Календарь славянских праздников

Довольно давно уже мной, Будаем и Светозаром Озёрским был предложен к использованию календарь славянских языческих праздников, с которым вы можете ознакомиться здесь:
http://www.krivichi.org/zhrec/slavyanskiy-kalendar.html
Поскольку периодически мне задавали вопросы, касающиеся его использования на практике, я хочу вкратце разъяснить те основные принципы, на которых он построен.

1. Искать славянские языческие праздники следует в «народно-христианской» этнографии — в ней сохранилась языческая обрядность. Собственно, то же самое делают и родноверы. Но они при этом привязывают языческие праздники к фиксированным датам «народно-христианского» же календаря, и в результате родноверческий календарь представляет собой простую кальку с православных святцев. Всё отличие — в том, что даты юлианского календаря (используемого в настоящее время РПЦ), взятые из этнографии, родноверы переносят в григорианский календарь, не учитывая расхождение между этими календарями (сейчас оно составляет 13 дней). У славян-язычников не было ни григорианского, ни юлианского, ни какого-либо другого _солнечного_ календаря, их календарь был _лунно-солнечным_, то есть принципиально отличался по структуре. Соответственно, не могло быть и совпадения дат языческих праздников с юлианскими / григорианскими датами. Очевидно, что альтернатива принятому у родноверов календарю нужна, если вы, конечно, не хотите жить по православным святцам. И эта альтернатива должна учитывать структуру славянского языческого календаря.

2. Из этнографии нам известно, что одни и те же языческие обряды привязывались к разным христианским датам (яркий пример — так называемый «троицко-купальский цикл»). Кроме того, все или почти все крупные праздники не были однодневными и отмечались в течение _периода_ времени.

3. Из вышеизложенного ясно, что по времени «народно-христианские» и языческие праздники совпадали лишь очень приблизительно, и необходимо найти иной способ определять время проведения праздника. В нашей реконструкции мы предлагаем опираться на астрономические явления и фенологические признаки.

4. Опора на фенологические признаки предполагает привязку праздника к тому или иному природному явлению (появлению зелени весной, исчезновению её осенью и т.д.). Из этнографии нам известно, что жатвенные обряды в разных регионах были привязаны к разным датам христианского календаря — в зависимости от времени созревания хлебов. Из исследований по хронологии — что в Древней Руси Новолетие в Новгороде отмечалось на месяц позже, чем в Киеве (об этом писал А. Журавель).

5. Опора на астрономические явления предполагает учёт солнечных фаз (солнцестояний и равноденствий), а также — фаз луны. Из научных работ по этнографии нам известно понятие «время перехода» (когда границы между этим и Тем Светом стираются и, соответственно, с Тем Светом легче установить связь). Солнцестояния, равноденствия, новолуния и полнолуния — это «времена перехода».

6. Итак, согласно нашей реконструкции, для того, чтобы определить время проведения того или иного языческого праздника, нужно учитывать как фенологические признаки, так и астрономические явления. К примеру, Радуницу и Красную Горку мы предлагаем начинать отмечать после того как появится весенняя зелень — в ближайшее новолуние либо полнолуние.

Оргинал публикации на ФБ — https://www.facebook.com/slavonic.neopaganism/posts/6..
Автор — Мирослав (Курганский) — https://www.facebook.com/uralianheathen
#славянский_календарь_НЯ #славянские_праздники_НЯ

P.S. Мы закончили работу над статьёй о календаре в июне 2015 года, и с тех пор она несколько устарела. Появились новые сведения и наработки, на которые стоит обратить внимание — о праздновании новолуний, об определении времени наступления Новолетия, о солнечных фазах как _периодах_ времени, о времени почитания Земли-Матери. Кроме того, статья содержит в себе некоторые спорные моменты (впрочем, об их спорности прямо говорится в тексте): сомнительно наличие у славян-язычников праздника Громниц и исконность _двенадцатидневных_ Зимних Святок; скорее всего, у наших Предков не было популярного в современном родноверии праздника в честь Марены, проводящегося в конце ноября.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.