О праздновании громниц

Прежде всего, хочу поблагодарить Сергея Михайлова, который своими комментариями к предыдущему посту натолкнул меня на дальнейшие размышления на эту тему.
Как уже было сказано в предшествующем тексте о Велесовых Святках, в нашей реконструкции славянского календаря / http://krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html/ мы предлагаем соединить Громницы (реконструируемые из «народно-христианского» Сретения) с Велесовыми Святками (реконструируемыми из «народно-христианского» Власьева Дня). Однако, хотя Сретение достоверно связано со Власьевым Днём (оба праздника воспринимаются как перелом зимы, с обоими праздниками связаны представления о Коровьей Смерти), само название Громниц и ключевой мотив этого праздника — обережные и очистительные обряды с громничной свечой — кажутся чужеродными в рамках Велесовых Святок. Довольно странно выглядит один день, посвящённый Громовержцу, в начале недели, посвящённой Велесу (или непосредственно перед ней). Поэтому я отказываюсь от выдвинутой мной версии в пользу другой, которую изложу чуть позже.
Сначала напомню о том, что название и обрядность Сретения / Громниц имеет ярко выраженную связь с ареалом распространения католичества (что вызывает сомнения в исконности этого праздника у славян):
«Следует отметить, что народные названия Сретения, связанные с громом, светом и свечами (а также — обряды со свечами) характерны для славянских народов, исповедующих католичество (либо подвергнувшихся его влиянию). Приведём здесь список из Википедии: «рус. Стретенье, Сустретьев день, Стретенские морозы, Стретенские оттепели, Зимобор, Пресвятая Мария Громница, Сретенье Богородицы; белор. Устрэціньне, Грамніцы, Грамніца, Грамнічнік; полес. Вшестье; болг. Зимна Богородица, Миши празник; серб. Сретен и Обретен, Средозимци; хорв. Svitlomarinje, Svecna Marije, Svijećnica; словен. Svečnica; польск. Gromnice, święto Matki Bożej Gromnicznej, święto Ofiarowania Pańskiego, Matka Boska Niedźwiedzia; словацк. Obetovanie Pána; чеш. Hromnice»1. Упомянутое здесь русское название «Пресвятая Мария Громница», вероятно, относится к Виленской губернии (территория современных Литвы и Белоруссии) (…) В церковной практике освящение свечей на Сретение присутствует в католической церкви и отсутствует у православных (а там, где присутствует — заимствовано у католиков): «Как указывает священник Михаил Желтов, чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им «Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник». Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского «Римского Ритуала» (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения»1.» (Годовое Коло славянских святодней. Опыт реконструкции. Источник: http://krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html)
При этом католическая обрядность, в свою очередь, имеет корни в римском язычестве:
«(…) появление у католиков обрядов со свечами, приуроченных к этому дню, вероятно связано с языческими праздниками: «То, что с течением времени торжественное шествие со свечами стало в католических странах характерной принадлежностью празднования именно Сретения, могло быть связано с противодействием Церкви языческим суевериям.
Период с начала до середины февраля, когда зима начинает постепенно уступать место весне, не мог не иметь важного значения в жизни людей, и с незапамятных времен с ним было связано множество ритуалов и примет. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии, славяне — Громницы (после принятия христианства у ряда славянских народов так стал называться праздник Сретения)… Эти языческие празднества сопровождались очистительными ритуалами, зажжением огней и совершением других магических действий, которые должны были способствовать плодовитости людей и животных, их защите от враждебных сил»1.» (Годовое Коло славянских святодней. Опыт реконструкции. Источник: http://krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html)
В пользу славянского происхождения праздника Громниц говорит следующее:
«1. У русских, как указывает Д.О. Шеппинг, тоже известен обряд зажжения свечей для защиты от грозы — хотя в нём используются свечи, оставшиеся от заутрени Страстной Пятницы. Возможно, этот ритуал имеет языческие корни, а привязка поверья к Страстной Пятнице обусловлена отсутствием в православии чина освящения свечей на Сретение.
2. Названия Сретения, производные от корня «гром» — специфически славянская черта, отсутствующая у других народов.» (Годовое Коло славянских святодней. Опыт реконструкции. Источник: http://krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html)
Приведу цитату из работы Д.О. Шеппинга «Мифы славянского язычества»:
««В Виленской губернии празднуется 2 февраля Пресвятая Мария Громница и в церкви стоят во время богослужения с зажжёнными свечами, которые зовут громницами и сохраняют целый год для предохранения дома от громовых ударов, зажигая их во время грозы перед образами — поверие, перешедшее у нас на Руси на свечи, сохранённые от заутрени Страстной пятницы»1.»
Т.е. представление об оберегающей от грома свече всё же существовало за пределами католического ареала, хотя и было привязано к другому календарному празднику. Да и сама идея защиты от грома при помощи огня выглядит вполне по-язычески. Симпатическая магия, воздействие на подобное — подобным (сравните использование громовых стрел в качестве оберега от грома).
Сергей Михайлов указал, что источник католической обрядности Сретения — не скотоводческие Луперкалии, а очистительные Фебруалии, а также отметил, что очищение — ключевой мотив кельтского аналога — Имболка. Я согласен с этими тезисами. Но следует отметить, что и кельтский Имболк и римские Фебруалии — это не перелом зимы, а начало весны. Подснежники в Ирландии можно увидеть уже в конце января, а в древнем Риме февраль считался началом весны. Страстная Пятница, к которой на Руси относили поверье о громничных свечах, относится к пасхальному циклу — т.е. это тоже весна.
Поэтому я выдвигаю предположение, что праздник Громниц (и, соответственно, обережные и очистительные обряды с громничной свечой) всё же имеет славянское языческое происхождение, но отмечался этот праздник не зимой (Зачем в нашем климате творить обережные обряды от грома в феврале? Не слишком ли рано?), а весной. Под влиянием католицизма с его «мессой свечей» Громницы были перенесены на начало февраля и слились со Сретением, а на Руси, где римско-католическая «месса свечей» была неизвестна, ключевой мотив Громниц был привязан к отмечавшемуся весной христианскому празднику.
Если дело обстояло так, то очевидно, что современному славянскому язычнику не нужно праздновать Громницы ни в феврале, ни в Страстную Пятницу. Я предлагаю другой способ определения даты этого праздника.
Из этнографии известно, что значимым моментом времени для наших Предков был первый гром. А.В. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» сообщает: «Существует поверье, что при первом громе надобно выбежать из избы и подпирать спиною плетень, дом, дерево или другое что-либо в том предубеждении, что этот гром дает телу крепость и оживляет растения, до того времени еще безжизненные. (…) Когда падает при громе дождь, тогда спешат умыться им или собирают его в чаши, моют больных и дают его пить»1.
Я считаю, что праздник Громниц следует отмечать в День Первого Грома, славя Громовержца и совершая обережные и очистительные обряды с громничной свечой.

#славянский_календарь_НЯ #славянские_праздники_НЯ

Мирослав (Курганский).

Оригинал публикации на Фб — https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/6..

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.