О неславянском в славянском язычестве

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Известно, что среди богов, которых почитали славяне были и боги иноземного происхождения. К таковым в первую очередь причисляют Хорса и Семаргла. Список можно расширить за счет божеств тех народов, среди которых отдельные группы славян проживали если не постоянно, то продолжительное время. К примеру, можно предположить, что славяне проживавшие в Тмутаракани оказывали почтение «Тмутараканскому болвану», который возможно был то ли Астартой, то ли Санергом. Если последнее только предположение, то мы вряд ли можем сомневаться в существовании культа рек (о котором есть свидетельства древних авторов). Значительное число гидронимов в местах славянской колонизации носит не славянские наименования. Это означает, что славяне почитали эти реки под старыми иноплеменными именами. Таким образом, можно предположить, что славянский пантеон, в зависимости от места пребывания той или иной группы славян, включал в себя и неславянские по своему происхождению божества и почитание «не родных» богов для славян было в порядке вещей, как впрочем, и для многих других языческих народов. В дальнейшем, под влиянием христианства эта традиция была прервана.

Сейчас славяне расселились по всему миру, живут в разных климатических зонах, освоили многие, не свойственные для древних славян, виды деятельности, переняли новые культурные практики. Нет ли смысла позаимствовать современным славянам некоторых божеств народов, рядом с которыми они сейчас проживают? Или местных богов-покровителей тех профессий, которыми занимаются славяне? Или богов связанных с культурой тех народов, которую славяне усвоили?
Например, живущим на Северном Кавказе, видимо, стоит почитать кроме всего прочего Мехка-нану — вайнахскую богиню гор, дальневосточным рыбакам — японского покровителя рыбаков Эбису, жителям Крыма — Орсилоху, виноградарям — Вакха, а любителям чая — создателя Чайного канона Лу-Юя. Что в этих культах будет славянского? Прежде всего, сами почитатели с их языком и культурой общения с сакральным, во вторых — традиционная «славянская» форма почитания (ну там баян, частушки, мордобой (смайл)) и, наконец, возможно (но не обязательно) — новые имена этих богов.

Сергей Михайлов

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.