Использование нити, кудели, веревки в обрядах

Чуть-чуть теории, традиции и практические советы.
Ну и для начала обратимся к словарю Даля. Что в нем говорится об этих предметах.

Подшейная кисть (‘Науз’). Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, XVII в. «НАУЗ м. (на-узд?) часть конской сбруи; кисть, бляха и др. украшения, привешиваемые на ремне или шнуре под шеей лошади; наузный ремень идет от налобника узды; ныне находим его почти только у азиатцев и турок. В старину в наузде хранились обереги от сглазу, призору и порчи, коренья, бумажки с заговорами и пр., почему наузд означал и привеску, ладанку, оберег или талисман. Науза ж. твер. наузд, в знач. ладанки, привески.»
«Науза, действ. по глаг. наузить: обрезывать сухие вощины и вставлять их в пустые ульи, для почину; || колдовать, знахарить, заговаривать, нашептывать.»

Возможно, с таким определением колдовства вы уже встречались. В старину колдунов и знахарей иногда называли наузниками, а колдовство — наузничеством.
Тайный, магический смысл рукоделий оказался известен не только богам-духам, но и «знающим» людям, колдунам, знахарям.

В отличие от простых людей, «знающие» занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукоделия. Эти действия нашли отражение в гадательных и магических обрядах.
1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».
2. В частушке «нитки рвутся, я вяжу/все на милого гляжу» прослеживается та же идея – если пряхе удается связать рвущуюся нить, судьба сложится, совместная жизнь удастся.
3. Гадание на Троицу, когда по воде пускают нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрят – утонет или поплывет.
4. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать. Вариант: отмечают, куда летят остатки догоревшей на лучине кудели – к дверям, – жди сватов, от дверей – в девках куковать.
5. Атрибутом гаданий выступали и изделия из ниток и пряжи, например, пояс. Пояс клали у порога церкви, и первый перешагнувший был «носителем имени жениха». Для девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (вероятно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).
6. Программирование жизни молодых при помощи нити и пр. Девушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец пояса. Перед тем, как парить невесту, колдун перевязывал оставшейся частью пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине – на восток». Этот обряд «связывал» молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (Интересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?)
7. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни”, связывая молодых «на долго и счастливо».
8. Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.
9. По количеству узлов при перевязывании пуповины считали, сколько детей еще родит роженица.
10. Скручивание шерсти в нитку, совершаемое колдуньей при пересечении дороги свадебному поезду моделировало пересечение жизни зарождающейся семье, разлад в ней.
11. Новорожденному ребенку, которого впервые клали в колыбель, окручивали зыбку (люльку) нитками, спряденными с молитвами (заговорами) в Святки – то есть в период работы Богинь-прях. Концы этой нити потом снимали с зыбки, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, тем самым суля ему долгую и счастливую жизнь. (Запрет на рукодельничание в Святки здесь, вероятно, нарушается тем, что мать не просто прядет, а ребенку судьбу плетет. В этот момент она может либо приравниваться к богиням-пряхам, либо выступать как проводник их воли).
12. В детскую колыбель клали пряслице для девочки или лучок для отбивки шерсти для мальчиков, в ряде мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, считая, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь прясть им часто куда интереснее).
13. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.
14. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.
15. Веревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей – но по сути является одной).
16. Веревка – это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).
17. Сплетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались «программирующими судьбу». В Егорьев день (6 мая) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполнялось.
18. К пряже приравнивается и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного – так воплощалась идея загробного существования и последующего возрождения.
19. Тканные изделия (холсты, полотна, особенно украшенные «вычурами») часто связывались с дорогой, соединяющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии эквивалентны словам «дорога» и «судьба».

Текст ниже- СОВРЕМЕННОЕ осмысление славянской традиции, и представляет собой целиком попытку реконструкции практики НАУЗНИЧЕСТВА.
Представляет собой НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ГНОЗИС, и размешен для ознакомления и осмысления.

Любопытно, что одни и те же действия в узелковой магии можно приписать как темной, так и светлой магии. Различные узлы, развязывание или же завязывание узлов — все это несло определенный смысл и действия, вот только результат больше зависел от помыслов и желаний мага, чем от того, завязали вы или развязали узел. Тут мы сталкиваемся с тем же, с чем сталкивались и на прошлых уроках: не конкретный узел отвечает за результат, а узел совместно с силой и направлением, вкладываемым в него.

Но можно отметить одно: безусловно, узелковая магия достаточно сильная, сила в подобных узлах немалая, и с ее помощью можно уберечь себя и близких от зла.
Хочется отметить так же, что в основном эту магию использовали для защиты, нежели для привлечения чего-либо или придания каких-либо качеств себе или кому-либо.
Встретилась мне следующая легенда. Приведу цитату целиком:
«По поверьям приморских народов, при помощи узлов можно влиять на ветер. На островах Северной Европы моряки, выходя в море, покупали у старух ведуний пучки «хороших ветров» — обрезки веревок, связанные в узел, над которыми произнесены определенные заклинания. Эстонские мореходы полагали, что финские колдуны могут перегонять плохую погоду, бури и штормы к соседям. Считалось, что эти колдуны способны спрятать силу ветра в три узла. Если развязать первый узел, подует легкий ветерок, если развязать второй — на волю вырвется сильный шквалистый ветер, а третий узел заключает в себе шторм и ураган.»

Условно все наузы можно разделить на две категории — с наполнителями и без. Узлами обвязывали, оплетали, скрепляли свои «охранные грамотки», получались в результате подвески (кулончики, ладанки и так далее).
Обычно такие обереги с наузами носили на шее, а сам предмет-оберег располагали поближе к сердцу.
Сейчас мы затронем только наузы в «чистом» варианте. То есть, рассмотрим процесс изготовления науза, состоящего только из узлов.
Вначале следует определиться с цветом, длиной шнура, какая цель впереди — разовое использование или необходимо рассчитывать на длительное использование. Ну и определиться, каким именно образом вы будете наполнять науз силой.
тут вам помогут наши материалы
календарь и фазы луны
https://vk.com/wall-119055965_27
общий ход обряда
https://vk.com/wall-119055965_39
Утренний, дневной и вечерний обряды
https://vk.com/wall-119055965_1000
замыкание обряда
https://vk.com/wall-119055965_1131
магия на пороге дома
https://vk.com/wall-119055965_1489
и многие другие, откройте в отдельной вкладке- чтобы прочесть и не забыть!
Длина определяется тем, как именно вы будете носить науз, будет это носиться на шее или прикрепляться к чему-либо (вначале я уже упоминал, что в старину, к примеру, подобные наузы привешивали к ремням у шеи лошади, дабы защитить ее от напастей). Обычно используют шнур длиной около метра.
Для изготовления простого науза нам потребуется кожаный ремешок или веревка длиной около метра. Это будет самый простой науз, состоящий только из узлов.
Если говорить о материале нити.. То тут есть некоторая сложность. В идеале, нить должна быть самодельная. Причем, сплетенная из дикой конопли (пеньковый шнур) или крапивы. Причем, сплетенная левой рукой в определенное время суток, положения луны и календарный период, стоя на пороге (нить должна быть сплетена за сутки, не более). И вот такая нить будет иметь максимальную силу.
Ее можно будет использовать для навешивания наузов, обвязываний, опоясываний и т.п. Можно использовать шелковые нити. А вот если у вас цель — здоровье, то нить лучше всего брать шерстяную. В идеале — красного цвета.
Вариант науза
Определившись с материалом, можно приступать к самому действию. Наиболее важной частью в этом является ваша сосредоточенность. Если ее нет, в голову лезут мысли о зарплате, о не сделанной домашней работе, о приближающемся отпуске или еще о чем-либо — лучше не приступать к делу совсем. Отложите. Если же чувствуете в себе силы отвлечься от всего лишнего — можно начинать.

Определитесь с целью. Не распыляйтесь — определите самое важное для себя. И, скажем, еще две чуть менее важные, но очень желаемые цели. Не более. В противном случае, вы можете распылить силы и ничего не достичь. Цель должна быть разумной и достигаемой. Не стоит желать Луну с неба. Создайте мысленный образ успеха. И приступайте к выполнению.

Существует множество обрядов создания наузов. Мы рассмотрим один из них.
Найдите середину нити. Именно в середине будет первый узел. Он может быть любым (вполне подойдет техника плетения узлов «макраме»). Главное не форма, а содержание (то есть то, что вы вложите в этот узел). Завязывая узел, формулируйте цель, с которой вы все это делаете. Для примера, если цель — избавиться от стрессов, можно повторять «завязывая узел, я избавляюсь от стрессов. Пусть этот узел не даст стрессам получить власть надо мной». Фраза — условная. Вам надо самим сформулировать ее, причем так, чтобы вы ее сами понимали, — это важно.

На первый узел навязывается второй, затем третий — поверх. Обязательно при завязывании этих узлов повторять все, что произносили при завязывании первого узла. В принципе, трех узлов вполне достаточно. Но рядом с этими узлами, по бокам, можно навязать еще два узла (расстояние от этих узлов до основного должно быть одинаковым). И цели уже тут должны быть другими.
И навязывать на эти дополнительные узлы уже ничего не надо. Они должны быть меньше, чем основной.

Учтите следующее. Сосредоточение, вкладывание своей СИЛЫ в такие узлы достаточно затратно (если все далось очень легко, значит процесс нарушен и большой силы такой науз иметь не будет). А, соответственно, не распыляйтесь. Не вяжите много узлов разом (с различными целями) — найдите свою основную цель и отдайте свою СИЛУ и ЖАР ей. Не вяжите наузы в больших масштабах — «крутизну» свою вы, конечно, своим друзьям покажете, вот только толку будет от этого мало.
После достижения цели науз следует уничтожить. Для этого его проще всего сжечь.
Автор НЛГ- Локшина М.Л.

Рекомендуемая литература по теме и близкая к теме:
1. Савенкова М.М. Узелковое плетение в магической практике славян.
—————————————————————————
Из массы археологических находок средневекового Новгорода выделена группа плетеных изделий, применявшихся в магических ритуалах, которые идентифицируются с летописными наузами-оберегами. Реконструировано их возможное значение.
скачать здесь- https://vk.com/wall-87892829_5023

2. Савенкова М.М. «Веревочный» орнамент на Волхове: по материалам Новгородской … экспедиции / Марина Савенкова // Родина. — 2009. — N 9. — С. 91-93 : ил.
Формат: DJVU; Размер: 108 КБ; Скачать: https://vk.com/doc-9986776_437011787

3. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура
#прикладная_мифология_НЯ #личные_обряды_НЯ #родноверие #неоязычество#новоязычество #язычество

Светозар Рыжков

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.