О ПУТИ БАЛТОВ И ТРАДИЦИОННОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

Есть мнение, что этнографическое язычество балтов — это некое «вторичное язычество», созданное после христианизации, когда балтскую языческую традицию прервали. Ну, то есть, культы древних богов (Телявеля, Диверикъза, Андая и т. д.) были уничтожены, и народ начал поклоняться Солнцу (Сауле), Земле (Жемине), Месяцу (Менулису) и прочим.

Мнение очень логичное и правдоподобное. Во-первых (и это — самое главное) — налицо явное расхождение в пантеонах. Древние балты поклонялись одним богам, балты «этнографические» — другим. Подробнее об этом — см. текст Максима «Путём балтов». Во-вторых — фольклорные языческие тексты балтов куда ближе к славянскому фольклору, чем к древним языческим письменным источникам (Эддам, поэмам Гесиода и т. п.). Вот, например:

«О солнышко-матушка, с нами будь, с нами!
О тученька-батюшка, будь с пруссаками! (…)

Налетели тучи на Пруссию стаей.
А над нами солнышко занялось, блистая,
Нашу землю обогрело,
Горемычных пожалело,
О матушка-солнце!»

[Дайны. Литовские нар. песни / Подгот. Ю. Жюгжда; Пер. С. Мар. — Москва : Гослитиздат, 1944. Стр. 33-34.]

Или другой пример схожести со славянским фольклором: «(…) есть же и в наших песнях реликты праистории, древнего мифологического мира.

Матушка красно солнышко,
Со светлым месяцем оно поссорилось,
Называло его, светлого месяца, вот его изменщиком…

Это же ситуация, широко представленная в дайнах». [Ю. Абызов. Мир дайн и проблемы перевода. Источник: https://www.russkije.lv/ru/pub/read/y-abizov-daini/] (Ю. Абызов цитирует русскую народную песню, её полный текст можно прочитать здесь: http://folkmusic.ru/songsold.php?id=4487)

Думаю, мысль понятна. Так вот, я живу в республике Марий Эл. Языческую традицию марийцев не смогло прервать ни христианство, ни советская власть. Здесь до сих пор живо традиционное язычество. Но у марийцев — по сути, то же самое, что у балтов (и в славянском фольклоре). Они почитают Юмо (Небо), Мланде-Аву (Землю-Мать), Кече-Аву (Солнце-Мать) и т. д.

Приблизительно так же выглядит пантеон мордвы (насколько я понял, языческие моления у мордвы прервались (если прервались) только в годы советской власти или незадолго до того — ещё в середине 19-го века П. И. Мельников-Печерский пишет: «Мне самому однажды привелось производить формальное следствие о мордовском общественном молении. Это было в 1848 году».). Их боги — Земля (Мода-Ава, Мастор-Ава), Вода (Ведь-Ава), Огонь (Тол-Ава), Солнце (Чи-Ава) и т. д. Кстати говоря — недавно читал статью Е. Н. Вагановой «Культ Луны в религиозных верованиях мордовского народа», и меня поразило то, что он почти полностью идентичен славянскому. Вот, посмотрите:

«Обращение к луне с просьбой о здоровье происходило в новолуние, в период рождения луны, в самом начале того важного лунного отрезка, когда молодая родившаяся луна переживает расцвет, рост: Шумбрат, од ков-матушка, тонеть валдо чи, монень шумбрачи «Здорово, новый месяц, матушка, тебе светлый день, мне здоровья» [8, 74]». [Ваганова Е. Н. Культ Луны в религиозных верованиях мордовского народа. Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kult-luny-v-religioznyh-verovaniyah-mordovskogo-naroda] Сравните у славян: «Обратитесь за деньгами (здоровьем) к молодому Месяцу».

В связи со всем этим возникает такой вопрос. Если «Путь балтов» — это действительно «вторичное язычество», возникшее после прерывания народной традиции — то почему он так похож на религиозные верования народов, у которых языческая традиция не прерывалась? Если же нет — то почему пантеон древнего язычества у славян и балтов имеет так мало общего с пантеоном «этнографическим»?

31.01.2019
Мирослав (Курганский)

One thought on “О ПУТИ БАЛТОВ И ТРАДИЦИОННОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

  1. РадоМiръ

    Февраль 3, 2019 at 1:51дп

    Пантеон этнографический – это пантеон крестьян, пантеон древнего язычества – пантеон всех сословий. И крестьян, и ремесленников, и воинов, и жрецов.

    • Мирослав (Курганский)

      Февраль 4, 2019 at 9:17дп

      Слабая гипотеза.

      1. Если пантеон древнего язычества – пантеон всех сословий (включая крестьян), а то, что мы видим в этнографии – пантеон крестьян, то почему в письменных источниках пантеон крестьян вообще не упоминается? И почему крестьяне перестали почитать богов всего народа?

      2. У марийцев сохранились потомственные языческие жрецы (карты). При том, что их пантеон – вполне “этнографический”, крестьянский (по Вашей гипотезе).

      В комментариях вк выдвигалось ещё одно предположение – финно-угорское влияние. Тоже слабое. “Этнографический пантеон” – общеславянский. Каких финно-угров ассимилировали украинцы или, скажем, сербы с болгарами?

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Name" и "Email" обязательны.