуальных предметов:

Осыпание участников обряда.
Классический пример, доживший до наших дней — осыпание молодоженов на свадьбе («…Осыпали зерном (ржи, пшеницы, овса, ячме­ня—в зависимости от региона),барвинком, хмелем, орехами, желудями, еловыми шиш­ками, семенами тыквы, кизилом, миндалем, монетами (о.-слав.)»). Здесь оно имеет значение благопожелания. В то же самое время на свадьбах осыпали не только молодоженов, а вообще всех — родителей, всех гостей. На святки осыпали как домочадцев, так и колядовщиков («…хозяйка осыпала кукеров, лазарок, пелеруду, а те в свою очередь, получив от хозяйки решето с зерном всех видов, обсыпали ее (болг.).»).

Осыпание мест.
В те же Святки осыпали зерном окна и двери избы. Осыпали вокруг очага, сыпали в каждый угол дома (https://vk.com/wall-119055965_4728) и проч. («при ново­селье дом и хлев обсыпали просом (ю.-слав)»). Известно осыпание зерном вокруг водного источника.

Осыпание ритуальных предметов.
«О[сыпание] ритуальных предметов (бадняка, рож­дественского деревца, снопа) также имело продуцирующее значение. В канун Рожде­ства, прежде чем срубить в лесу дерево для бадняка, хозяин посыпал его зерном и кашей
из рукавицы (серб., Шумадия), что должно было повлиять на будущий урожай, обеспе­чить достаток в доме. О[сыпание] бадняка зерном, орехами, монетами совершалось для того, чтобы закрома были полны хлеба».
Тут, конечно, сами собой напрашиваются алтарь, «красный угол»(https://vk.com/wall-119055965_11221) и т.п., но все зависит от конкретного обряда.

Вот, кстати, чтобы понять универсальность осыпания, еще из нар. медицины:
«Больного (больное место) обсыпали зерном (о.-слав.), маком (в.-слав., словац.), ржаной мукой (пол.), растертым в порошок забытым в печи хлебом (полес), золой (пол.) из семи печей (рус), коноп­ляным семенем, цветом конопли (бел.); это делали на кровати, на полу, на деже (смо­лен,), на бороне (брест.), на берегу реки, в поле.»

Таким образом, «множественность» создает «обилие». И это «обилие», как одно из воплощений идеи жизненной силы в славянском язычестве, может быть передано посредством осыпания.

#обереги_НЯ #обряды_НЯ

P.S.: как и в том посте про зерно, Осыпание, — изначально нечто чисто продуцирующее Его — «обилие» (см. еще раз наши исследования семантики славянских названий для жизненной силы — https://vk.com/wall-119055965_11221), приобретает и иные смыслы. Например, осыпание как ОБЕРЕГ:
«О[сыпание] служило оберегом от нечистой силы, ходячего покойника, болезней, вре­дителей. Магическую силу осыпанию при­давало множество зерен, семян растений, песчинок и т. д., которые становились непреодолимой преградой из-за невозможности их сосчитать или собрать. На вербальном уровне мотив счета отражен в сопровождавших обряд О[сыпания] приговорах; посыпая зер­ном скот, говорили: «Който може да изброи просото, той да сбере млякото на кравата» [Кто может сосчитать просо, тот и забе­рет молоко у коровы] (Арн.БНП:35). О[сыпание] (зерном, просом, освященным или самосейным маком, пшеницей, семенами льна, конопли, золой) дома, усадьбы от проникно­вения нечистой силы, упыря, ходячего по­койника, домового, летающего змея, ведьмы, вештицы, колдуна, змей производили в лю­бое время, но обязательно это делали в канун праздников и «опасных» дней.»

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.