Кормить птиц

Снова какие-то нарочито простые вещи (ну как тот же тот недавний мой совет «смотреть на небо во время молитвы», например, — https://vk.com/wall-119055965_4060 ).
Однако птицы = души умерших, и от этого никуда не деться.

Процитирую Гуру:
«…птицы особенно часто выступают в народных представлениях как образы душ. Так, например, в Полесье известна быличка о том, как ходячий покойник доставал рукой изо рта спящих людей их душу— белую блестящую птичку (Волынскаяобл., Ратновский р-н, Пески Речицкие, ПЭС: 68-69). В Витебской губ. сидящим за поминальным столом запрещалось ставить ноги на нижнюю перекладину стола, чтобы не задеть ими душ умерших родственников, которые в это время сидят на ней, как птицы (Дриссенский у., Кляс- тицы, Никиф.ППП: 296). В южной России существует обычай сорок дней после смерти родственника кормить зерном птицу, прилетающую под окно или на могилу (Рязанская, Курская, Смоленская губ., Mosz.KLS 2/1: 554, Ген.РНПЗЖ: 10-11).»[1]

Причем, это отождествление птиц с умершими в культе, — идет издревле:
«Въ святый великий четверток поведають мрътвымъ мяса и млеко и яица, мылница топять и на печь льютъ, и пепелъ посреде сыплютъ следа ради, и глаголютъ: „Мыйтеся!”, и чехлы вешаютъ и убрусы, и велятъ ся терти [вытираться]. Беси же смеются злоумию ихъ, и влезши мыются и порплются въ попеле томъ, яко и куры, следъ свой показаютъ на попеле на прельщение имъ, и трутся чехлы и убрусы теми. [Гадающие] егда видятъ на попеле след и глаголютъ: „Приходили къ намъ навья мыться”. Егда то слышатъ бесы и смеются имъ…» Навьи в поверьях славян имеют куриные лапы. Вообще, представление о птичьей природе душ умерших (они улетают на тот свет – вырий – в виде птиц) довольно широко распространено у славян.»[2]

Кормление птиц = кормлению умерших:
«Кормление птиц на кладбище в поминальные дни было широко распространено на Русском Севере [12: 22; 8: 203; 6: 693 и др.]. Птицы могут восприниматься как символические заместители покойника или же выступать в качестве посредников между миром живых и миром мертвых: Дак я положу [крупу на кладбище], а птички-то и склюют. Она [покойница] чуствуёт уже, што я ей поминала севодни [ПАН]. …»[3]

Поэтому
когда современный славянский язычник намеревается почтить предков — он должен кормить птиц
(верно и обратное — когда вы просто кормите птиц «забавы ради», — не забывайте о том, ЧТО вы делаете).
Почитать предков (сиречь, в контексте данного поста, кормить птиц, конечно же) нужно как минимум по праздникам (http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html). Не важно, по каким именно — в славянской традиции с культом предков так или иначе связаны вообще ВСЕ праздники. Ну и на границах временных отрезков (https://vk.com/wall-119055965_1080) — начало/конец месяца, недели, дня. На пространственных границах — на тех же перекрестках, например, и т.д.

В общем, хотите почтить Предков Ваших — пойдите (на перекресток) и покормите птиц.

#прикладная_мифология_НЯ, #личные_обряды_НЯ, #Предки_НЯ, #язычество_в_городе_НЯ
_____________
[1] Гура А.В. «Символика животных в славянской народной традиции». — М.: Индрик, 1997. — 910 с.;
[2] Петрухин В.Я. «Загробный мир : мифы разных народов.» — Екатеринбург : У-Фактория, 2010. — 414 с;
[3] Алексеевский М.Д. Покойник как символический участник крестьянской поминальной трапезы // Проблемы изучения фольклора и русской духовной культуры. Материалы межвузовской научной конференции. 31 мая — 2 июня 2007 года, Орел. Сборник научных статей. Орел, 2008. С. 28-34. http://mdalekseevsky.narod.ru/orel2008.html

#родноверие #неоязычество #новоязычество #язычество

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.