Изображения Предков в Красном Углу

Во времена ещё не столь отдалённые в Красном Углу стояли деревянные изображения Предков. Н.А. Криничная пишет:

«(…) в красном углу, в божнице, за иконами, согласно севернорусской традиции, хранились антропоморфные деревянные скульптуры — «панки», почитаемые в качестве изображений предков и устанавливаемые в определенные праздники на столе для участия в общей семейной трапезе (Бабаянц 1977: 113). Это могло быть, например, в поминальные дни накануне Масленицы (родительская суббота мясопустная), на Пасху, во вторник послепасхальной Фоминой недели (Радоница, Радуница), в семик, в Троицкую субботу, в Дмитриевскую родительскую субботу и в другие дни. Подобные антропоморфные фигурки напоминают все тех же идолов, нередко встречаемых археологами в древних горизонтах культурного слоя русских городов, в частности Великого Новгорода, и обычно называемых ими «домовыми» (Колчин, Хорошев 1978: 171)».

/ Н.А. Криничная. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам). Этнографическое обозрение № 2, 2009. Источник: http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2009/Krinichn.. /

В современности их заменили фотографии Предков — и это тоже этнографический факт:

«В Оштинском погосте участники экспедиции впервые наблюдали своеобразную практику: некоторые местные жительницы помещают в красный угол фотографии своих покойных родственников и периодически обращаются к этим фотографиям с просьбами о помощи. Об этой практике нам рассказывали две женщины: К.М. Малафеева (1925 г. рожд.) и Е.Т. Фотина (1938 г. рожд.). В доме К.М. Малафеевой фотография ее покойного мужа висит под образами, а у Е.Т. Фотиной — помещена слева от божницы с иконами (см. фотографии № 1, 2). К.М. Малафеева, потерявшая супруга 16 лет назад, по утрам и вечерам вначале молится в передний угол на иконы, а затем обращается с просьбами к своему покойному супругу. Е.Т. Фотина молится в красный угол, обращаясь при этом не только к Богу, но и к родителям и своему покойному мужу. Фотография последнего, представляющая собой снимок с фотокерамики, занимает место в красном углу. В доме О.А. Афониной (1936 г. рожд.) в самом центре красного угла висит Богородичная икона (фотография № 3) , справа – календарь с репродукцией иконы Казанской Божьей Матери, слева – фотографии покойных сына и внучки в массивной деревянной раме. Женщина рассказала, что часто просит о помощи своих родителей и покойного сына. Однако она не уточнила, обращается она при этом к фотографиям или нет.»

/ Т.С. Ильина. Об одной ритуальной традиции в Оштинском погосте: фотографии умерших в красном углу. Источник: http://cmb.rsuh.ru/article.html?id=84822 /

#Предки_НЯ, #Красный_Кут_НЯ,

Heathen Uralian

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.