О понятии “греха” в язычестве

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Любопытную тему Максим Сухарев поднял в СНЯ: https://vk.com/novoyazychestvo?w=wall-119055965_14748

Позволю себе прокомментировать. 

Левкиевская, конечно, явно передёргивает в своём примере: “В языческом же представлении о грехе личная воля вообще не играет роли. Здесь важно только одно: укладываются ли поступки человека (в том числе и его смерть) в рамки нормы или нет, даже если сам человек в этом не виноват. С точки зрения язычника, смерть в результате самоубийства и смерть в результате несчастного случая — это одинаково «неправильная» смерть, потому что и в том, и в другом случаях человек не прожил положенный ему срок жизни, а значит, не может перейти в иной мир и становится «заложным» покойником, опасным для живых”. Заложный покойник в народной традиции – вовсе не обязательно грешник. Но вообще озвученное ей понимание “греха” в язычестве действительно имело место быть. Александр Алтунин привёл в комментариях прекрасный пример – греческий миф о царе Эдипе.

Проблема в том, что “язычество” – это очень растяжимое понятие – даже в рамках одной языческой религии могут сосуществовать взаимоисключающие представления, не говоря уж о религиях разных народов. В том числе и разные понимания греха:

Вот взять тех же греков. Ф.Ф. Зелинский пишет о них:
“В силу первоначального значения Аполлона как солнечного бога главным требованием аполлоновской религии стало требование чистоты (hagneia). Богу
ненавистно все пятнающее человека и через него – его, всякая скверна (miasma); скверной из скверн было убийство, затем прелюбодеяние и т.д. Мы не можем здесь начертать историю развития понятия скверны: берем ее в готовом виде.
Опасность же означенного уклонения состояла в том, что скверна могла пониматься независимо от умысла, как “самодовлеющая скверна”: оскверняет всякая пролитая кровь человека, даже пролитая невольно или в справедливой обороне; и не оскверняет самый злодейский замысел, неудавшийся по независящим от замыслившего обстоятельствам; оскверняет всякое
прикосновение к убийце, всякий разговор с ним и т.д., ибо скверна действует наподобие заразы.”

Собственно, как раз то, о чём пишет Максим и что видно в мифе об Эдипе. Теперь цитирую Зелинского далее:

“Развитие религии Аполлона в VII – VI вв. было эпохой борьбы, затянувшейся отчасти и в V веке; кончилась она победой нравственного принципа. Особенно содействовала этой победе пифагорейская школа пророков: удержав (гл. обр. по соображениям эсхатологического характера, о которых
речь впереди) вегетарианизм, она, впрочем, энергично и успешно боролась с внешним пониманием чистоты, с самодовлеющей скверной и ритуализмом. Приведу для примера ответ пророчицы Финтии – причем предупреждаю читателя, что греческое слово “муж” (anкr), как в высоком слоге у нас, означает также
“мужчина”. Итак, когда ей задали важный для семейной религиозности женщин вопрос, через сколько времени “после мужа” женщина становится чистой –
пророчица ответила: “После своего – тотчас, после чужого – никогда”.
В греческой трагедии V века еще чувствуются содрогания старой теории самодовлеющей скверны и ритуализма; но в IV в. нравственная точка зрения
восторжествовала. За очистительными обрядами было признано известное значение, каковое и принадлежит им по праву как могучему средству воздействия на чувство и настроение верующего; но первое место отводится душевной чистоте. Прекрасно выражает это отношение к делу эпиграмма дельфийской жрицы:

С чистой душою вступайте в святилище чистого бога,
Вод Касталийских струей члены омывши свои.
Капли одной, о паломник, достаточно добрым: злодей же
Всей Океана водой пятен не смоет с души.”

Ладно, можно сказать, что эллинская цивилизация – высокоразвитая, а славяне были “примитивными варварами”. Так и у “примитивных варваров” такое тоже встречается. Вот что пишет Максим:

“с языческой точки зрения, грешный — это не тот, кто виноват перед богом, подобно ребенку перед родителем, а просто тот, кто неправильно себя ведет, живет (и умирает) не так, как следует. ”

А вот что написано в Ригведе:

“Адитьи поддерживают (всё) движущееся (и) неподвижное.
(Они —) боги, пастухи всего мироздания,
С далеко простирающейся мыслью, охраняющие мир асуров,
Соблюдающие (вселенский) закон, наказывающие за вину”.

“Не преследуй (нас) никогда за чье-(нибудь) колдовство, обманы,
Ни члена племени, нарушающего (закон), ни товарища!
Не (взыскивай), о Агни, за вину нечестного брата!
Да не испытаем мы силы действия друга-предателя!”

“К самому себе я обращаюсь ныне:
“Когда я стану близким Варуне?
Насладится ль безгневно он моею жертвой?
Когда же обрадуюсь я его милости?”

Вопрошаю себя о грехе своем, понять жажду, о Варуна,
Прихожу к умным, пытаю расспросами.
Все одно и то же говорят мудрецы:
“Ведь это Варуна на тебя же гневается”.”

“Если же, как это свойственно людям, о самый юный,
По неразумию мы допустили какую-нибудь ошибку в отношении тебя,
Сделай нас совсем безвинными перед Адити!
Отпусти нам грехи со всех сторон, о Агни!”

Обратите внимание – “безвинными перед Адити”. И речь идёт вовсе не о том “грехе”, о котором пишет Максим – “виноват / не виноват – получай, потому что ты – ответственный”. Совсем напротив – автор приводимого ниже гимна Ригведы просит у Варуны прощения, ссылаясь на то, что грех им совершён не по своей воле:

“Отпусти же прегрешенья предков наших!
Отпусти и те, что сами мы сотворили!
Отпусти, Васиштху, о царь, как отпускают вора,
Укравшего скот, как теленка отпускают с привязи!

Не моя воля на то была, Варуна. Смутили меня
Хмельное питие, гнев, игральные кости, неразумие.
Совиновником старший был в преступлениях младшего.
Даже сон не мог злодеяния отвратить.”

Вот ещё пример:

“Если по неразумию мы совершили (грех) против божественного рода,
По слабости воли, когда возобладала человеческая суть,
О Савитар, среди богов и среди людей
Сделай ты нас тут безгрешными!”

Просящие у Савитара отпущения грехов упоминают отсутствие умысла (“по неразумию”) и даже слабость воли – очевидно, пытаясь оправдать себя перед ним таким образом.

Если же говорить конкретно о славянском язычестве – достоверно известно, что славяне-язычники своими богами клялись – и, следовательно, ждали от них кары за клятвопреступление. Есть этнографические данные о том, что Перун карает за неправильные поступки (кто-то может попробовать списать это представление на “христианское влияние” – но не стоит забывать о том, что идея карающего за грехи божества много древнее христианства, ничего специфически христианского в этом нет) – и, скорее всего, грех воспринимался как вина перед богом, то, за что на человека разгневался Перун. Что же касается вопроса о том, принимались ли во внимание намерения человека или же оценивался только сам поступок, мне вспоминается известная цитата Гельмольда:

“в отношении гостеприимства нет другого народа, более достойного уважения, чем славяне; принимать гостей они, как по уговору, готовы, так что нет необходимости просить у кого-нибудь гостеприимства. Ибо все, что получают они от земледелия, рыбной ловли или охоты, все это они предлагают в изобилии, и того они считают самым достойным, кто наиболее расточителен. Это стремление показать себя толкает многих из них на кражу и грабеж. Такого рода пороки считаются у них простительными или оправдываются гостеприимством. Следуя законам славянским, то, что ты ночью украдешь, завтра ты должен предложить гостям.”

Кража и даже грабёж, согласно славянским представлениям, могли быть оправданы _намерением_ предложить украденное гостю. Такое понимание греха явно отличается от того, о чём пишет Максим в своей заметке.

Автор – Мирослав Курганский.
блог автора в “Диаспоре” – https://framasphere.org/u/idolator

#ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #РАЗМЫШЛЕНИЯ_НЯ

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 200 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Комментарии закрыты.