Оберег с «открытым» заговором

Как всем прекрасно известно — заговоры относились к тайной, заповедной практике. И были исключительно в компетенции особых людей: ведунов, знахарок, колдунов. Произносились заговоры хоть и вслух, но шёпотом, невнятно, неразборчиво. Недаром, поэтому, людей, которые этим занимались, называли в народе шептунами. Если заговоры и писались на бумаге, бересте и другом подходящем материале, то делалось это в тайне даже от того человека, для которого они предназначались. Иногда текст выполнялся непонятным почерком, при помощи тайнописи или иностранного алфавита. И, в конце концов, заговор заворачивался, запечатывался при строгом наказе шептуна — не раскрывать текст ни в коем случае. Да и сама формула заговора предполагала его скрытый характер — обычно текст виртуально «запирался» и «сокрывался» от людских, и иных глаз в каком-нибудь дальнем укромном месте.
Но как и в любом деле, в практике создания и использования заговоров были свои исключения, причём, исключения, имеющие аналоги в древнерусской традиции. Например — заговоры открыто написанные на амулетах змеевиках 12 в.: «Матица [утроба], черная, почернелая, как змей ты вьешься, и как дракон свищешь, и как лев рычишь, и как ягненок спишь». http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html
Магическая надпись на клыке кабана (г.Вщиж 12 в.)6 «А, Б, В, Г… Г(оспод)и, помози рабоу своему Фоме» (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси).
http://studopedia.su/19_1705_yazicheskie-oberegi-VI-V..
Надписи с заговорным текстом на берестяных грамотах: (грамоты: № 715, 734, 930, 674).
http://gramoty.ru/?id=general_info
А так же — заговоры с языческими элементами в текстах граффити:
«В новгородском Софийском соборе сохранились надписи кон. XII — 1-й пол. XIII в., отражающие характерное для Др. Руси взаимодействие между христ. и языческим мировоззрениями. На стене Мартириевской паперти собора тонкой иглой процарапан текст: «яко седите пироге в печи гридьба въ корабли пелепелка пари въ доуброве постави кашу постави пироге ту иди» (Как сидит пирог в печи, (так и) гребная дружина (т. е. гребцы) в корабле. Перепелка, лети в дуброву! Поставь кашу, поставь пирог, туда иди!). Содержание этого ритмизованного текста может быть понято в контексте языческого погребального обряда, где «пирог в печи» — покойник, «корабль» — похоронная повозка, «пирог и каша» — ритуальная пища, «перепелка» в верховьях «дубравы» — покидающая тело душа. И названные предметы, и лексика, их обозначающая, имеют аналогии в слав. похоронном обряде
Еще одна надпись кон. XII — 1-й четв. XIII в. в лестничной башне собора представляет собой заклинание автора-христианина против беса, к-рый назван «духом», «ворогом», «сатаной» (Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 242-246). На стене лестницы, ведущей на хоры, в новгородской ц. Феодора Стратилата на Ручью неск. раз процарапан текст: «Пойду бобром возле реки», палеографически датируемый XV в. и несомненно связанный с фольклорной традицией (Медынцева А. А. Древнерус. надписи из церкви Федора Стратилата в Новгороде // Славяне и Русь: [Сб. ст.]. 1968. № 5). Эти Г.- свидетели тому, что устная традиция языческого обряда получала письменную фиксацию, а письменная христ. культура подвергалась фольклоризации». http://www.pravenc.ru/text/166401.html
Или отдельные заговорные формулы не сокрытые от людских глаз на предметах быта — туесах, пряслицах, братинах, прялках, поясах и пр.
Например, надпись на тканом пояске, которая по своему характеру напоминает любовный заговор: «РАДОСЬ ТЫ МОЯ А Я НАВЕКИ ТВОЯ И ТЫ МИЛОЙ МОИ БУТЬ И МЕНЯ НЕ ЗАБУ.Ь ДРУГУЮ НЕ ЛЮБИ МЕНЯ В ПЕЧАЛЬ НЕ ПРИВОДИ СЕЙ ПОЯСОКЪ ПРИНАДЛЕЖИТЪ В ДЕРЕВНЮ НАТОЛСТИКЪ КРЕСТИЯНСКИ ДОЧЕРИ ЕЛЕНЕ КУЗИМИТНЕ». http://www.booksite.ru/fulltext/2ki/ril/lov/11.htm
Или надписи на колокольчиках для упряжки, явно напоминающие элементы заговорной формулы вроде этой: «Кто купитъ береги где поедешь сте(реги)», Колокольчик, вероятно, должен был оберегать купившего его кучера от разбойников в поездке.
А так же магическое пожелание пьющему на братине: «Братина, что море Соловецкое, пьютъ из нея за здоровье молодецкое» («Чаша, что море Соловецкое, пьют из нее про здоровье молодецкое»), превратившееся позднее в пословицу. http://getword.ru/dal_proverb.php?subject=23&page=4
Защитные надписи магического типа писались над окнами и дверями; на воротах : «Дома нет, вчера приди», для того, чтобы обмануть нечисть и болезни — лихорадок.
https://books.google.ru/books?id=bgv1BQAAQBAJ&pg=..
Ну и, наконец, заговорные формулы — аббревиатуры на крестах Русского Севера: «ДДДД — Древо Добра Досада Диаволу; ВВВВ — Возвращение В рай Всем Верным; ББББ — Бич Божий Бьёт Беса». http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=71204&or..

Я тоже решил изготовить оберег с «открытым» заговором языческой направленности.
На фотографиях вы можете увидеть то , что у меня получилось.
Внешне оберег изображает лик бога Сварога, сплетённый из лент, наподобие новгородских берестяных грамот. На этих замкнутых бесконечно лентах нанесён текст заговора — просьбы к Сварогу о защите дома (шрифт берестяных грамот).
Для своего оберега я сотворил свой заговор на основе двух заговоров волхва Богумила, опубликованных им в «Книге Оберегов» т.к. они, на мой взгляд, подходят для этой цели идеально:
«Вокруг нашего двора стоит каменна стена, медный тын святым словом запечатаны. Сохрани, Сварог, весь наш дом, все четыре угла, всю нашу семью, скот и живот от грома, от огня — пламени, от вора — разбойника. Быть по писаному! Во веки вечные!»
В этом заговоре, переработанным для языческой практики, используются традиционные мотивы. В частности упоминаются объекты: «каменная стена» и «медный (железный) тын». Эти объекты обережной защиты известны очень хорошо по пастушеским заговорам.
http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?subj..
А, так же. встречаются в русских народных сказках, где являются воплощением невероятной преграды, которую невозможно преодолеть смертному.
https://books.google.ru/books?id=RAj8AgAAQBAJ&pg=..
И, в конце концов, каменную стену и железный тын можно приметить даже и в пасхальных песнях, там эти обережные сооружения являются отличительными признаками богатого жилища. http://folk.rusign.com/s/55.html

На долгие годы! На пользу роду!

#Обережье_НЯ

Игорь Кротов

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.