О ПРИСПОСОБЛЕНИИ ЯЗЫЧЕСТВА К СОВРЕМЕННОСТИ

Будай (Александр Новиков) уже довольно давно говорит о том, что наше (ново)язычество должно быть приспособленным к современности. Оно должно быть религией, актуальной здесь и сейчас, а не «исторической реконструкцией» давно исчезнувших верований, привязанных к совершенно иному укладу жизни. И в этом, несомненно, есть смысл. Даже с точки зрения традиционалистов, принципиально отвергающих современность, (по крайней мере, по мнению наиболее адекватных из них) — «Там, где традиция мертва, где нет живой преемственности и развития, там вообще уже нельзя вести речь о «традиции» — это просто антиквариат, груда исторического мусора, которую остается только отнести в музей. (…) В традиции имеет смысл только то, над чем не властно время. Конкретные формы, в которые облекается традиция, со временем устаревают и теряют связь с энергетическими потоками современности. Об этом не нужно жалеть, потому что главное в традиции — не внешние формы, а тот духовный импульс, который когда-то их породил». [Корнев С. Постмодерн-фундаментализм. Источник: http://kitezh.onego.ru/traditio.html]

Наша творческая лаборатория, в сущности, стоит на тех же позициях. См. например, текст Максима Сухарева «Проблема «фэнтези-язычества»» (http://novoyazychestvo.ru/problema-fentezi-yazychestva.html). Или давнее интернетное рубилово в нашем паблике про нужность / ненужность аутентичной одежды на славянских праздниках (https://vk.com/wall-119055965_482).

Так вот, в этой заметке я хочу привести несколько примеров того, как приспосабливается к современности самое что ни на есть традиционное язычество. Язычество народов Севера.

«Остается сказать несколько слов о высокой адаптивной способности «угорского митраизма», позволяющей интерпретировать, объяснять как события (даже глобального масштаба), так и любого рода новации, оставаясь в рамках собственной системы. Не касаясь ставших общим местом сопоставлений Мир-сусне-хума с Христом, приведу два показательных с моей точки зрения примера сопряжения представлений о его надмировой, надчеловеческой сущности с действительностью.

У манси бытует предание о том, что Мир-сусне-хум подал знак перед началом последней войны: ««он» на белом коне по небу поехал с белым флагом и на север». Он же возвестил о переломе в ходе войны: «Когда наши стали наступать под Сталинградом – Ленинградом, он поехал на юг на белом коне с красным флагом. И кто видел, тот счастливый, его не убили, а кого ранили — это хорошо, от бога, радоваться надо» (информатор Е.А. Шесталов). Объясняя появление спутников и ракет, старик П. Ф. Меров сообщил: «Про все это Мир-сусне-хум всегда знал. Просто люди были не готовы; когда стали готовы, он инженерам объяснил, те построили». Как видим, в сознании носителей традиции постулаты мифологии вполне уживаются с реалиями нашего меняющегося мира». [Гемуев И. Н. Народ манси: Воплощение мифа. Источник: http://dereksiz.org/narod-mansi-voploshenie-mifa.html?page=3]

«Особенно привлекали меня народы Дальнего Востока, и в 1974 году я поехал на Сахалин. Этот остров на севере Тихого океана издавна населяли нивхи — рыболовы и охотники. В нашем институте их изучал Чунер Таксами, нивх с Амура. Когда он впервые ехал в Ленинград, чтобы учиться в университете, мать дала ему кисет с табаком — этот табак нужно было принести в жертву главному духу-хозяину той земли, где будет жить и учиться Чунер. В тайге этот табак можно было спрятать под самой большой лиственницей, в селении — под сваями жилища или амбара, а что делать с ним в Ленинграде? И однажды ночью Чунер закопал кисет с табаком под Румянцевским обелиском, в саду, недалеко от университета. Жертвоприношение главному духу помогло Чунеру — новая жизнь его сложилась удачно, он даже стал первым нивхом — доктором наук». [Владимир Кабо. Дорога в Австралию: Воспоминания. Источник: http://aboriginals.narod.ru/doroga_v_Avstraliiu21.htm]

Нет смысла в кружках исторической реконструкции, выдаваемых за язычество. Подлинное язычество — здесь и сейчас.

10.08.2019
Мирослав (Курганский)

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 200 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.