О ВАЖНОСТИ КРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МНЕНИЯМ УЧЁНЫХ

На одной из наших площадок в соцсетях развернулась любопытная дискуссия, натолкнувшая меня на мысль написать эту заметку. Спор, на самом деле, очень показательный.

Один из комментаторов утверждает:

“(…) как ни странно, культ собственно земли (персонифицированной или нет) особо не наблюдается ни у индоевропейских народов, ни среди других культур — в отличие от культа неба⁄вселенной⁄погоды, который почти универсален. Земля присутствует в основных бинарных оппозициях каждой культуры, она часто участвует в космогонических мифах, но обычно не имеет роль в религии. У славян и балтов что-то такое прослеживается, но это поздний фольклор, и экстраполировать его на историческое язычество не правомерно. (…) Гея — опять же, персонаж космогонии (прочитай нашу дискуссию с Максимом), культа не было, частью пантеона она не является. Древние греки клялись землей, да — но реального культа не было. (…) я забыл про Теллус Матер у римлян — вот где единственный из мне известных культ персонифицированной Земли (и, возможно, источник неоязыческой идеи “богини земли”?)”
Максим с ним соглашается:

Tristan, да, я в курсе. Я читал Топорова, который утверждает, что культ Матери-Земли — это следующая ступень эволюции, по сравнению с дохрист. культами отдельных божеств”.

Сначала факты. Существует гомеровский гимн Гее:

“Петь начинаю о Гее-всематери, прочноустойной,
Древней, всему, что живет, пропитанье обильно дающей.
Ходит ли что по священной земле или плавает в море,
Носится ль в воздухе — все лишь твоими щедротами живо.
Ты плодовитость, царица, даешь и даешь плодородье;
Можешь ты жизнь даровать человеку и можешь обратно
Взять ее, если захочешь. (…)”

Известен орфический гимн Гее (к слову сказать, в нём даже указано, что ей нужно приносить в жертву):

“XXVI. ГЕЕ (фимиам и все семена, кроме бобов и ароматных)

Гайя-богиня, о матерь блаженных и смертного люда,
О всекормящая, о всецарящая, всепогубитель,
Ты, о всесильная, ты плодоносная, Орами блещешь,
Ты — основа бессмертного мира, всепестрая дева.
О плодовитая, роды твои — урожай многовидный, (…)”

В Ригведе есть гимны, обращённые к Небу и Земле. Вот, например:

“I, 159. К Небу и 3емле

Я славлю жертвами Небо и Землю,
Сильных законом, великих, прозорливых на местах жертвенных раздач,
(Тех,) у кого боги сыновья (и) кто вместе с богами творит чудеса,
Кто под воздействием истинной молитвы распоряжается желанными дарами. (…)”

Если гимны (“(греч. от γιμνεο — петь, славить, хвалить). У древних в Г. прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях и торжествах”) и жертвоприношения — это не “реальный культ”, то я тогда не знаю, что такое культ. Но главное здесь — не фактическая ошибка. Все мы — люди, все мы ошибаемся, все мы можем чего-то не знать. Важнее другое — то, из чего она проистекает: “да, я в курсе. Я читал Топорова, который утверждает, что (…)”. Оба процитированных выше участника дискуссии, очевидно, прочитали немало научной литературы по теме. И оба, на мой взгляд, здесь демонстрируют характерную черту современности — восприятие науки как истины в последней инстанции (или, как минимум, чего-то очень близкого к ней). Они опираются на мнения учёных — по-видимому, полагая, что этого вполне достаточно. Но любые научные теории, какими бы красивыми и убедительными они ни были — всего лишь чьи-то теории.

Уважаемый мной Озар Ворон (да, я в курсе, что он не обладает большим авторитетом в академическом сообществе, но в данном случае это совершенно не важно) нередко пишет о том, что нужно, прежде всего, читать источники, а не историков. Я тоже так считаю. Читать научную литературу полезно. Но, прежде чем поверить чьему-то авторитетному мнению, — надо проверять факты.

21.12.2018

Мирослав (Курганский)

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Комментариев к записи “О ВАЖНОСТИ КРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МНЕНИЯМ УЧЁНЫХ”- 2.

  1. Леонид Бахревский

    Февраль 7, 2019 в 4:45 пп

    Прекрасные мысли. И своевременные. У меня есть идея, как вообще помирить многих и подвигнуть к истинному единению: Надо совместно создать книгу для школьников (для детей) о Язычестве. Ведь надо же как-то передать наработки всех этих лет новому поколению. Думаю, работа над таким учебником – а это, видимо, должна быть коллективная работа – поможет осознать все эти дискуссионные огрехи, пропагандистские провалы и поставит на первое и главное место то, что действительно важно.

    • Мирослав (Курганский)

      Февраль 8, 2019 в 12:51 пп

      Леонид, дело в том, что нет никакого единения и не предвидится. Оно возникает только когда “наших бьют” и то не всегда.

      По факту есть два полюса – “шизотерики” (которые черпают “знания о традиции” из писаных короедицей дощечек, собственного НЛГ и, конечно же, от “волхвов” с Ютуба) и “реконструкторы” (которые пытаются восстановить религию древних славян на основе научных теорий). На каждом из этих полюсов внутреннего единства нет. У “шизотериков” – дощечки от разных поставщиков, у “реконструкторов” – научные теории от разных учёных.

      Мне вся эта движуха осточертела, а стОящих наработок, которые следовало бы передавать новому поколению, я там что-то не вижу. Так что идея твоя мне не близка и не интересна.

      Ты, конечно, можешь попробовать собрать коллектив и сесть писать эту книгу, но работа лебедя, рака и щуки, как нам известно из басни, приводит к плачевным результатам. Кстати, ССО СРВ тебя опередил – есть у них такая книга: http://www.rodnoverie.org/novosti/350-izdan-ocherednoj-nash-trud.html

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.