Исконная пятидневная неделя у славян

Известная нам семидневная неделя — это позднее романское (римское) влияние. Исконная неделя у славян была пятидневной.

Элементы романской культуры проникали в области славянского пограничья не только на Дунае и Карпатах, но и от сперва романизированных, а потом и христианизированных Римом германцев: например, всякие сорбские «перунданы» вместо общеславянских «чєтвьртъкъ» ‘четверг’ как кальки немецких «Donnerstag»ов, возникших из латинских «дней Юпитера», просто характернейший пример тому. Да и в целом семидневная «астрологическая», – выражающая в своих названиях имена планет-богов халдейской астрономии, – неделя вообще вместо архаичной «малой недели» или пентады – недели пятидневной, исконно существовавшей у праславян и связанной названиями дней своих не с планетами-богами, а с простыми порядковыми славянскими числительными, — это позднейшее романское влияние.

На пограничье славяно-германском или славяно-романо-эллинском (Дунай, Балканы) возникали, были заимствованы рано (но не ранее VI в.), но у славян северо-восточных, не дотянувшихся плотно до германцев или ромеев, исконно были неизвестны.

Как «бродячий сюжет» в виде ассоциации четверга с громом («после дождичка в четверг») постепенно, за счет межславянских контактов, дошли и севернее, но в целом как концепция ассоциирующая дни недели с богами-планетами, конечно же, были совершенно чужды восточным славянам до христианства.

Пространные рассуждения некоторых современных родноверов о будто бы исконной неделе-семидневке у славян никакой критики не выдерживают. Против идеи семидневного общеславянского недельного цикла говорит перечень исконных названий дней недели в славянском, в котором именно два дня ― суббота (от семитского «шаббат» ‘покой’) и воскресенье (воскресенье Христа, конечно же) выглядят инородными телами по сравнению с пятью основными названиями дней недели, связанными со славянскими числительными.
Да, вообще воскресенье в древности называлось «нєдѣлıа», но традиция эта, безусловно, римская, а глубже и семитская («шаббат» ‘день покоя’, ‘неделания’ отсюда и «нєдѣлıа» как древнее название седьмого дня церковной < римской < семитской «седмицы»).

Порядковые славянские числительные в исконных названиях дней славянской недели прямо свидетельствуют о том, что она была именно пятидневной: так, если «пятница» (следуя её названию) это пятый день, «вторник» – второй, «четверг» – четвертый, то первым днем недели славянской, соответственно, может быть только «понедельник» (название позднее, связанное с влиянием церковной «нєдѣлıа», то есть «идущий после недели/воскресенья»), в древности, по-видимому, также названием связанный с числительными «пьрвъ» – ‘первый’.

А название «среда» ‘середина’ (ср. рус. диалектн. «середа» или в ПВЛ «…тѹ сєрєда зємли моєи…» Святослав о Переяславце на Дунае как центре своих владений) в окружении этих названий, связанных с порядковыми числительными, прямо говорит, что это «средний день» именно в пятидневном, а не семидневном цикле. В семидневке «средним днем» может быть только современный четверг.

Однако ищущие «путей спасения» исконной семидневки у славян в этом случае чаще всего говорят, что, дескать, – «и среда может быть средним днем, если неделя начинается с воскресенья».
Однако этот аргумент у них приходится отнимать, напоминанием, что это церковная неделя, восходящая еще к римской времен Константина Великого – рьяного митраиста, поклонника Солца-Митры, – начиналась с воскресенья (лат. dies Soli ‘день Солнца’ и потом, с подачи Константина, dies Domini ‘день Господень’). До сих пор в большинстве европейских культур, романизированных очень рано, недельный цикл открывается именно нашим «воскресеньем», а не понедельником.

Конкретно в 321 году император Константин издал указ, приказывавший, чтобы «…Все судьи…, а также ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали…». От сюда и «нєдѣлıа» церковной седмицы.

То есть совешенно невероятно, чтобы праславяне начала IV века, не вошедшие даже в ареал романской культуры, не говоря уж о том, чтобы быть данниками римлян (как германци и кельты Гаалии и Британии) в это время, вдруг взяли бы и, повинуясь указу римского императора, заимствовали бы не просто римскую семидневную неделю, а именно с воскресеньем в качестве первого дня.

Кстати, до IV столетия, до указа Константина Великого, римская неделя (привезенная Цезарем из Александрии вместе с календарем Птолемея Эвергета) начиналась именно совсем не с воскресенья dies Soli ‘дня Солнца’, а с субботы dies Saturni ‘дня Сатурна’.

До сих пор сохранилась древняя римская парапегма (каменная календарная таблица) доконстантиновского времени, на которой изображены знаки зодиака и семерка романо-эллинских богов, олицетворяющих дни недели. Так вот эту седмицу открывает торсовое изображение мужчины с серпом – атрибутом Сатурна/Кроноса, согласно мифу, оскопившего этим сельхозинвентарем своего отца Урана. Первый день – день Сатурна тут не случаен, а также отражает древнюю мифологию, ведь Кронос/Сатурн это отец богов-олимпийцев, им передшествующий, первый по отношению к ним. Потому и мифопоэтически за первым днем недели закреплена ассоциация с первым, до Зевса, царем небес Кроносом/Сатурном.

А ещё раньше, до календарной реформы Юлия Цезаря, римская неделя вообще была ВОСЬМИДНЕВНОЙ, называясь «октава» от лат. octava «восьмая». Этому также есть материальное археологическое доказательство: так называемая «летопись Антиат», единственный сохранившийся материальный памятник доюлианского римского календаря, в котором дни восьмидневной доюлианской недели обозначаются восемью первыми буквами латинского алфавита от «А» до «H» включительно.

Праславянская же малая пятидневная неделя, «пентада» от греч. πεντε ‘пять’, не была чем-то аномальным, а наоборот, является самой древней, архаической формой деления времени на периоды меньше месяца. И связана с древней пятиричной системой счисления.
Пентада была известна, помимо славян уже упомянутых, и древним китайцам, и египтянам (хотя в Египте больше была распространена «декада» – десятидневная неделя, по сути удвоенная пентада, а месяц, чисто солнечный, не связанный уже напрямую с лунными циклами, делился на три декады, три недели по десять дней), и даже доклассическим грекам.

«Беда Достопочтенный, знаменитый средневековый летописец, говорил, что в делении времени «natura aut consuetudine aut auctoritate decurrit» * (PL, XC, 279). Длина года определяется природой, неравная продолжительность месяцев — обычаями, а неделя — предписаниями властей.

* «Природа избегает обычаев и (распоряжений) властей». Прим. пер.

Искусственные единицы измерения времени из трех, пяти, семи и т. п. дней встречаются у многих народов (ср.: Nilssоn, Time-reckoning, с. 324). Так, например, семидневный период времени часто упоминается в шумерских и вавилонских текстах (ср.: Langdоn, Menologies, с. 89; H. a. J. Lewy, —HUCA, XVII, 1942?1943, c. 6). Римляне употребляли торговую неделю (как и другие народы древности) (Nilsson, Timereckoning, с. 325) из восьми дней, известную также и этрускам (Масrоb., Sat., I, 15, 13). Дни такой недели (nundinae) обозначались в календаре буквами от А до Н: семь дней рабочих, восьмой день — базарный (Маcrоb, I, 16, 32).

Наша неделя, о которой говорит Беда, восходит к предписаниям Библии и обычаям иудеев. В конце I в. н. э. Иосиф Флавий утверждал: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день» (Contra Apionem, II, 39, 282). Происхождение этой семеричной единицы измерения времени (евр. sabua, ср. евр. seba — «семь») неизвестно. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными, так же как в настоящее время на греческом Востоке… В Западной Европе дни именуются по названиям планет: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Вторым источником происхождения нашей недели является планетарная, астрономическая неделя эпохи Римской империи, в которой каждый день имел своего правителя, т. е. планету, правившую первым часом каждого дня.

У иудеев неделя начиналась в воскресенье, Так, например, в Евангелии от Матфея говорится: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели…» (XXVIII, 1). В планетарной неделе последовательность дней совпадала с представлениями о взаиморасположении и удаленности планет от Земли (…): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Таким образом, первым днем недели считалась суббота (день Сатурна). Но планеты управляли также и 24 часами каждого дня. 1-й (и соответственно 8, 15 и 22-й) час субботы отводился Сатурну, 23-й — Юпитеру, 24-й Марсу; а 1-й час следующего дня принадлежал Солнцу, которое, таким образом, правило воскресеньем (днем Солнца). Поэтому в планетарной (и в нашей) неделе dies Solis (день Солнца) следует за dies Saturni (днем Сатурна) (см.: F. Вoll, — RE, VII, стб. 2558). Благодаря этому возник обычай, пришедший на Запад с Востока в III в. н. э., обозначать наиболее важные даты по дням недели (например, CIL, III, № 1051: X К. lun. lun. XVIII die Iovis = 23 мая 205 г. н. э., день Юпитера)

. » [1]

Да, деление среднего лунного месяца на четыре семидневки – это давно известный факт. И оно очень древне у народов т. н. «плодородного полумесяца».
Однако на пять делятся НЕ МЕСЯЦЫ лунные, а лунный и солнечный ГОДЫ (не месяцы).

Солнечный год 365 дней (не високосный, неизвестный до Эвергета и Цезаря):
365 ÷ 5 = 73 (семьдесят три малых недели – «пентады») или 72 обычные пентады и одна т. н. «эпогоменальная» около дня зимнего солнцестояния, в эти пять дней, согласно египетскому мифу, богиня неба Нут родила пятерых богов (пятерых!) – Исиду, Нефтиду, Гора, Сета и Осириса.
А тот факт, что древние вообще нередко округляли солнечный год до 360 дней, отражен в распространенности, особенно в Азии, священного числа 72, отражающего количество пентад в таком несовершенном году древних.

Лунный год:
354 ÷ 5 = 70, 8 (а т. н. «лунный високос» из 355 дней, к которому чаще и округляли в древности лунный год, и того проще ― ровно 71 пентада)
Даже простой невисокосный лунный год делится на 5 с малым остатком (если же учесть отсчет наблюдаемых, а не рассчетных неомений, практикуемый в древности, то погрешность эта в тех условиях вообще нивелируется).

И для всего этого, – как для расчета солнечного, так и для расчета лунного года, – нужны всего пальцы двух рук. В то время как ручной счет «семерками» очень мудрен, особенно в отсутствии других способов арифметизации в архаической древности в условиях курных полуземлянок, где тысячами лет обитали праславяне.

«…Особенно заметно социальная история отразилась в лексике. Древние восточные славяне, например, серединой семидневной недели называли не четвертый день, ‘четверг’, а третий – ‘среду’ (др.-русск. сєрєда — ‘середина’). Это заставляет думать, что у предков восточных славян неделя состояла не из семи дней, а только из пяти (и у немцев ‘среда’ называется Mitiwoch — ‘середина недели’) и лишь позднее неделя была дополнена еще двумя днями – субботой и воскресеньем (суббота – слово еврейское, проникшее к славянам через греческий язык, а название воскресенье появилось лишь с распространением христианства). » [2]

И ещё (о чувашах, быт которых в древности был гораздо ближе быту праславян, нежели вавилонян с греками с их математикой и астрономией):

«…Практически все этнографы XVIII — XIX вв. отмечают почитание чувашами пятницы (эрне кун – букв. «недельный день»). При этом нередко указывается, что такой обычай перенят чувашами от татар. Однако детальное исследование этой проблемы выявляет более глубинные истоки традиции. Первые три дня недели в чувашском языке имеют названия тюркского происхождения: понедельник – тунтикун «день сотворения (недели)», букв. «день, находящийся на месте сотворения»; вторник – ытларикун «чётный день» (от ытă «чет»), букв. «день, находящийся на четном (лишнем) месте»; среда – юнкун «день крови». Названия следующих двух дней – четверга ( кĕçнерникун или кĕçĕн эрне кун букв. «младший недельный день») и пятницы (эрнекун или мăн эрни кун — букв. «старший недельный день») — заимствованы из какого-то неизвестного восточноиранского языка и, судя т. н. «булгарскому ротацизму» (ср.: иран. адине , но чуваш. эрне, где иран. «д» в булгаро-чувашском перешел в «р»), еще в древнебулгарскую (IV—VIII века) или даже более раннюю эпоху (в 1-х веках н. э.). Названия субботы (шăматкун ) и воскресенья ( вырсарникун или вырăс эрни куне – букв. «день русской недели», «день русского праздника») в чувашском появились сравнительно поздно.

Все это позволяет высказать предположение, что пратюркская неделя была трехдневной, причем третий день – «день крови» был праздничным, а на пятидневную неделю булгарские предки перешли под влиянием восточно-иранских племён. Пятидневная неделя иранских народов завершалась праздничным днем – пятницей. Кстати, русские названия дней недели, особенно среда (т. е. средний день недели), указывают, что пятидневная неделя в древности была характерна и для славянских и, шире, индоевропейских народов.
Таким образом, выясняется, что почитание пятницы как праздничного дня недели имеет очень глубокие корни. [3]

Несмотря на то, что семидневная неделя была известна славянам до принятия христианства, ее возникновение относится к позднему времени и обусловлено внешним культурным влиянием. По данным языка для славян первична все же пятидневная неделя: «…в славянских языках максимальное число, от которого образовано название дня недели, — это «пять», за ним следуют слова, для которых обозначать день недели — вторичная функция» [4] Русское нецерковное «шесток» (шестой день) — это уже поздняя адаптация пятидневки к новой юлианской неделе.

[1] Э.Бикерман «ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Ближний Восток и античность М.»Наука», 1975. Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского Ответственный редактор М. А. Дандамаев (E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)
[2] Русинов Н. Д. Древнерусский язык., Москва, Высшая школа. 1977 г., стр. 15.
[3] Егоров Н. И. Примечания. // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. — С. 226—227.
[4] В. В. Шаповал «К ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НЕДЕЛИ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ (Язык как исторический источник. — Новосибирск, 1983. — С. 88-93) http://www.philology.ru/linguistics3/shapoval-83.htm

#славянский_календарь_НЯ

Так как мы существуем в формате творческой лаборатории, можно попробовать испытать эту древнюю модель пятидневной недели в нашей собственной жизни. Тем более, что сегодня — крайне удобная для всех нас точка отсчета в виде начала нового года — пусть и не славянского, а современного светского, тем более, что он почти совпадает с началом лунного месяца, но не суть — ведь это не самоцель — все время жить так, но это всего лишь средство — сломать привычное нам современное понимание недели и позволить нам прикоснуться к архаическому.
Сугубо временная практика. Эксперимент.
Предлагаю просто попробовать пожить какое-то время в таком формате. Неким образом (хоть свечку зажигайте, чтоли) отмечайте каждый пятый день пятидневной «недели».

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете поддержать наши исследования рублем.
Столько, сколько не жалко на благое дело.
Денежная поддержка поможет нам уделять больше времени исследованиям и выпускать более качественные материалы.
Поддержите наши исследования — money.yandex.ru/to/410014746801268
либо прямым переводом на карту сбербанка 639002189004762500, Мария Борисовна С. 🙏
все ваши переводы будем фиксировать здесь — https://vk.com/topic-119055965_34676537

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.