Культ Дома

В славянском (ново)язычестве есть одна, крайне специфическая тема, которая подходит даже людям вроде меня, не верящим в личностных богов. То, вокруг чего можно даже выстроить полностью самодостаточный языческий культ, в том смысле, что ничего кроме него не особо и нужно :-) .

Это — то, что древние называли «Род» (имхо). Я сейчас называю эту силу «Дом» (именно так, с большой буквы, как имя собственное, потому что Дом в славянской мифологии — явным образом персонифицируется, но обо всем этом далее).

Аутентичный древнерусский идол Дома (смайл).

Вообще призываю вас задуматься над тем, что такое «дом». Не в смысле как само здание, но скорее как жилище. Понятие «дома» обладает для нас отчетливыми психологическими особенностями. Допустим, вы приезжаете на курорт отдохнуть и заезжаете в гостиницу. В этот момент — это чужое для вас место, в отличие от дома, который остался для вас где-то там, далеко. Но проходит несколько дней, — и вот номер гостиницы постепенно превращается в свое, в место, куда так приятно вернуться вечером, где безопасно и можно расслабиться (ср. «чувствуйте себя как дома»). Ибо дом для нас — это концентрированное воплощение «своего» (напомню, что *svojь — это ключевое для всей славянской мифологии понятие).

Мой дом — это как моя одежда, — не только нечто внешнее по отношению ко мне, но и в каком-то смысле часть меня самого. Даже без всякой мистики, а чисто психологически — см. пример с гостиницей. Дом — это то понятие, явление, место, в котором отражается мое «Я» — как мое индивидуальное «Я» , так и весь мой Род в целом, от которого мое «Я» в принципе неотделимо (см. немного про это). Понятие Рода (и это мое глубокое убеждение) является фундаментом для всего славянского язычества, и, если вы считаете себя славянским язычником, то в вашей жизни должно присутствовать осознание этого. Не обязательно при этом любить своих родственников. Просто нужно осознавать ту природную, биологическую силу, которая стоит за всеми этими, порою чрезвычайно мелочными и неприятными, людьми. Силу, большую, чем вы сами. Повторюсь, это чрезвычайно важно для каждого, кто считает себя славянским язычником — осознание своего рода как совокупности предков и потомков (насчет последнего, — если у вас не все хорошо с предками, как, например, у меня, можно выстроить осознание рода не сколько на предках, сколько на потомках), и соответствующее — уважительное и почтительное — отношение. Отношение действительно как к божеству (ведь род ничего вам не должен, он для вас все, а вы — лишь его частица). В принципе, это не так уж и сложно. Если быть честным с собой, то все это в нас уже есть. Где-то глубоко, под слоем повседневной шелухи (например, особое отношение к родителям или готовность пожертвовать собою ради собственных детей вшита в нас биологически). Осознание себя частью чего-то большего, осознание собственного рода — это вообще как бы не предмет веры, а то, что уже присутствует в нашей жизни, просто мы привыкли этого не замечать. Я не зря постоянно говорю «осознайте» вместо «представьте себе» или «вообразите». Все, что нам нужно — это перестать отворачиваться от нашей биологической реальности. Итак, посмотрите на свой дом как на то место, где воплощается не просто ваша индивидуальность, но сила всего вашего рода. Кстати, с этой точки зрения, не дом — часть меня самого, это я не совсем точно выразился, а я сам — всего лишь часть моего дома (причем, это не так уж трудно представить — дом ведь тупо больше вашего тела и вы, находясь внутри него, в некотором смысле являетесь его частью :-) ).

Даже сейчас, в современном русском языке словом «дом» принято обозначать не только архитектурное сооружение, но и нечто более глубокое, подразумевающее семейно-родственные связи — династию или клан (ср. совр. английский, — например «This is my house and my family’s ancestral home»). Понятно уже, что не любое здание — это «дом» (давайте, наверное, я, чтобы отделить одно от другого, буду обозначать такой «дом со смыслом» с большой буквы). Дом становится таковым, только если в нем живут, если дом становится для живущих в нем людей Домом. С другой стороны, не стоит вдаваться и в следующую распространенную крайность — считать Домом только некий «настоящий дом» (эта т.з. очень выпукло описана у Льва Прозорова в известном рассказе «Крикса»: «.. Люди поставили на пустоши коробку из железобетона и назвали ее дом. Плоская кровля дома не переглядывалась с небесами резными солнышками и звездами причелин и полотенец, солнечным скакуном князька. Его подпол, в который вместо еды и прочих припасов были спиханы уродливые железные потроха, по которым люди сливали свои нечистоты, был врыт в неоткупленную землю без жертвы и договора. Его стены не породнились со сторонами света, материал, пошедший на них, был взят у прежних Хозяев без спроса.»). Прошу прощения, но это — не наш путь.

Дом — там где вы живете: неважно, что это такое: квартира в многоэтажке, комната в малосемейке, чужое/съемное жилье, просто «свой угол», куда вы можете бросить свой вещмешок, мечтая о настоящем доме. В моих словах, конечно, есть что оспорить — это не так уж и важно. То, что по настоящему важно для язычника, — это вести себя так, как будто у вас уже есть Дом, не оправдывая свое бездействие и/или неправильный образ действий его отсутствием (как там у Кастанеды — нечто вроде «воин безупречен тогда, когда доверяет своей силе, независимо от того, насколько она мала», вот с Домом что-то типа того :-) ). Если принять тождественность Рода и Дома, то да, это так.

Если принять тождественность Рода и Дома, то понятно, что почитать Род «где-то там» — в ином месте, на отдельном святилище — это довольно нелепая идея. Место почитания Рода — это наш Дом. В действительности, я не смогу сказать об этом лучше, чем, в свое время, Афанасьев: «…Изба пользовалась особенным почетом, как место, свидетельствующее о быте предков, как место пребывания пената — бога-хранителя и покровителя домашнего очага, как место совершения различных религиозных обрядов…

В отдаленное время язычества огонь, разведенный на домашнем очаге, почитался божеством, охраняющим обилие дома, спокойствие и счастье всех членов семьи или рода. От огня, возжигаемого на очаге, обожание должно было перейти на самый очаг, оба эти понятия действительно слились в одно представление родового пената. Старинная загадка, означающая печь, огонь и дым, все эти понятия представляет в близкой родственной связи. Загадка эта произносится так: мать толста, дочь красна, а сын под облака ушел. В глубокой древности каждый род у славян имел своего пената, и этим пенатом был очаг.

Разумеется, если род делался, через нарождение слишком велик, то несколько семей могли отделиться от него и основать свое особое жилье со своим очагом.

Название изба первоначально означало только ту теплую часть жилища, в которой был поставлен очаг, а потому необходимо отличать избу от светлицы (клети); последняя всегда строится через сени, насупротив первой. Изба, в древнем языке — истопка (истба), происходит от глагола топить (из-топить). Славянин дал своему жилищу название от того священного действия, которое совершается на очаге. Очаг домашний был самое священное место. От него религиозный характер перешел на все жилище, в стенах которого возжигался на очаге обожествленный огонь. Изба для славянина была, поэтому не только домом, в обиходном смысле этого слова, местом жилья; она представлялась ему таинственным капищем, в котором пребывало благотворное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого пената. Изба была первым языческим храмом. Позже появилось слово хоромы (дом, жилище) и храм (освященное место богослужения).

Действительно, первые жертвоприношения, первая мольба и первые религиозные очищения совершались в избе, пред очагом. Наиболее торжественным жертвоприношением чтили очаг при повороте солнца на лето, когда зажигали в домашней печи с особенными обрядами бадняк (полено), а в разведенный огонь бросали хлебные зерна и лили масло, испрашивая обилия в доме и плодородия в жатвах и стадах. Затем вся семья садилась за стол, и вечер, по непременному обрядовому закону, оканчивался пиром…»

Для справки, коротко, про то, кто такие Пенаты из вики:

«Пена́ты (лат. Di Penates, Penates) — в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares), а затем и всего римского народа (Penates Publici Populi Romani)…
Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой»» — ср. наше «сидя на воздуси, Родъ мечетъ на землю груды — и въ томъ рождаются дѣти».

Современное культовое новоязыческое изображение Рода/Дома. Реально культовое, «без бэ». В отличие, например, от той фигни, что я рисую. Чистый Поток Энергии, Прямой Канал Связи.

Таким образом, Дом, где живу я, где живет моя семья, становится для меня основным моим языческим Храмом. Причем, Дом как культовое место для меня гораздо важнее, чем любое публичное святилище — капище, церковь и т.п., потому что оно напрямую связано с фундаментом славянского язычества — с моим Родом. Это, кстати, еще один пункт, по поводу которого я разошелся с современным родноверием: я не просто предпочитаю «семейное» — «общественному», — я считаю, что первое обладает безусловным приоритетом по отношению ко второму. Языческий праздник дома, в кругу семьи — важнее массовых народных гуляний, домашнее святилище — важнее общественного и т.д. Культ Дома, в общем… Итак, с точки зрения славянского язычества, дом — это не то место, где я, отгородившись от мира, могу заниматься различными непотребствами, без оглядки на социум и без палева, а Храм. Это, разумеется, налагает на мое поведение и определенные ограничения тоже, но о них, далее — когда мы будем говорить о том, «чего не любит домовой», а сейчас еще немного о «храме», о том, как это реализуется. В пределах жилой площади, занимаемой отдельно взятой семьей, принято выделять какой-то центр, который становится местом притяжения домашнего культа и, как правило, такое место стараются хоть как-то отметить как сакральный культовый центр. Да, я сейчас говорю про т.н. «Красный угол». В «красном углу» у современных славян-язычников обычно располагается божница. Причем, из всего вышеизложенного должно быть понятно, что ваша домашняя божница в «красном углу» — это не какая-то временная замена для храма и алтаря. Это основной и главный наш Храм. Еще раз, исходя из логики данной статьи, — не домашняя божница = уменьшенная копия Храма, но любой храм, не важно, насколько большой и навороченный — это просто увеличенная домашняя божница (!).

Далее, такое понятие как Дом — естественным образом персонифицируется. И да, конечно, в славянской традиции это — Домовой (Хозяин). Причем, «Домовой» — это такая, конкретная персонификация. В чистом своем виде. Можно сказать, сферическая-в-вакууме :-). Что характерно, наши современники, вроде даже понимая, что с Домовым — все далеко не так просто, как в мультике про «Домовенка Кузю», все равно продолжают мыслить сугубо категориями существ, по инерции (например, все эти вопросы типа «где живет домовой» — оттуда же). Давайте я, плавно переходя к практической части статьи, предложу вам одну аутентичную (!) практику, которая перевернула, в свое время, мое собственное сознание, и которая поможет вам сейчас сформировать более адекватную картину мира насчет всего того, о чем я говорю — когда вы хотите поблагодарить, попросить или задобрить Хозяина, необходимо встать в центре вашего жилища и ПОКЛОНИТЬСЯ ПООЧЕРЕДНО ВСЕМ ЧЕТЫРЕМ УГЛАМ ДОМА. Понимаете? Домовой = сам Дом, а не какое-то «место» в нем, где Он, якобы, живет.

Согласно этнографии позапрошлого века, Дом[овой] — это вообще своеобразное Мерило Всего и Источник Всего, — и я не преувеличиваю (почему в начале и сказал так, что «ничего кроме Культа Дома вам и не нужно будет»). Ну а если современным простым языком, то — когда нашу жизнь отягощают проблемы:

1 в личной/семейной сфере;
2. у родственников (вообще у всех, но особенно у родителей или детей);
3. со здоровьем;
4. с финансами и материальным миром (машина, домашнее хозяйство, вещи)
— то причина всему этому только одна: мы не наладили должным образом отношения с Домом, с Хозяином, с Духом Своего Рода.

Вдумайтесь в данное утверждение. Это офигенно же, я считаю. Ну как бы вот оно — Истина, Свет и Путь. :-) Какие бы иные причины своих проблем вы до сих пор не находили, все это — лишь следствия. Настоящая причина, согласно русской традиции, одна — недостаточное расположение к вам Дома.

Понятно, что данное определение в первую очередь нужно нам для того, чтобы понять, какие действия стоит предпринять, чтобы исправить ситуацию. Наладить отношения с Домом (да, именно «наладить отношения», наладить их как с живым существом. Собственно, это то — для чего нам и нужны персонификации). Думаю, что уже понятно, почему не стоит относиться к этому сугубо меркантильно, как к практической магии (Дом = Род ваш и прочее). И понятно, что не будет так, что стоит нам наладить отношения с Домом — и у нас волшебным образом сбудутся все наши мечты. Но то, что мы можем добиться существенного улучшения в любой из наших проблемных сфер — это точно.

Самое интересное причем, что это работает и без всякой мистики — какие-то глубинные законы психики или что-то типа того… Обращение к Роду ведь работает до сих пор, через разнообразные точки фокуса, принадлежащие современной картине мира (см. разной степени субъективности психотерапевтические техники, обращающиеся к родовой истории, — от психоанализа Фрейда до расстановок по Хеллингеру). Ну а традиция предлагает нам в качестве такой точки фокуса — Дом. Суть этого, как мне кажется, в том, что где-то в нашем сознании (не в каком-то «архаическом», а в нашем современном: моем, вашем, в любом) тема Дома неразрывно связана с темой Предков, с темой Рода. Эту связь нельзя разорвать. Ее можно только отрицать. Но отрицать ее — значит отрицать себя. Поэтому: Если вы осознаете Дом как вместилище силы вашего Рода (пусть и «дом» ваш, в текущей вашей жизненной ситуации, — на самом деле не ваш, и вместилище это — сугубо временное), — то будет вам и счастье и успех. Если вы не осознаете, отрицаете это — вы отрицаете себя, что автоматически означает саморазрушение. Вот такая простая формула. В общем, почитайте Дом. Теперь давайте плотнее о том, что надо делать, ведь это все же СНЯ:

Во первых, в этнографии зафиксированы различные способы жертвоприношения Дому, известные также как «относы»: например, те же куриные яйца, блюдце с молоком, монеты, которые кладут в углы или в щель между половицами (=подполье) и т.д.
Все это достойные уважения и проверенные временем способы проявить свое внимание и уважение к Дому. Лишь бы это действительно было проявлением внимания, а не пустым ритуальным действием. Внимание и уважение — это то главное, что можно выделить по этнографии и то, что вполне можно применить в нашей повседневной жизни: к Дому (через печькрасный угол, и т.д. — помните, конкретные локусы не то место, где Он «живет», — они нужны нам лишь для связи с Ним) обращаются за разрешением сделать что-либо, перед ним кланяются и просят прощения (в поддержку этому пара цитат из Криничной Н. А. : «Не менее распространен в таком случае и обычай «прощаться», т. е. просить прощения за всевозможные прегрешения у мифических сил. В соответствии с существующим обычаем крестьянин, кланяясь на закате солнца по всем четырем углам, произносит: «Хозяин-батюшко и хозяйка-матушка! Простите, не троньте милой скотинушки»»…»Домашнему божеству, как впоследствии и христианским святым, принято было (и особенно на закате солнца) кланяться и «прощаться»,807 т. е. просить прощения за явные и предполагаемые прегрешения, сказавшиеся на благополучии крестьянской семьи.»), наконец, в какие-то важные, знаковые моменты достаточно просто проявить внимание тем, что прикоснуться к одному из локусов (например, к печи)».

Все это (всевозможные знаки уважения) работает, и работает очень и очень хорошо.

Однако, здесь есть тема еще круче, и я бы хотел привлечь ваше внимание именно к ней. Вновь процитирую Неонилу Артемовну (ну заодно и насчет обещанного «чего не любит домовой»):

«…Необходимо соблюдать физическую и нравственную чистоту: регулярно, и прежде всего на ночь, мести полы; держать в надлежащем порядке чердак; еженедельно обмазывать заново печь и пр., т. е. держать в чистоте пространство, где локализуется домовой.
В избе (во дворе) нельзя браниться, сквернословить, ссориться, ибо домовой (дворовой) этого не любит и может навсегда покинуть жилище. Тогда вместе с ним уйдет и «домашнее счастье»: «(…) вся беда ваша оттого, (…) что во время стройки больно ругались, ну „он»-то и ушел от вас, „он» ругань не любит».810

Подобно главе большой патриархальной семьи, мифический предок требует от домочадцев прилежания в ведении крестьянского хозяйства. Это также одно из правил этикета, определяющих нормы взаимоотношений данного социума со своим мифическим покровителем.»

Оцените — тут даже уже не «относы». Чтобы заручится расположением Дома, нам нужно в своем доме правильно (во всех смыслах слова) себя вести. Дом, еще раз — это не то место, где отгородившись от всего остального мира, можно расслабиться и предаваться непотребствам, а прежде всего храм, в котором незримо присутствует родовой дух. Живите здравой, правильной жизнью, содержите свое жилище и свою жизнь в чистоте и порядке — и Дом будет на вашей стороне. Ну и понятно, что жить здраво и поступать правильно нужно вообще по жизни, в смысле и за пределами дома, — но, если мы будем стараться вести себя так прежде всего внутри нашего дома, внутри нашего главного языческого храма — тогда на нашей стороне будет Сила Рода. Дом.

Кто усомнится в том, что именно правильный образ жизни — это то, что приводит нас к успеху?

Даже если вы вообще ни во что такое не верите и это для вас совет типа «каша из топора» о_0

Максим Сухарев, 02.04.2018

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.