Ещё раз о жрецах и жреческих посвящениях

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Некоторое время назад я уже поднимал эту тему. Суть того поста сводилась к тому, что в современном родноверии (как впрочем и в современном язычестве в целом) есть, мягко говоря, серьёзные проблемы с легитимностью так называемого «жречества». С точки зрения традиции массовик-затейник — это не жрец. Даже «выбранный общиной». Даже прочитавший массу научных трудов о язычестве. И даже «коммерчески успешный» — хотя это качество, к счастью, основная масса современных язычников всё-таки не рассматривает в качестве критерия.

Кстати, встречал я в жизни одного православного мальчика, который искренне считал, что навороченная тачка у попа — это признак «крутизны» оного.
В этом посте я изложу свой взгляд на то, как преодолеть существующий в родноверии (и не только) кризис авторитета «жречества». Я вижу два пути получения подлинного (а не бутафорского) жреческого посвящения современными жрецами. Читать полностью

Богатство — как критерий правильности пути язычника

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Тезис:
Тот, кто считает себя славянским язычником, должен быть богат.
Если вы считаете себя слав. язычником и продолжаете бедствовать (в том или ином смысле), — значит вы что-то делаете не так.
Другое дело, что богатство может быть выражено не только и не столько в деньгах… но, — я говорю именно что о Материальном Благополучии.
Бедный язычник = плохой язычник.

Те, кто меня знают, — знают, что я в принципе не делаю ничего ради одного только хайпа. И сейчас я реально верю в то, то говорю. С точки зрения язычества, например, осуждение христианских попов на крузаках — это просто нонсенс (другое дело, что с точки зрения самого хр-ва это да, — уже ни в какие ворота не лезет).
Если ты не богат — то какой ты нафик «волхв»? Читать полностью

Мерило веры или кого слышат Боги? 

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
Анекдот.

Умерли в один день водитель автобуса и священник. Стоят они оба перед вратами рая, бог решает кому в рай, кому в ад. В итоге в рай отправляется водитель автобуса, а в ад — священник. Священнику это естественно не понравилось, он пошёл к богу, выяснить от чего такая несправедливость.

Священник:
— Боже, я всю жизнь служил тебе верой и правдой, вёл проповеди, за что меня в ад, а этого алкоголика водителя в рай?
Бог:
— Ты говоришь служил мне? Когда ты читал проповеди, все в твоей церкви спали, а когда этот водитель вёл автобус — у него в салоне все молились!!!  Читать полностью

Славянское языческое мировоззрение

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

К постановке вопроса.

Намечу в самых общих чертах. Потом, когда разовьем тему (а я, кстати, хочу, чтобы вы высказались в комментариях), оформим и в коллективное мнение.
Я думаю, что вы, как и я, не раз уже слышали это «Язычество — это не религия, а мировоззрение». Полностью поддерживаю мысль о том, что мировоззрение — первично. 
Недавно Восходящая Звезда, Светоч Языческой Журналистики, Искусный Во Многих Ремеслах, С Длинной Рукой, Подобный Рыси предложил всем нам простые и понятные определения:
«Мировоззрение — наше представление о мире.
Религия — связь с божественным.»
Так как для меня, как для пантеиста, — «божественное» и есть мир, то у меня сразу же родилась простая и понятная модель, как соотнести одно с другим.

Читать полностью

О «беспоповстве» и посвящениях

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_АВТОРА

Помнится, у нас как-то говорилось, что одно из отличий нашей творческой лаборатории от родноверческого, так сказать, «мэйнстрима» — это «беспоповство». Непризнание авторитета современных «волхвов». Причины такого отношения к «волхвам» могут быть разные (и отдельные члены нашего сообщества могут их разделять или не разделять) — ненаучность каких-либо их взглядов, погрязание в интригах и междоусобных разборках, которое ставит «волхвов» вне всякого авторитета, и т.д. Результат, однако, налицо. С самого появления нашего сообщества мы все планировали заниматься созданием языческого течения, отличного от учения «волхвов» — современного родноверия.
В этой связи предлагаю поразмышлять о вот о чём:
В традиционном языческом обществе священнослужители (не только священнослужители, конечно, но речь сейчас именно о них) проходили обряд посвящения.
Инициацию.
Юлиус Эвола в своей книге «Оседлать тигра» пишет:
«Целью инициации, в её строгом и законном понимании, является ре­альное изменение онтологического и экзистенциального статуса человека, реальное открытие трансцендентного измерения». Читать полностью

В поисках Учения

Для начала всем хорошо известный рассказ о сотворении Мира из «Голубиной книги»
«У нас белый вольный свет зачался от суда Божия Солнце красное от лица Божьего, Самого Христа, Царя Небесного; Млад-светел месяц от грудей его, Звезды частые от риз Божиих, Ночи темные от дум Господних, Зори утренни от очей Господних, Ветры буйные от Свята Духа, Дробен дождик от слез Христа, Самого Христа, Царя Небесного.»
http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/003458212318623..Языческая составляющая явна и много раз разобрана учеными и увлеченными исследователями наследия славян.
В русле поиска основы для славянского Учения приведу ещё одну хорошо изученную составляющую наследия.
«из Олонецкого сборника 2-й четверти ХVII в. говорилось: «Се яз, раб имрек, стану благословя[сь], пойду перекрестясь, оболоку на себя красное солнце[12], опояшусь све[т]л[ой] зорей, поттычюсь частыми звездами, возьму в руке млад светел месяць[13] и пойду в чистое поле, и стречю своего ангела хранителя и Пречистую матерь Богородицу; и молюсь и плачюсь:
http://www.ruthenia.ru/folklore/toporkov4.htm

Итак.
В отрывке из Голубинной Книги мы видим, как Мир твориться из частей Бога. По сути Мир стал возможен после того, как Бог разделил сам себя на части ставшие частями Мира.
Бог преображает Ничто в Нечто путем разделения Себя на составные части. В данном случае преображение окружающего происходит путем разделения.
Во втором случае (заговор) наблюдается обратное действо. Для преображения окружающего требуется собрать/соединить части Мира образно «надев» их (силы) на себя.

В случае с заговором,человеку для преображения окружающего пространства требуется повторить в обратном порядке то, что проделал Бог при создания Мира из частей себя, как бы возвращая изначальную божественную целостность.
Еще одним дополнением в эту сторону служит обычай раздирания на части травяной куклы, а также разделения жертвы на части в момент принесения. Читать полностью

Человеческая жизнь = огонь

к предыдущему посту (https://vk.com/wall-119055965_7707).
еще немного теории.
Традиция связывает жизнедеятельность ЧЕЛОВЕКА именно с этой стихией — Огнем.
Хотя, казалось бы..
Например, со временем, выясняется, что библейская традиция считать человека — вылепленным из глины(/земли) — не такая уж и «библейская». Не, это общеевразийские универсалии, как показывает нам Ю.Е. Березкин посредством своего каталога. Вода — тоже тема. Мы же на 70% из нее состоим.
Однако, огонь.

«Похороны Руса» http://vesemir.blogspot.ru/2016/02/blog-post_18.html

Видите ли, я, хотя и топлю постоянно за «природу» и животную природу нас с вами, человеков, все же не могу не отметить некоторую разницу между нами и остальными животными. В чем, если дойти до уровня архетипов, это проявляется настолько ярко, как в «огне»?

Пожалуй, это — именно то общее, в чем могут сойтись и атеист, и христианин, и язычник: Огонь — это естественная граница между «человеческим» и «животным» (ранее, не без влияния Энгельса, было принято считать, что эта граница = Орудия Труда, но исследования последнего времени, которые показывают, насколько активно шимпанзе используют камни и палки, какбы малмала опровергают, но не суть — я, в любом случае, сейчас просто подгоняю факты под свое вИдение 😊 ). Читать полностью

Что мы курим

юбилейный пост
😊
Да, далее я дам вам исчерпывающий ответ на этот волнующий вопрос 😊

Дело в том, что мы — КУРИМ СВЯТОЙ ОГОНЬ.
Заметьте, говорю это без смайла.
Дело в том, что изначально слово «курить» — это вовсе не «вдыхать и выдыхать дым». Не, «курить» — это «возжигать».

Мы именно это и делаем — Возжигаем Святой Огонь.

Вспомните наш пост про то, что такое «СВЯТОСТЬ» () — там я обещал продолжение. Ну и вот, — его время пришло.
Вспомните, что этимологически «свято» — это «то, что набухает и возрастает», ширится, растет. На каком-то уровне Святость можно сравнить с Огнем — сила, которая, разгораясь, лишь возрастает.
Пусть это и «всего лишь метафора, а не буквалистическое прочтение», не суть.
МЫ РАЗЖИГАЕМ ОГОНЬ.
Посмотрите на наше лого — это Огниво в Огне. Гореть.
Может быть, сжигая себя, порой, — но не гнить. Читать полностью

Язычество в повседневности

Не так давно мы проводили опрос (https://vk.com/wall-119055965_6879), в котором бесспорно победил данный пункт.
Как водится, каждый представляет себе это по своему, но все же понятие «повседневность» должно быть интуитивно понятно.
Обратимся к определению из той же Вики — оно вполне раскрывает смысл:

На актуальную тему «язычество в повседневности» 😊 http://vesemir.blogspot.ru/2015/12/blog-post.html

«Повседневность, повседневная жизнь — один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью,
отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия[1]. Это область социальной реальности, целостный
социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека.
Понятие повседневности рассматривают на следующих противопоставлениях:
будни — досуг, праздник;
общедоступные формы деятельности — высшие специализированные формы деятельности;
жизненная рутина — моменты психологического напряжения;
действительность — идеал.» Читать полностью

Зачем вообще нужно подыскивать современные аналоги старинным (известным нам по этнографии) вещам

Вчера, с комментариев к посту — https://vk.com/wall-119055965_7315 — я, в первую очередь, благодаря Юлиане понял, почему меня часто не понимают.
Откуда у меня взялась сама эта тема «подыскивать современные аналоги» тем обрядовым объектам, которые известны нам, например, из этнографии XIX века.
Просто, чтобы «шагать в ногу со временем»? Или, как сказал недавно один недалекий умом м🙃к (если что, я могу за то, кем я его назвал, обосновать) где-то в комментариях — чтобы «перевести «осознание язычества» в настоящее (где оно развивается, для выживания используя все формы и проявления окружающего мира, до которых способно дотянуться)»?
Ну да, но не только. Тут присутствует смысл гораздо глубже. Смысл, проистекающий из самих реалий традиционной славянской магии.

Наверное, проще всего будет объяснить это все «от противного». Читать полностью

Устройство мироздания в славянском язычестве

По многочисленным запросам я решил собрать несколько фактов и любопытных мыслей на тему славянской космологии – то есть о том, как устроен мир. Во многом это будет акцентирование на славянском материале уже сказанного здесь: vk.com/wall-39773469_15462 Начать надо с печально привычного «фактов очень мало и потому приходится додумывать». Но кое-что есть.

1) МИРОЗДАНИЕ ТРОИЧНО И СОЕДИНЕНО МИРОВЫМ ДРЕВОМ. Очень, очень древняя и общая для большинства культур традиция представляет мироздание трёхслойным, причём все эти слои пронизывает Axis Mundi – в случае славян это Мировое Древо, практически наверняка в мифах отражавшееся дубом. Моделью Мирового Древа на капище служил столп, к которому привязывали главное жертвенное животное (у всех индоевропейцев, включая славян, это конь). Корни Мирового Древа уходят в Нижние миры. Ствол проходит по Среднему миру, где живут (в обычном восприятии) люди. Читать полностью

Ориентация на наследие прошлого как основа славянского (ново)язычества

Вдогонку ко вчерашнему посту про «Колесо» 😊 https://vk.com/wall-119055965_7136
Я хочу, чтобы меня правильно поняли.
Ориентация на Прошлое, на Древность, на Старину — это же самая основа, самая суть, и никуда от этого не деться — ибо это идет из самых глубин нашей психики.
Самая старинная церковь в городе всегда будет почитаться как наибольшая святыня, а самая древняя икона — как самая намоленная. Картина признанного мастера эпохи Ренессанса всегда будет оцениваться выше, чем поп-арт нашего современника (разумеется, если говорить о фундаментальной, а не спекулятивной оценке). Читать полностью

Святость

Всенепременно — язычнику следует направить помыслы свои на СВЯТОЕ и почитать СВЯТОЕ.
Жизнь, наполненная СВЯТОСТЬЮ — вот идеал, к которому нужно стремиться язычнику. Читать полностью

Цель и смысл языческой обрядности в современных условиях

Немного теории на тему того, «зачем это все вообще?»
Начнем со следующего вопроса (я иногда называю его «вопросом вопросов») — как сочетается откровенно аграрный характер славянского языческого культа, известного нам по этнографическим источникам, с нашей современной жизнью в современном городе?
В чем смысл ДЛЯ МЕНЯ ЛИЧНО разного рода языческих календарных обрядов, направленных на то, чтобы «уродилась нива», «чтоб выше хлеб подрос», всех этих «а мы просо сеяли-сеяли». Читать полностью

Как написать пост для «славянского новоязычества»

(сеанс теоретической магии. с саморазоблачением) )

Не категорично уже, конечно. Так-то мы обрастаем уже всяким. И теории у нас уже место есть и абстрактным размышлениям и вообще. Однако во многом все наше движение (хотя бы применительно к реалиям паблика «в контакте») до сих пор основывается на одной простой элементарной идее.
Она настолько проста, что с трудом осознается. 😊 Читать полностью

Из переписок. Так сказать, избранное

Однажды в небольшом чатике среди рукодводителей группы в очередной раз поднялась небольшая грызня. Я вновь говорил, что традиция язычества прервалась, а кому-то казалось, что нет. Я уже много про это писал и говорил, повторю и снова — язычество умерло как самоопределение, а значит, и как религия в конце средневековья. Это вопрос научной терминологии. Пережитки язычества — они-то только и остались традиционными — неслись века с 14-го уже христианами по самоопределению, неважно, были ли это заговоры, праздник Масленицы или обряды с топором при посвящении в мужчину. В 15-19 веках никто не говорил о своей вере, что это славянское язычество, даже если пережитков оного было в его вере вагон и тележка — таких-то как раз было полно. Читать полностью

Отличие нашего подхода к реконструкции славянского язычества от подхода родноверия

Наше движение не занимается борьбой с родноверием.
У нас вы не найдете компромата на лидеров родноверия, копания в чужом грязном белье и прочего — зачем?
Мы не занимаемся этим. Мы занимаемся тем, что создаем нечто свое.
И сейчас я попробую указать, в чем же все-таки мы отличаемся. Ибо это нужно понимать, причем понимать, в первую очередь, нам самим.
Потому что бороться с родноверием нужно не в миру. Бороться с родноверием нужно в самих себе. Читать полностью

Детство и смерть имеют одинаковую природу

В детстве, когда мы растем, мы очень сильно нуждаемся в смерти. Родители буквально вдалбливают в нас смерть. Как абсолютное зло, избежать которого любой ценой — должно быть корнем всех наших действий и поступков — это основная цель наших родителей и нас как родителей наших детей.
Высота, электричество, скорость — постепенно все в нашем мире начинает привязываться к смерти и оцениваться по степени приближенности к ней. Те из нас, самые послушные, которые впустят в себя смерти больше других, выживут и оставят после себя уже своих собственных детей. Читать полностью

Попытка свежего взгляда на славянское язычество

Переписал под наш лексикон несколько цитат о синто 😊
Смотрите, какие, местами очень интересные, получаются у нас теоретические основы:

«Основа славянского язычества состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — «бог» (праслав. *bogъ). Бог может существовать на Земле в материальном объекте, причём не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые боги являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Перун, бог Грома. Почитаются боги — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Славянское язычество включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных богов или подчинение их при помощи специальных ритуалов. Читать полностью

Язычество и повседневность

Давайте, сразу сделаем оговорку : это будет моё, личное мнение, не догма, не отлитое в металле и бронзе ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ руководство.
Моё мнение, базируется на изучении традиции и личном опыте, но не является истиной в крайней инстанции. Читать полностью

Язычество — это культ природы

В день своего рождения хочу мал-мала отдохнуть от сугубо практики (#прикладная_мифология_НЯ) и посвятить немного времени чистой теории.
Ниже я хочу ни много, ни мало, а изложить свое собственное видение того, ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО. Потому что, как ни странно, далеко не все это понимают.
Поэтому, как обычно, для кого-то написанное ниже — будет сплошь банальным чтивом, однако для кого-то, возможно, и нет.
Я сам это все осознал лишь недавно и, прямо скажем, по верхам (сейчас я думаю, что полного понимания того, что ниже — человек вообще в принципе может достигнуть ТОЛЬКО ТОГДА, когда у него появляются внуки). Читать полностью

Топ-5 книг об язычестве для начинающего

от 5 участников «славянского новоязычества»

Тема, конечно, не нова, но в чем здесь идея — каждый из нас, независимо друг от друга, выбрал 5 лучших книг.
То есть тут у нас разные версии топ-5, сведенные в одном посте.
В итоге мы предложим вам проголосовать за лучший, по вашему мнению вариант топ-5, и/или предложить нечто своё.
Обещает быть очень познавательно.
Напоминаю, что книги предложены именно что для НАЧИНАЮЩИХ. Читать полностью

Да, у тебя были предки славянские язычники

Есть такие скептически настроенные к язычеству умники, которые думают, что могут сочинить язычнику каверзные вопросы. Как-нибудь я сварганю сборник таких вопросиков и поотвечаю на них. Этот пост, однако, я хочу посвятить только одному любопытному «каверзному» вопросу. Читать полностью

Традиционные славянские запреты, касающиеся новорожденного ребенка

Новорожденный находился в крайне уязвимом положении, поэтому считалось, что младенца нельзя показывать посторонним, чтобы избежать сглаза: «Показывать нильзя месиц, патаму шта у каво какой глас».
Маленького ребенка нельзя класть на стол: – Детей можно класть на стол? «Нет, можыт иво младенская, такая балезьнь». – На стол ребенка можно класть? «Нильзя. И чирис стол пиридавать нильзя. И ни учить дитя ходить па сталу. Стол есьть стол». Читать полностью

Создание средств очищения, используемых на обряде

Перед обрядом жрец на капище или в Красном куту троекратно заговаривает воду и зерно, которыми потом окропляет и осыпает пришедших на обряд участников:

«…В поле том чистом течёт река широкая да бурливая, я реке поклонюсь и помолюсь: «Вода-водица, красная девица, как ты идешь, рвешь и берешь, смываешь и срываешь крутые бережки, желты пески, серы камешки,… » (фрагмент); Читать полностью

Что можно дать в дар Божествам?

Этот вопрос мне задают нередко, особенно когда я показываю, что в старом язычестве взаимоотношения с Божествами держались на формуле «я тебе – ты мне». Например, вот фрагмент самого раннего в истории сообщения о религии славян (VI век, Прокопий Кесарийский, «Война с готами», III.14, пассаж о славянах и антах): «когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы». В более спокойное время, разумеется, этот принцип действовал – и действует – ровно таким же образом: Божества давали – и дают – людям помощь за какие-то приятные Божествам действия. О том, какими они могут быть, я коротенько и расскажу в этом материале, ссылаясь на исторические и личные примеры. Читать полностью

Языческие традиционные практики. для всех и каждого

Следуя, уже установившейся традиции нашей молодой группы, мы предлагаем вам уже проверенный опыт, который сложился у многих, кто много лет изучает и практикует славянское язычество. Опыт, который не только может изменить ваше мышление, вашу картину мира в сторону подлинных, мифопоэтических представлений наших Предков, но и поможет сохранить, бережно передать вашим детям настоящую, живую Традицию предков. В чём же скрыты такие мощные, подлинно действующие практики, которые повсеместно и постоянно применялись нашими ещё прадедами и прабабушками , но абсолютно исчезли из жизни современного человека? Читать полностью

Как обустроить святилище

Видео-продолжение (см. начало: https://vk.com/wall-119055965_1528) работ по обустройству смоленского капища.
Может пригодиться всем, кто собирается строить своё святилище. Читать полностью

Почему я выбрал язычество и почему его выбирают другие?

Когда, давным-давно, появились славяне, они унаследовали от своих предков религию, которая передавалась им ещё много тысяч лет до того. Это было язычество, сложная, не имеющая единой догматики религия, растущая и меняющаяся вместе с развитием народа и его культуры. Несмотря на пестроту, она имела определённые черты, делающие её единым мировоззрением. Язычество господствовало у славян всю античность и большую часть раннего средневековья. Лишь с 800-900-х годов христианизация славян стала массовой, и лишь к 1400 году исчезают последние люди, однозначно называющие свою веру славянским язычеством. Почему произошла эта утрата язычества – это отдельный большой вопрос, сейчас отмечу другое. Читать полностью

Балкон как современный языческий храм и средоточие домашнего культа

Понятно, что наш Дом сам по себе является для нас Храмом (https://vk.com/wall-67741956_4979). Однако с практической точки зрения есть смысл выделить в пространстве человеческого жилья некие «точки фокуса», через которые мы будем осуществлять общение с Иным Миром и вокруг которых будет сосредоточен наш домашний культ. Обычно в качестве средоточия культа выступает Красный Угол (https://vk.com/wall-119055965_686). В данной заметке я постараюсь изложить некий альтернативный взгляд на средоточие домашнего культа.
Читать полностью