О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОЛУНИЙ. У МАРИЙЦЕВ.

Близится очередное новолуние, не забудьте почтить новорождённого бога-Месяца. О том, как это сделать — можно прочитать на нашем сайте, воспользовавшись поиском по ключевым словам «Месяц» и «новолуние». А для нашей творческой лаборатории я приготовил небольшую заметку — о том, как отмечали новолуния марийцы. Ранее у нас уже был подобный текст — про культ Луны у мордвы: http://novoyazychestvo.ru/o-prazdnovanii-novolunij-u-mordvy.html

Вот что пишет Л. С. Тойдыбекова в своей книге «Марийская языческая вера и этническое самосознание»:

«В народном сознании Луна обожествлялась как Тылзе ава (тылзе — луна, ава — мать, Богиня-Мать Луны). До настоящего времени считается большим грехом показывать на луну пальцем, смотреть и садиться напротив Луны во время отправления естественных потребностей. При виде новой луны следует кланяться в её сторону, произнося следующие слова: «Новый месяц, дай мне здоровья, благополучия изо дня в день, дай счастья полного, как полный месяц!». Также загадывали желания и считали, что при условии сохранения их в тайне, они исполнялись. С Луной связывали здоровье детей, приплод скотины, урожай хлебов и овощных культур. Луна почиталась не только как ночное светило, но и как планета, определяющая ритмику времени в жизни людей. (…) Также во время новолуния загадывали желание, чтобы во сне увидеть суженого (ПЭ-92, Иванова, Башк. респ.). До настоящего времени люди, увидя новый месяц, просят здоровья, счастья; считается, что если, увидев луну повернуться к ней спиной, то в течение месяца дела пойдут плохо, а если лицом, “то обещает быть благополучным месяц” (ПЭ-94, Танеров, Нов. Р-н)»[2].

Как видите, совпадение с аналогичными верованиями и обычаями славян — почти полное. Конечно, бросается в глаза, что Луна в марийской мифологии — женского пола (в отличие от Месяца в славянской). Впрочем, здесь не всё так однозначно. У славян «Некоторые олицетворяют луну в виде молодой женщины»[2]. У марийцев, в свою очередь, есть и божество Луны мужского пола: «Тылзе он «владыка луны». Божество луны; соответствует тылзе юмо. «Тельча он. Бог луны» (Фукс 1840,255). «Царь […] луны — лугов, тыльзэ-он, вятск. тыльзэ-юмо (горн, тэлъзэ […])»(Золотницкий 1877, 21).«…тӱлзы он, царь луны», второстепенное божество в штате тӱлзы пуйршо кугу юмо (Яковлев 1887, 8). «Владыка луны (тӱлзы-он)» (Смирнов 1889,144)»[1].

15.06.2020
Мирослав (Курганский)
Литература:

1. Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том 1. Боги, духи, герои. Йошкар-Ола, 2006. Стр. 123.

2. Тойдыбекова Л. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu: Joensuun yliopisto, 1997. Стр. 100 — 101.

3. Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряж. ИРГО. Юго-запад. отдел. Материалы и исследов., собранные д. чл. П. П. Чубинским. Т. 1: [Верования и суеверия. Загадки и пословицы. Колдовство]. С-Пб: 1872. Стр. 8.

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Комментариев к записи “О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОЛУНИЙ. У МАРИЙЦЕВ.”- 1.

  1. Максим Сухарев

    4 июля, 2020 at 12:46пп

    Трулльский собор о средиземноморском обычае: ” В новомесячия, возжигания некоторыми, пред своими лавками, или домами, костров, чрез кои, по некоторому старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить.” (“Славянская кормчая.
    Огня пред домом не запаляти и не прескакати.
    Яже пред купильными храмы на нов месяц творимая запаления, и сия прескачюще, да упразднятся.
    Толкование. Неции пред храмы своими, идеже купят и продают, или пред враты домов своих, пожар запаливше прескачют, по древнему некоему обычаю; и се упражняюще отцы, повелевают: аще убо обрящется причетник, таковое нечто творя, да извержется, мирскии же человек да отлучится. Ибо и Манассия царь сквозе пламень провед чада своя, и волшевствуя разгнева Бога.”) https://web.archive.org/web/20130811171334/http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.