Когда праздновать День Земли?

В предыдущей записи — https://uralianheathen.wordpress.com/2016/04/26/о-дне.. — приведены этнографические материалы, касающиеся Дня Земли, и обоснована ошибочность родноверческой даты (10 мая по григорианскому календарю). Теперь попробуем разобраться, когда же всё-таки следует отмечать этот праздник.

Из этнографии нам известно 5 дат, которые считались Именинами Земли: день Симона Зилота (23 мая), Успение Богородицы (28 августа), Троица (в диапазоне от 23 мая до 26 июня), Семик (за три дня до Троицы) и Духов День (на следующий день после Троицы).

Успение Богородицы в «народном христианстве» — одна из дат, к которой приурочивалось окончание жатвы (Дожинки). Обряд почитания Земли, приводимый И.П. Сахаровым, совершался в день Евстигнея Житника (18 августа), «для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот». Делалось это на восходе солнца на жнивах. Жнива — «Невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого сжаты хлеба; стерня.» На следующий день после Евстигнея Житника наступает Яблочный Спас (Преображение), с этого дня начиналась жатва ярового хлеба. Помимо этого, известно что «Одновременно с завершением жатвы зерновых крестьяне начинали и уборку созревших овощей. Ко дню святого Евсигния обычно приурочивали уборку лука, считалось, что если сделать это позднее, то репка не успеет высохнуть.» По-видимому, к Евстигнею Житнику уже была закончена уборка озимых и, следовательно, этот день тоже связан с окончанием (частичным) жатвы. Нужно сказать, что в народной традиции «Дожиночные (жатвенные) обряды исполнялись как после окончания озимой, так и яровой, жатв (…)», причём «Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы, Оспожинки справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник.»

На основании изложенного выше, я полагаю, что наши Предки-язычники почитали Мать-Землю во время Дожинок. То же следует делать и современным язычникам. Проводить же Дожинки нужно тогда, когда конкретно в Вашей области заканчивается жатва, а не опираясь на дату церковного календаря.

Двинемся далее. Тот же самый обряд, который совершался в день Евстигнея Житника, согласно А.А. Коринфскому, проводился при первом выгоне скота. Обычно это делалось 6 мая, на Юрия / Егория Вешнего (современным родноверам этот праздник известен как Ярило Вешний). День Симона Зилота (23 мая) в народном календаре соседствует с Николой Вешним (22 мая). Никола Вешний — это одна из возможных дат, к которым приурочивался первый выгон скота: «В Верхнем и Среднем Поволжье, если к Егорьеву дню еще не появлялась из под снега трава, скот выгоняли на Макария (1 мая) или на Николу Вешнего (см. Николин день), но Егорьев день все равно отмечали как праздник пастухов. На Русском Севере и в Сибири, если не было возможности начать пастьбу с Егория и скот выгоняли на Николу, в Егорьев день устраивали символический выгон, с проведением всех основных обрядов; в некоторых местах, при этом, скот обязательно должен был провести в поле весь праздничный день.» П.И. Мельников-Печерский в своей книге «В лесах» приводит слова обрядовой песни, исполнявшейся на Николу Вешнего:

«В день Микулы с кормом, после пиров-столований у богатых мужиков, заволжски ребята с лошадьми всю ночь в поле празднуют… Тогда-то в ночной тишине раздаются громкие микульские песни… Ими приветствуют наступающий день именин Матери Сырой Земли.
Микула свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью,
С великою благостью!
Держимся за сошку,
За кривую ножку…
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!..»

Исходя из вышесказанного, логично предположить, что славяне-язычники почитали Мать-Сыру-Землю и весной тоже, во время первого выгона скота. Современным язычникам, я полагаю, следует делать то же самое — опять же, опираясь не на дату церковного календаря, а на природные условия того места, где конкретно Вы живёте.

К слову сказать, Никола Вешний — один из народных праздников поздневесеннего периода. В нашей работе, посвящённой воссозданию славянского календаря (Мирослав Курганский, Будай, Светозар Озёрский. Годовое Коло славянских святодней (опыт реконструкции): http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html) мы реконструируем из «народно-христианских» праздников этого периода один исходный языческий многодневный праздник — Красную Горку и предлагаем при определении сроков его проведения опираться на фенологический признак (появление зелёной травы) и лунную фазу (новолуние либо полнолуние).

Наконец, ещё три даты Именин Земли из «народно-христианской» традиции (Семик, Троица и Духов День) относятся к так называемому «троицко-купальскому циклу». Праздники этого времени (характеризующиеся значительным сходством обрядов), восходят к языческому празднику летнего Солнцеворота. В.К. Соколова в своей книге «Весенне-летние календарные обряды у русских, украинцев и белорусов» пишет: «В народном календаре прочно закрепилась лишь дата летнего Солнцеворота, с которой и была связана основная летняя обрядность. У русских многое из неё было перенесено на Семик-Троицу — праздник, завершавший весенний период и знаменовавший наступление лета.» На Купалу и на Троицу собирали целебные травы, а при сборе трав в народной традиции часто произносятся молитвенные обращения к Матери-Земле.

Исходя из этих фактов, логично предположить, что наши Предки-язычники почитали Мать-Землю и в это время. Нужно ещё сказать, что языческий праздник Летнего Солнцеворота, по-видимому, был многодневным: «(…) к дню Солнцестояния примыкала Русальная неделя (иначе — Зелёные святки, в средневековых письменных источниках — Русалии).» Полагаю, современным язычникам тоже следует почтить Мать-Сыру-Землю на Купалу. Думаю, излишним будет напоминать, что Солнцеворот нужно отмечать во время Солнцеворота, а не опираясь на даты церковного календаря.

Подведём итоги. Исходя из этнографических материалов можно предположить, что у наших Предков-язычников было три Дня Земли, а не один. Для того, чтобы самостоятельно определить время их празднования церковный календарь не нужен, как и современный родноверческий (калька с церковного). В предлагаемой реконструкции все они являются не самостоятельными однодневными праздниками, а частями многодневных праздников (Красной Горки / Летнего Солнцеворота / Дожинок).

Источник: https://uralianheathen.wordpress.com/2016/04/27/когда..

#славянские_праздники_НЯ #славянский_календарь_НЯ

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.