МОЕ (НОВО)ЯЗЫЧЕСТВО (#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ)

Говорят, что повторение – мать учения. Давайте я еще раз попытаюсь изложить вам свое видение всей нашей темы, в целом. Довольно сумбурно получилось, конечно, но все же… Начну с разграничения «язычества» как дохристианской религии и как мировоззрения, так как это очень и очень важно.

fon proba

Вот Толстая С.М. (позволю себе искусственно разбить ее цитату на два абзаца): «…язычество, понимаемое как система дохристианских представлений о мире и человеке, основанная на мифологии и магии, реконструируемая по данным языка, фольклора, обрядов, обычаев и верований славян. Важно подчеркнуть, что язычество может пониматься не только как историческая стадия мировоззрения древних славян (праславян) в период до принятия ими христианства, но и

как типологически особая культурная модель, чьи формы, механизмы и семантические категории продолжали существовать и после принятия христианства (а многие из них дожили до настоящего времени). Главные черты язычества как мировоззрения – одухотворение природы (аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей, развитая низшая мифология, вера в возможность воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм[16]. Эти главные черты язычества в той или иной мере сохраняют все жанры и формы традиционной духовной культуры славянских народов».

Я разбил ее цитату на два потому что призываю вас сосредоточиться на втором, а не на первом. На мировоззрении вместо «конкретной религии» (под которой я здесь понимаю определенным образом организованный культ), ибо таково состояние наших источников, где отделить «христианское» от «языческого» попросту невозможно. Иными словами, язычество – оно не в том, что вместо попа с крестом, обходящего по кругу церковь, по кругу капище будет обходить волхв с бубном. Язычество – в самом акте «обхода по кругу». Приравнивание  “язычества” к «религии», да еще и к древней дохристианской  – стратегическая ошибка, которую с удовольствием используют против нас апологеты «народного православия». Да, наше язычество как  культ  – не древнее, а новое. Древняя дохристианская религия славян принципиально невосстановима, да и зачем это нам сейчас, в XXI веке? Если, конечно, мы не реконструкторы… Не, мы обращаемся к древности за иным.

В древности – не цель нашей деятельности (потому что мы не реконструкторы, повторюсь), а ее причина. Источник. В  любой языческой традиции нас влекут прежде всего Времена Первотворения. Мифы. Прошлое. Так мы приходим к язычеству – в том числе и к славянскому. Вот у германцев есть Эдды, а у нас? Былины. Сказки. Былички. То есть, вместо священного текста, фигня всякая, простите за выражение.  Но, скажу за себя, – меня именно это и привлекло. Отраженный Свет Источника.  Отблеск Времени Мифов. То есть, настолько силен этот Отблеск, что даже без священного текста – а через вторичные и поздние отражения -“сказки”, “былины”…  – так сильно тянет? Причем даже понимая, что нет ничего, кроме «всякой фигни» у меня, – меня все равно тянет ко всему этому, как мотылька к огню. Видимо, это то, что называют «голосом Предков» или «зовом крови». Просто смысл в том, что язычество – не выбирают. Это вне нашей воли. Я вот не могу съехать уже. Не могу отвернуться (ну, могу, конечно, но только на время), а  только идти на костер. При всем при том, что я даже Его не вижу… а так – там за деревьями (вроде как) отблеск, тут (вроде как) дымом потянуло.. а может, и показалось, может и нет Его… Ну это ж какой, блин, силы был этот Костер, что, например, меня, обычного современного городского человека – не какого-то там «потомка волхвов в седьмом поколении», зацепило и до сих пор к нему тянет? Смотрите, что есть у нас, “славян” из древности, – по сути, всего лишь несколько Имен из летописей. Но ты, блин, видишь эти Имена, ничего не зная и не понимая, но оторваться уже от Них не можешь. Коготок увяз, – пропала птичка.

Может быть то, о чем я сейчас – это не «религия», а «культура», не знаю, но в любом случае славянское язычество лежит в ее истоке, в самой основе. В любом случае мы, так или иначе, обращаемся к славянской культурной традиции. Продолжая метафору «костра», есть такая очень часто искажаемая и не верно понимаемая цитата от Жана Жореса: «Традиция – это не сохранение пепла, а раздувание огня». Я для себя вижу это так: традиция – это не огонь. Традиция – это дрова, за счет которых этот огонь горит. Нам необходима славянская традиция, славянская культура просто как топливо. Для того, чтобы творить. Поэтому мы опираемся не на построения наших современников родноверов, а на народную культуру. Народная культура, как огромная невероятная многослойная структура – чем дольше изучаешь, тем бОльшую глубину открываешь, и это – то что дает нам  силу. Если я, изучая славянскую традицию, постоянно открываю для себя все новое и новое, зачастую настолько неожиданное и глубокое, что аж дух захватывает,  то я, наверное, буду продолжать. Современные построения же – плоские и мелкие, одна обертка яркая, без содержания… Они быстро исчерпываются.

Вместе с тем в язычестве есть и объект для почитания, Священное – не в прошлом, а в настоящем, здесь-и-сейчас. В МОЕМ ПОНИМАНИИ, это – мир. Природа (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0). Кто-то может сказать – «боги», но это, на мой взгляд,  всего лишь иной взгляд на то же самое. Просто лично мне удобнее говорить не о «богах», а о «мире». Мир – священен. Мир – волшебен. Мир – непостижимая Тайна. Ну, как в детстве, когда наши глаза широко открыты и жизнь наполнена. Однако мир – он И СЕЙЧАС “как в детстве”, просто мы теряем данное мироощущение с возрастом. Язычество – это способ вернуть себе это отношение к миру. Заново отвоевать. РЕконкиста. Поэтому, кстати, я постоянно говорю о «моделях» (причем о разных) вместо того «как оно на самом деле», потому что сказать «мир устроен так-то и так-то, боги – те-то и те-то, а кто думает иначе – еретик», потому что это полностью противоречит такому восприятию мира (кстати, себя мы можем также воспринимать как часть мира  и относится к себе соответственно) и ведет лишь к усталости, от себя и от жизни.  Причем я предлагаю обращать внимание прежде всего на сам мир, напрямую. На восходящее солнце, а не на его изображение. На ветер на собственном лице, а не на стрелку в прогнозе погоды. На пульс крови, а не на схему из анатомического атласа. На живое.

Природа живет в определенном ритме, который проявляется в повторяющихся, циклических процессах. Это  важно. Однажды я даже сформулировал в чем основа язычества  – осознавать три природных цикла (годовой, месячный, суточный) вокруг себя + человеческий (детство, юность, зрелость и старость) – в себе и в других людях. Сейчас я уже не буду столь категоричен, но что-то в этом определенно есть, потому что именно через настройку на циклы мы достигаем гармонии с  миром, гармонии с природой.

Приведу один пример. Описанная мною по осени  практика молитвы на восходе, в полдень и на закате (https://vk.com/wall-119055965_18832 – один из самых успешных моих экспериментов в новоязычестве, кстати).  Само отслеживание времени восхода/заката – уже через пару месяцев нереально настраивает на природные ритмы. Когда ты каждый день узнаешь время восхода и заката, и, от этого понимаешь, насколько стремительно на самом деле изменяется длина светового дня, сначала уменьшаясь, а потом, после зимнего солнцеворота, увеличиваясь –  очень сильно настраиваешься на Мир, вместо своих мыслей.

Стратегическая направленность язычества – это вывод внимания куда-то вовне, за пределы наших повседневных проблем и забот. От собственной персоны – к традиции и миру вокруг. То есть, я предлагаю вам две эти области  внимания.  Почитали заговоры и сказки? – сходите в лес, посмотрели на костюм традиционный – в бинокль луну порассматривайте… и т.д. В любом случае весь фокус здесь в непрерывном постижении – как своей культуры, так и  мира. Не с целью когда-либо постичь их – тут важен сам процесс. «Путь к Дао – это и есть Дао» :).

Ну и вообще, наше язычество должно быть максимально простым и проявленным в нашей жизни, а не чем-то «в книгах». С минимумом абстрактных понятий и «трансцедентного». С максимумом того, что доступно нам в ощущениях. Культ Предков, акцент на “низшей мифологии”, простые и доступные повседневному восприятию стихии типа Солнце (которое, как известно, “за нас”), Мать-Земля и прочее. Таков мой подход.

Максим Сухарев

12.02.19

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 333 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.