Обереги

Кстати, понятно, что мое мнение зачастую не отражает общего мнения Сообщества, которое сейчас только-только формируется, а является лишь моим частным мнением? Здесь — как раз так.

Сегодня я нашел у Щепанской (http://www.poehaly.narod.ru/6.htm) ключ, к простому и практическому пониманию того, ЧТО есть «оберег».
Самое главное — это то, что я, от привычного «язычества» далекий, УЖЕ сейчас использую в своей собственной жизни.

Смотрите, в чем суть:
Скажите, нужен ли оберег ВНУТРИ дома?
Реально дома не представлю себе ситуацию «оберега».
Возьмем примеры из этнографии: припоминаю обереги на стенах, в окнах, на матице — то есть ПО ПЕРИМЕТРУ дома.
То есть не столько внутри дома, сколько на его границе со «СНАРУЖИ».

Те же примеры резьбы на прялках и прочая, которые мне только что привел Игорь Кротов — не факт, что вообще являются «оберегом». Те же образы — кони, птицы, солярные знаки — может они не с целью именно «оберечься»?оберегаться можно только от чего-то. Можно нарисовать на предмете солнце, потому что мы хотим придать ему часть силы, присущей солнцу, а не потому, что с помощью солнца мы хотим оберечь предмет от сил тьмы. Продуцирующая магия — не оберег. «Оберег» предполагает намерение «уберечься от…» — защиту. А от чего защищаться у себя дома?

Разумеется, я утрирую и чрезмерно обобщаю, но я предлагаю вполне себе осмысленную модель, и она — в следующем:

1. Ситуация, в которой нам может потребоваться защита оберега, возникает ВНЕ дома, т.е., условно говоря, в дороге;

2. Соответственно, оберегом вне дома служат вещи, взятые «на память» о доме (этнографически это, например, » хлеб-соль, печная сажа, зола или глина, предметы женского рукоделия и знаки материнства, а также полученные в качестве благословения материнский крестик или иконка с домашней божницы» — Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX – XX вв. М.: Индрик, 2003. );

3. Один из самых распространенных способов задействовать силу оберега — это подержаться за него («чтобы не пристали уроки и призоры, нужно, завидев кого-нибудь на дороге, подержаться за ладанку с родной землей или щепку с дыркой от сучка.» [Щепанская, там же]).

Я обычно беру с собой в дорогу из дома камушек либо еще какой-либо предмет, подаренный мне дочерью. Как символ семьи, и в итоге «родного дома». Раньше — неосознанно, но теперь — с пониманием.

А что, согласно описанной выше модели, используете или можете использовать в качестве оберега вы?

#Обережье_НЯ, ,
#прикладная_мифология_НЯ

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.