О «беспоповстве» и посвящениях

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_АВТОРА

Помнится, у нас как-то говорилось, что одно из отличий нашей творческой лаборатории от родноверческого, так сказать, «мэйнстрима» — это «беспоповство». Непризнание авторитета современных «волхвов». Причины такого отношения к «волхвам» могут быть разные (и отдельные члены нашего сообщества могут их разделять или не разделять) — ненаучность каких-либо их взглядов, погрязание в интригах и междоусобных разборках, которое ставит «волхвов» вне всякого авторитета, и т.д. Результат, однако, налицо. С самого появления нашего сообщества мы все планировали заниматься созданием языческого течения, отличного от учения «волхвов» — современного родноверия.
В этой связи предлагаю поразмышлять о вот о чём:
В традиционном языческом обществе священнослужители (не только священнослужители, конечно, но речь сейчас именно о них) проходили обряд посвящения.
Инициацию.
Юлиус Эвола в своей книге «Оседлать тигра» пишет:
«Целью инициации, в её строгом и законном понимании, является ре­альное изменение онтологического и экзистенциального статуса человека, реальное открытие трансцендентного измерения».
В традиционном языческом обществе вероятность возникновения «беспоповского» течения, подобного нашему, была близка к нулю. Авторитет священнослужителей был огромен. Убеждённые поклонники сказочного зверя «прогресса» наверняка скажут, что это всё от дикости и варварства неграмотных Предков, но, с точки зрения Традиции, всё дело как раз в том самом «ре­альном изменении онтологического и экзистенциального статуса человека». Как пишет тот же Эвола (статья «О секрете вырождения»): «Настоящий базис традиционной социальной стратификации — ясное осознание низшими слоями сути иерархических отношений. Не низшие нужны высшим, а совсем наоборот. В основе иерархических отношений лежит идея о том, что некоторые люди реально обладают определенной духовной сущностью, которая во всех остальных присутствует лишь в качестве идеала, предчувствия, несфокусированного усилия. Поэтому последних фатально влечет к первым, и подчиняются они, по сути, не чему-то внешнему, а себе же — Настоящему. В этом — тайна традиционного мира, тайна готовности к жертве, героизма, верности; и, с другой стороны, престижа, авторитета и спокойной силы, неведомой самому тяжеловооруженному тирану».
Так вот, в родноверии, казалось бы, есть жрецы (волхвы), и они проходят некие обряды посвящения — то есть инициации. Однако авторитет этих жрецов признают далеко не все славянские язычники (и это я сейчас вовсе не только о нашей творческой лаборатории говорю), да и те, которые признают, далеко не всегда смотрят на жреца как на человека, близкого к Богам — и, следовательно, существенно отличающегося от всех прочих.
Я склонен считать, что причина такого положения дел — в том, что пресловутого реального изменения онтологического и экзистенциального статуса у родноверческих «волхвов» не происходит.
Памятуя о том, что наше сообщество изначально декларировало направленность на практику — предлагаю обсудить вполне практический вопрос. Как исправить эту ситуацию? Как добиться того, чтобы на смену «жрецам» в современном славянском язычестве пришли жрецы?

#размышления_ЯП

P.S. Ради внесения ясности. Термины «волхв» и «жрец» (которые, по мнению многих современных славянских язычников, имеют разное значение) я употребляю как синонимы.
«В русской литературе Средневековья слова «волхв» и «жрец» употребляли как равнозначащие и взаимозаменяемые: царь Охозия в русском переводе библейского предания «послал къ идолу Ваалу и къ жрецомъ его спросити: буду ли жив или умру? Посланные шли спросить волхвовъ…». В «Великих Четьях-Минеях»: «Старейшина волхвом введе я (ее. — Л.П.) в церковь идольскую1 и понуди я отрещися Христа и поклонитися идолам». Как видно, что волхв, что жрец — для русского книжника все равно, различия между этими понятиями он не делает. В «Сказании об основании града Ярославля» в святилище Волоса приносил жертвы и гадал волхв». (Прозоров Л.Р. Боги и касты языческой Руси. Тайны Киевского Пятибожия. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.)

Автор — Мирослав Курганский.
оригинал публикации на Фб — https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/7..

Facebook Comments
Закладка Постоянная ссылка.