Места исполнения желаний в современном городе

Обычно мы, «Славянское новоязычество», берем нечто древнее либо традиционно-этнографическое, и пытаемся адаптировать это к современным реалиям. Здесь же — тот редкий случай: когда целесообразно использовать современный городской фольклор, как он есть.
Вчера читал тезисы межд. научной конф-и «ситуация постфольклора: городские тексты и практики» (М. 3-4.04.2014) и наткнулся на следующий интересный доклад. Так как это все в форме тезисов, привожу его текст целиком (по сути, продвинутое продолжение вот этого — https://vk.com/wall-119055965_2943):

«Высокий уровень суеверности в современном обществе проявляется в формировании ритуальных практик, связанных с получением различных индивидуальных благ: здоровья, семейного счастья, карьерного роста.
В данном исследовании рассмотрена современная спонтанная обрядность, связанная с местами исполнения желаний в городском ландшафте. Целью было выявление в ритуалистике признаков магического мировосприятия, методом — количественный анализ обширногоэмпирического материала. Выборку составили 160 объектов из 54 городов России, Украины и Белоруссии (Москва — 26, Санкт-Петербург и окрестности — 28, Киев — 17, Екатеринбург — 11, Волгоград — 7, Одесса — 5, Минск и Ярославль — по 3 и т. д.). В число объектов входили памятники и городские скульптуры — 65%; захоронения — 8%; постройки, мосты, фонтаны и др. — 17%; природные объекты (преимущественно камни-валуны) — 10%. Анализ символики проводился по трем направлениям: семантика объекта (связь с богатством, удачей и т. п.); формально-образная специфика; отдельно рассмотрены медиаторы, к которым обращаются с просьбой (святые); знаменитости, воплощенные в памятниках, и т.д.
Семантика почитаемых объектов связана с ограниченным набором основных человеческих желаний: любовь, здоровье и сила, богатство, удача.
Любовь (25 объектов, 16%). Данный мотив чаще всего отражается в «свадебных достопримечательностях». Это интерактивные скульптуры: памятник Карлу и Эмили (Санкт-Петербург), памятник влюбленным (Саратов), скульптуры куниц (Уфа), изображения Петра и Февронии (Муром, Ульяновск, Тула и др.), — а также «исполняющие желания» мосты (Москва, Волгоград, Тюмень и др.) и «камни любви».
Здоровье, сила, плодородие (15 объектов, 9%). Символика здоровья присутствует во многих объектах — в изображениях сильных животных (например львов), почитаемых камнях- валунах, растениях. Сила как мужское качество часто подчеркивается при обрядах, связанных с окончанием военных учебных заведений. Так, в Петербурге курсанты-выпускники натирают тестикулы коня Медного всадника. «Свадебные достопримечательности» могут содержать элементы, «программирующие» рождение детей и даже их пол. Так, молодожены, посещающие в Минске Остров скорби, натирают причинное место скульптуре ангела-мальчика, чтобы обеспечить рождение в семье мальчиков.
Богатство (14 объектов, 9%) — один из самых частых мотивов в символике «мест исполнения желаний». Для инициирования обогащения устанавливают интерактивные скульптуры «символических» богатых людей (например, в Ростове-на-Дону — купец, у которого нужно потереть кошель); «памятники» деньгам («Деревянному рублю» в Томске, червонцу в Красноярске) и кошелькам (в Краснодаре, Петрозаводске, Сумах); проводят манипуляции с объектами, изображенными на денежных купюрах (например, в Ярославле, достопримечательности которого изображены на купюре номиналом в 1000 рублей).
Удача (18 объектов, 11%). Многие объекты совмещают символику богатства и удачливости: пушкинский старик с Золотой рыбкой на Манежной площади в Москве, скульптура жабы-копилки в Киеве, а также «могила» Соньки Золотой Ручки на Ваганьковском кладбище, которая пользуется популярностью у цыган и представителей криминального мира.
Удачливость без тяги к обогащению присуща Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону — на их скульптурном изображении в Москве всегда можно найти монеты.
Иногда фактор удачливости выявляется только при знакомстве с контекстом объекта («спасенный матрос» на памятнике Петру I возле Михайловского замка в Петербурге).
Качество удачи программируется не только символикой объекта, но и совершаемыми возле него игровыми действиями (например, кидание денег в цель). Формирование посыла (загадывание желания) происходит в момент, когда человеку приходит удача (он попадает в цель, находит нужное), и в этом мы видим один из моментов бессознательного следования магическому мироощущению.
Формально-образная специфика, влияющая на возникновение магической семантики, — это природность, связь с символикой «центра» и «начала», реже — форма.
Природность (55 объектов, 34%) как значимое качество относится к изображениям животных (29 объектов), растениям, камням-валунам.
Особенно заметна тенденция к магическому осмыслению городских скульптур, изображающих животных, причем не только домашних, которых приятно погладить (кошек, собак), но и «непривлекательных» (жучок на скульптурном изображении Прони Прокоповны и Голохвастова в Киеве, крокодильчик на Доме с химерами). Все они пользуются славой дающих удачу. Ориентация на природность заметна, например, в отношении зайчика на скульптуре Петра и Февронии в Туле.
Камни-валуны (13 объектов) относятся к объектам древней традиции камнепочитания, возродившейся в современных городах. Дающими удачу считаются как «исторические» валуны (например, Борисов камень в Полоцке, Синий камень на окраине Переславля-Залесского), так и новоделы, порой специально завезенные на центральные улицы и площади. Для подобных объектов характерна любовная символика (типичное название — «Камень любви»).
Растения среди объектов, дарующих удачу, встречаются нечасто (5 объектов), но дерево — распространенная форма таких скульптур (Петрозаводск, Кронштадт, подмосковные Люберцы).
Символика «центра» и «начала» (17 объектов, 11%) отражает архаичное магическое мировосприятие: мотивы «центра» (7 объектов) и «начала» (10 объектов) проявляются в выборе современными горожанами мест исполнения желаний. Так, в Москве пользуется популярностью знак Нулевого километра (точки, от которой происходит отсчет километража
автодорог); нужно встать в его середину, кинуть монету через плечо и загадать желание.
Шарообразные предметы (9 объектов, 6%) пользуются популярностью у студентов и связаны с представлением о Шаре (мифологическим персонажем, дающем удачу на экзамене), однако есть и объекты, не имеющие такой специфики (шары-фонтаны в Санкт-Петербурге на Малой Садовой и Белгороде; стеклянный шар на набережной в Днепропетровске). Возможно, шарообразная форма вызывает ассоциации с гармоничностью и целостностью.
Символика медиатора/исполнителя. Часто формирование «магического» посыла предполагает наличие субъекта, который выступает посредником, передающим просьбы высшим существам, или исполняет их сам. К таким медиаторам относятся мифологические персонажи, покровители территории или группы, люди, добившиеся успеха в жизни, святые.
Мифологические персонажи (23 объекта, 14%) могут выступать помощниками, благодаря своей сверхъестественной сущности: грифоны и атланты (Санкт-Петербург), Нептун (Петергоф), Золотая рыбка (Москва, Астрахань), нимфа Гигея (Санкт-Петербург) и др.
Покровители территории или группы (15 объектов, 9%) — памятники основателям городов, например, Петру I в Санкт-Петербурге, Э. О. де Ришелье и И. М. Дерибасу в Одессе.
В данной группе широко представлены памятники отцам-основателям вузов и их научных направлений: для МГУ и Днепропетровского горного университета это М. В. Ломоносов; для Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург) — С. П. Боткин, Н. И. Пирогов, В. Л. Груббер; для Московской консерватории — П. И. Чайковский.
Покровителями могут оказываться и мифологические персонажи: для курсантов петербургской Военно-медицинской академии это статуя богини гигиены Гигеи (ей натирают грудь); для студентов Литературного института (Москва) — Пегас (элемент находящегося неподалеку памятника С. Есенину).
Олицетворения успеха (19 объектов, 11%) — уроженцы провинциальных городов, добившиеся известности: Л. И. Ошанин (Рыбинск), Е. А. Евстигнеев (Нижний Новгород), С. Г. Писахов (Архангельск), Афанасий Никитин и М. В. Круг (Тверь) и др.
Святые (14 объектов, 9%) — Марфа Царицынская (Волгоград), Валентин Амфитеатров, И. Я. Корейша (Москва), Ксения Петербуржская (Санкт-Петербург) и др., чьи захоронения осознаются как места исполнения желаний и формируют вокруг себя специфическую обрядность.

Итоги. Символика мест исполнения желаний прочитывается через «магическое» соответствие категориям любви, здоровья, богатства, удачливости и т. д. Приходящие к таким объектам люди, бессознательно используя правила симпатической и контагиозной магии, программируют своими действиями желаемый результат. В этом активизируется присущее
современным горожанам магическое мировосприятие, хотя для большинства «магические» действия носят игровой характер.»

Громов Д. В., Громова А.В. «МАГИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ В СИМВОЛИКЕ МЕСТ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ» (http://w.w.w.ruthenia.ru/folklore/2014_conf_shagi_gor.. )

Собственно, что с этим делать — должно быть понятно после прочтения.
Вы должны найти в своем городе все эти места — согласно классификации авторов по целям: любовь, здоровье и сила, богатство, удача.
Если в вашем городе нет каких-либо устоявшихся, осознаваемых населением, мест, попробуйте определить их для себя самостоятельно,
опять же, пользуясь критериями авторов — природность, связь с символикой «центра» и «начала» (а также «форма»).
Обратите внимание на медиаторов/исполнителей — мифологические персонажи, покровители территории или группы, люди, добившиеся успеха в жизни либо святые.
В общем ищите аналоги всему, написанному выше.

#прикладная_мифология_НЯ

Физически посетите найденные вами места и попробуйте совершить там какие-либо магические действия — поглаживание статуй, бросание монеток и т.д. Отмечайте следующие за этим изменения в вашей жизненной ситуации.

#родноверие #неоязычество #новоязычество #язычество

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.