Осенние Деды (домашний обряд)

1. Время проведения обряда: новолуние или полнолуние после исчезновения зелёной травы и / или листвы, вечер.

2. Обрядовая утварь: свеча, два блюдца / тарелки / чашки (для требы Предкам и для требы домовому), кружка или рюмка (для требы Предкам).

3. Обрядовая пища: блины, кутья, кисель.

Перед началом обряда следует прибраться в доме и, особенно, в Красном Куту (если он у Вас есть).

Ниже приводится описание личного обряда; если Деды отмечает семья, то обряд проводит глава семьи, меняя при этом слова сообразно ситуации (в частности, заменяя «меня» на «нас» и «я» на «мы»). Все тексты даны не в качестве «канонических» и «единственно верных», но как один из вариантов — при желании, можно использовать другие.

Ход обряда:

1. Умывание.
Обрядовое умывание сопровождается обращением к Воде: «Святая Водица, земная и небесная, всему свету помощница! Прошу тебя, очищай меня».

2. Треба домовому.

Традиционно угощение домовому оставляли, как правило, в подполе или под печкой (на печке, за печкой), но в городских квартирах приходится выбирать другие места. Лично я ставлю требу домовому на особую полку под Красным Кутом. При принесении требы (её нужно положить на блюдце) произносится обращение к домовому: «Добрый день тебе, домовой хозяин. Охраняй меня от всякого зла».

3. Изгнание злых духов.

У наших Предков дом был крепостью из оберегов, чего нельзя сказать о жилище современного горожанина. Поэтому нелишним будет отпугнуть недобрых духов от места проведения обряда при помощи заклинания: «Царь Гром грянул, царица Молния пламя спустила, молния осветила, разскакались, разбежались всякие нечистые духи!» В дальнейшем во время обряда оберегом будет Огонь.

4. Возжигание Огня.

В Красном Куту (а при его отсутствии — просто на столе) зажигается свеча. При этом читается молитва Огню: «Батюшка ты Царь-Огонь! Всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок и пылок, как ты жжёшь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья, так же и я молюсь и корюсь тебе, Батюшка ты Царь-Огонь, сожги и спали с меня всякие скорби и болезни, уроки и призоры, страхи и переполохи!»

5. Призывание Предков.

Традиционные слова: «Святые Деды, зовём вас! Святые Деды, идите до нас!» Хорошо будет также позвать по имени каждого из ушедших родных и близких, кого Вы помните.

6. Ужин.

В начале ужина на подоконник ставится кружка или рюмка с напитком для Предков. Во время трапезы первый кусок от каждого блюда кладётся в предназначенный для Предков сосуд, стоящий там же, на подоконнике.

7. Проводы Предков.

После окончания ужина следует встать из-за стола и проститься с Предками: «Святые Деды! Вы сюда прилетели, пили и ели, летите ж теперь к себе!»

8. Завершение обряда.

Обряд завершается исправлением ошибок («Будьте мои слова недоговорены, переговорены, все сполна говорены!») и замыканием («Тем моим словам Небо – ключ, Земля – замок!»).

Свеча тушится пальцами (в знак уважения к Огню). Принесённые Предкам и домовому требы на следующее утро нужно оставить на улице (либо, если есть такая возможность, сжечь / утопить / закопать / отдать нищим).

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)

Литература:

1. Шейн П. В., Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1, ч. 2, СПБ, 1890. Прочитать этнографические описания праздника Дедов из этой книги можно здесь: https://uralianheathen.wordpress.com/2015/11/11/осенн..
2. Мирослав (Курганский). Общий уряд славянского богопочитания (из книги ССО СРВ «Славянская Родная Вера», издание второе).
3. Светозар Озёрский, Будай, Мирослав Курганский. Годовое Коло славянских святодней (опыт реконструкции). Источник: http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html

#домашние_обряды_НЯ,

#родноверие #неоязычество #новоязычество #язычество

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.