Исключить нецензурную/ т.н. «матерную» брань из повседневной жизни

Вот вроде донельзя банальный совет…
Однако с не совсем привычной мотивировкой (😎), а именно —
ДЛЯ ЯЗЫЧНИКА МАТЕРНАЯ БРАНЬ ИМЕЕТ САКРАЛЬНЫЙ СТАТУС, ПОЭТОМУ ЯЗЫЧНИКУ НЕ СТОИТ МУСОЛИТЬ ЭТИ СЛОВА ВСУЕ:

«Судя по древнерусским источникам, матерщина широко применялась в обрядах, которые церковь квалифицировала как бесовские (т.е. языческие). 41 Особенно часто срамословие упоминается при описании (и осуждении) святочных и купальских игрищ. Эти периоды в народном сознании устойчиво связывались с активизацией нечистой силы. Общение с нечистью предполагало применение особых языковых средств, понятных обеим сторонам. К числу таких средств относился, например, свист: черту приписывалось умение свистеть, и его можно было вызвать свистом (ср. сохраняющийся до сих пор запрет на «бесцельный» свист).

В арсенал способов общения с нечистью входила и матерная брань. Умение материться приписывалось домовому и черту, 42 причем если свистом можно было подозвать нечистую силу, то матерщина считалась наиболее эффективным средством ее отпугивания. Например, для того чтобы спастись от происков лешего, нужно было выматериться. Считалось, что сходного результата можно достичь, осенив себя крестным знамением или сотворив молитву. Отсюда то кощунственное сочетание внешних примет набожности и богохульства, которое так изумляло иностранцев.
Указанное свойство брани широко применялось при лечении некоторых болезней (предполагалось, что в заболевшего вселилась нечистая сила), в обрядах изгнания «коровьей смерти», иными словами — во всех тех случаях, когда представители чужого мира оказывались среди людей.
С переносом матерщины в сферу межличностного общения адресат ругани уподобляется нечистой силе. Вместе с тем показательно, что во многих случаях матерщина «безадресна» или адресована кому-то третьему, неявленному. Такая безадресность объясняется тем, что истинный адресат брани (нечисть) оказался забытым, но инерция обращения к незримо присутствующему собеседнику сохранилась.

Не так прост, как может показаться, и вопрос об объекте матерной ругани. Недавно было высказано соображение о том, что «мать» здесь не термин родства, а указание на нечто наиболее существенное, на ту болевую точку, задеть которую и стремится оскорбляющий. 44 Слово «мать» используется для усиления формулы матерной ругани (от «иди к черту» до «иди к чертовой матери» и далее «к бабушке»), но не является ее объектом.

Утрата матерной бранью своего первоначального контекста (языческого обряда) и направленности на персонажей демонологического характера привела к резкому расширению сферы ее использования. Впрочем, экспансия мата в повседневность может объясняться и тем, что человек традиционной культуры постоянно «ощущал» присутствие нечистой силы и все неудачи склонен был приписывать ее козням. Так или иначе, матерная ругань становится «универсальным» способом выражения эмоций. Ее безадресность (во всяком случае для постороннего наблюдателя) явилась причиной того, что она редко воспринималась как оскорбление присутствующих. В ряде локальных традиций осуждалась лишь матерщина в устах женщин. В мужском обиходе она нередко считалась естественным элементом общения, указывающим на дружеские отношения собеседников.
В этой ситуации решительную борьбу с матерной руганью вела церковь, представители которой в своих поучениях отождествляли «слова поганые» с язычеством, бесовством, антихристианским поведением. Матерщинник не признавался христианином. Он считался язычником, иноверцем и мог быть подвергнут самым тяжелым наказаниям, вплоть до отлучения от церкви. Интересно, что традиция толковать мат буквально (как оскорбление матери и прежде всего Богоматери) берет начало именно в церковных поучениях. 45″

Байбурин А, Топорков А. «У истоков этикета»

Таким образом, предлагаемая практика проста — перестаем употреблять матерные выражения всуе, подобно тому, как в аврамических религиях стараются не употреблять всуе Имя Божье.
Матерная брань — это, конечно же, не имена языческих богов, как думают некоторые недалекие люди (ср. все эти «пятиногий пес П.» Пелевина и проч.). Нет. 😊 Однако матерная брань — это особый обрядовый язык славянского язычества, применимый в ситуациях общения с миром духов. Цель применения матерной брани — разрушить исходящее от «духов» влияние (ср. пример матерщины — как магического способа научить говорить плохоговорящего ребенка: «…молчание ребенка обусловлено будто некими путами, мешающими ему. И преодолеть их, выпутаться можно, к примеру, именно с помощью мата, слова более сильного, магически заряженного. И здесь матюки перенимают на себя функции того же ножа, которым перерезались те же путы, но сковывавшие ноги ребенка. И таким образом происходит постепенное освобождение ребенка от черт иномирности.» https://vk.com/wall-67741956_15210).

Матерщина — это магия
(матерная брань считалась более действенным оберегом от нечистой силы, чем христианская молитва, крестное знамение, святая вода и т.п.).

Поэтому, чтобы эта магия для нас работала, перестаем употреблять мат к месту и не к месту (даже со звездочками, даже в т***й форме). Мат должен употребляться ОСОЗНАННО — только тогда, когда мы хотим отогнать злых духов и разрушить наваждения.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

Интернет, кстати, удобная площадка для того, чтобы начать следить за языком. Давайте выработаем у себя привычку общаться вежливо во всех случаях,
если, конечно, мы не предполагаем, в каком-то конкретном случае, вмешательства в происходящее Злых Сил 😊😄😃
(«Первоначально такие обороты были обращены не к человеку, а служили своеобразными заклятиями против «нечистой силы», оберегом. Перенесение их на адресата брани служило своего рода признанием «дьявольской» ипостаси того, на кого эта брань была обращена.» https://vk.com/wall-67741956_14993).

#прикладная_мифология_НЯ, #слова_НЯ

Максим Сухарев

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.