Каменный Муж. Часть 3

(предыдущие исследования традиционных описаний образов богов см. по тэгу #Мир_Богов_НЯ):

Озар Ворон и Рысь Беда пишут: «Каменный муж проще всего и всего загадочнее. Все семь заговоров с его участием практически неотличимы друг от дружки. Он всегда предстает в одном и том же месте, в одном и том же виде – на каменном столбе (изредка на каменном мосту) посреди океана-моря. Как железный муж железу, каменный муж доводится отцом и матерью всему камню. Его просят только о защите от оружия, как, в основном, и железного человека, но защищает он по другому – если железный муж, как повелитель железа, приказывает оружию не наносить вреда протагонисту, то каменный просто надевает на того каменную рубаху (а иногда и портки из того же материала) «от востоку до западу, от западу до востоку, от земли до небеси, от небеси до земли»». (Прозоров Л.Р., Калинкина Е.А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012)
Они же указывают на связь Каменного Мужа с архангелом Михаилом: «Впрочем, одна точка пересечения с персонажами народного православия у каменного мужа все же есть. Сохранилось три довольно старинных и очень близких по тексту заговора от оружия. Во всех заговорах действует архангел Михаил, который, будто сказочный великан Горыня, или скандинавский горный тролль, «валяет и катает горы каменые, а закатывает теми горами камеными меня, раба Божия имярек». Как видим, один обитатель христианских небес – причем не из последних – все же связывался в заговорах с персонажем, защищающим протагониста от оружия камнем (…)». (Прозоров Л. Р., Калинкина Е. А. Вещая Русь. Языческие заговоры и арийский обряд. М.: Эксмо, 2012)
Выше уже было сказано, что в «народном христианстве» архангел Михаил — один из «заместителей» Громовержца. Связь с камнем у образа Громовержца также имеется: «Все эти мотивы — камни Перуна, молния, гром и перуновы стрелы как его оружие соединяются в свидетельстве о связи Перуна с добыванием огня: «Перун держит в руках два чрезвычайно громадных жернова, трет ими и ударяет один о другой; трением и ударами он производит гром и извлекает молнию. Осколки жернова летят на землю и поражают как стрелы. Каменные топоры и ножи народ называет перуновыми стрелами». (Богданович, 1895, стр. 76), (…)». (Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. Стр. 86-87.); «Более того, именно образ каменного неба и камня как атрибута Перуна, проходящего через все эпизоды мифа и через все ярусы модели вселенной (от каменного неба до каменного «дна»), можно считать изначальной архетипической основой мифа». (Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. Стр. 96.)
Каменный Муж в заговорах выполняет ту же самую функцию, что и Железный Муж — защищает от оружия. Кроме того, есть заговоры, на основании которых можно предположить, что Каменный Муж и Железный Муж — одно и то же Божество: «Господи Боже, благослови, отче! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море акиян и есть столп каменен, на том столпу стоит железной царь, подпершися посохом своим железным от земли и до небиси, от востоку и до запада. // (л. 27 об.) И тот царь железной заговаривает своим детям, всякому железу и укладу, красному булату и синему, и всякому камене и железу, каменому и некаменному: Поди ты, всякое железо, прочь от меня, раба Божия имрек. И ныне и присно и во веки веком. Аминь, аминь, аминь 61». (Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 355.) Железный Царь стоит на каменном столбе, а в числе его детей упоминается «всякий камень». В другом заговоре Железный Царь надевает на протагониста и его детей каменную рубаху: «Апофеоз железу находим в заговоре, в свое время рассмотренном Е. Елеонской: «Есть… море-акиан, на том море-акиане есть другое море железное… на том море железном есть столп железный… в том столпе железном стоит муж железный — подпершися своим железным посохом от востоку до западу»… Муж этот проявляет свою силу в том, что защищает «своим детям — всякому железу и булату и синему укладу (стали.- Ф. Б.) каленому и всякому простому железу… и укрепляет человека особым одеянием: воздевает на меня и детей моих рубаху каменну»23.» (Болонев Ф. Ф. О некоторых архаических элементах в заговорах русского населения Сибири.)
1. Есть море акиян, на том море стоит столп каменен, на том столпу каменом стоит муж каменой, воздеевает на меня, раба Божия имрек, рубаху каменную от востоку и до западу, от тысячи луков, и от стрелных (желез)цев, и от пищалных, и от самопалных пулек, и от свинцевых,
и от оловянных, и от железных, и от каменных, и от пушечных я(д)р, и от всякого дробу, и от копей, и от рогатин, и от мечев, и от сабел(ь), и от ножев, и от топоров, и от въсяких кулиц, и ото всякого удару от та(та)рского и от черемиского… 69
Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 356.
Есть море Океан, на том море стоит столб каменный, на том столбе каменном стоит Муж Каменный.
2.Есть море акиян, на том море столб каменной, под тем столбом каменным стоит каменной муж, вздевает каменьную рубаху на меня, раба Божия имърака, от земьли и до небеси, от земли и до востоку и до западу, от западу и до востоку, от всяких луков, и от стрел, и от стрельных желесцов, и от пищалей, и от самопалов, и от пушешъных железных, и от каменых ядер, и от всякаго удару татаръскаго, и черемискаго, и литовскаго, и калмыцкаго, и от всех нечестивых родов, и от рускаго крещенаго и некрещенаго, и от дроби, от костей всякаго зверя заморъскаго, которыя ни есть на сем свете, и от жимолости, и от ножей, и беръдышев, и от всякаго удару татарскаго, и черемискаго, и чувашскаго, и от всяких нечестивых родов крещеных и некре(щеных). Ныне и присно и во веки веков. Аминь 3 ж. Ключ всем молитвам.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 497.
Есть море Океан, на том море — столб каменный, под тем столбом каменным стоит Каменный Муж.
3. Есть море киан, на том мори есть каминь белой, на том камне стоит муж каминной, одевает меня, раба Божия имрак, ризою каминною от стрел каменных и от пушачных пуль, и от ядер, и от пищалных, от большаго и от меншого, от сабли, и от бердыша, и от рогатины, и от ножа. Тело мое каминное, платья моя железное утверждено молитвами Пресвятыя Богородицы и святыми пророками, и апостолами, и всеми святыми.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 731.
Есть море Океан, на том море есть камень белый, на том камне стоит Муж Каменный.
4. Есть святое море Окиян, на том святом море Откияне есть столп каменой, на том столпе каменном стоит муж камянный. И тот муж камянный здеваеть на меня, на раба Божия имярек, камяную рубашку, от востоку и до западу, от западу и до востоку, от земли до небеси, от небеси и до земли, во веки. Амин.
Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. — М.: Индрик, 2002. Стр. 179.
Есть святое море Океан, на том святом море Океане есть столб каменный, на том столбе каменном стоит Муж Каменный.
5. Есть море Акиян, на том море Акияне стоит столп каменной, на том столпе каменном стоит мужь каменной, и воздевает на меня тот каменной муж каменную рубашку, на раба Божия имярек служебника, от востоку и до западу, от западу и до востоку, от небеси и до земли, от земли и до небеси. И от многих тысящ луков и их стрелных железцов, и от пищилных и от самопалных пулек, и от дробу, и от рогатин, и копей, и от мечев, и от сабел, и от топоров, и от ножев, и от сваек, и от сулиц, и от всякаго удару, татарского, и бащкирскаго, и черемискаго, и чювашескаго, и черкаскаго, и литовскаго, и немецкаго, и всех нечестивых родов, и от турскаго роду.
Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. — М.: Индрик, 2002. Стр. 263.
Есть море Океан, на том море Океане стоит столб каменный, на том столбе каменном стоит Муж Каменный.
6. Есть святое море окиян, на том море окияне есть бел камень, на том камени есть каменной муж, Богом сотворен, всякому камени отец и мати, вздевает на меня, раба Божия имярек, каменную рубашку, каменные портки от востоку и до западу, от земли и до небеси, защищает меня, раба Божия имярек, от 1000 стрел, и от 1000 стрелных желез, и от пищалных, и от пушечных, и от мушкетных, и от пистолных пулек, и от карабинов, от 1000 пулек, и от винтовок, и от дробу, и от копей, от сабель и от топоров, и от ножов, и от рогатин, и от кос, и от бердышев, от свайки и от палицы, и от всякаго боеваго удару тотарскаго, и калмацкаго, и черемискаго, и чюважскаго, и турскаго, и черемискаго, и от немецкаго, и от литовскаго, и от рускаго, и от всех нечестивых родов.
Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. — М.: Индрик, 2002. Стр. 282.
Есть святое море Океан, на том море Океане есть белый камень, на том камне есть Каменный Муж, всякому камню отец и мать. Защищает тот Каменный Муж от всякого боевого удара.
7. Есть море акиан, на том море акиане стоит столп каменной, на том столпе каменном стоит каменной муж, вздевает на меня, раба Божия имярек, тот каменную рубашку, каменные порты от востоку и до западу, от западу и до востоку, от земли и до небеси от 1000 луков, от стрел от 1000, от пищалей и от мушкетов, и от пистолей, и от винтовок, и от карабинов, и от всякаго огненнаго оружия от 1000, и от дробу, и от копей, и от рогатин, и от мечей, и от сабель, и от топоров боевых, и от ножей, и от свайки, и от палицы, и от всякаго удару древяннаго тотарскаго, и черемискаго, и чюважскаго, и турскаго, и черкаскаго, и литовскаго, и немецкаго, и арапскаго, и от всех нечестивых родов, и от рускаго роду ныне и присно и во веки веком. Аминь, аминь, аминь.
Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. — М.: Индрик, 2002. Стр. 289.
Есть море Океан, на том море Океане стоит столб каменный, на том столбе каменном стоит Каменный Муж.

#Мир_Богов_НЯ #слова_НЯ

Автор — Мирослав Курганский (https://www.facebook.com/uralianheathen)
Оригинал публикации на Фб (https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/photos/..)

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.