Идолы в славянской традиции

Теперь мне надо рассказать про идолов в славянской традиции, постараюсь сделать это с практическим уклоном: как было > как надо.
Идолопочитание – чрезвычайно древний обычай, восходящий ещё к каменному веку: известны идолы, которым десятки тысяч лет. Эта традиция с тех пор была жива всегда в тех или иных регионах, она была характерна для славян и их предков. Суть её в том, чтоб обращаться к Божеству посредством того или иного его изображения или символа. Это несколько упрощает практику (конкретизирует адресата), позволяет сделать обряд более вещественным и менее абстрактным. Во многом христианские иконы продолжают древнюю традицию. Важно понимать, что идол – не Божество, а лишь некий инструмент для связи с ним. Поэтому не бывает незаменимых идолов. Тем не менее, чтобы этот инструмент правильно работал, необходимо соблюдать определённые правила.
Каковы же были обычаи почитания идолов у славян, какие были обязательными? – Обязательных не было вовсе. Даже само идолопочитание не было обязательным – хотя археологам известно несколько десятков идолов славян, и ещё целый ряд упоминается в текстах, невозможно, чтобы без идолов славяне не могли почитать Богов и проводить обряды. Тем не менее, идолов делали, и в позднеязыческое время наиболее именитые святилища без них почти не обходились. Прослеживается несколько ключевых тенденций. Во-первых, скорее всего, славяне, в отличие, скажем, от египтян или индийцев, не делали звероподобных идолов, хотя например, Велес несомненно был тесно связан с животным миром. Во-вторых, нам неизвестно, чтобы славяне имели единую, хорошо разработанную систему символов, которые могли бы заменять идолы (наподобие, скажем, трипундры, иногда заменяющей Шиву в символике Индии) – это не прослеживается. В-третьих, иконография славянских идолов была хорошо разработана с древности, но была относительно простой: она вся укладывается в несколько формул.
Наиболее важной деталью идолов была голова, и, конкретнее, лицо. Хотя отдельные авторы пишут, что славяне могли почитать просто бесформенные камни в качестве идолов, мы рассмотрим сейчас именно изобразительную традицию. Лица известных нам идолов простые: здесь нет одноглазых персонажей (в отличие от германцев с их Одином) или иных ненормальностей; у мужчин часто изображены усы, иногда и борода. Если лицо делалось схематичным, то носа могло не быть – но глаза и рот были обязательно. Есть довольно много идолов, у которых кроме головы нет ничего изображённого.
В основании идола лежали в основном круглая или, в более раннюю эпоху, прямоугольная форма. Практически все известные нам идолы сделаны из дерева или камня, однако тексты упоминают несколько металлических изваяний; единичные данные есть также о глиняных и костяных изделиях. Не было никакого канона по размерам: самые маленькие идолы были буквально с вершок (возможно, это были карманные обереги), самые же высокие могли быть до 4 метров в высоту, а возможно и больше. Атрибуты у идолов славян очень немногочисленны. Прежде всего, это закруглённая шапка с меховой опушкой – такие шапки в средневековье носила знать по всей северной Европе; во многом эту традицию продолжает знаменитая шапка Мономаха, к которой прибавлен только помпон с крестом и драгоценные камни. Другой распространённейший атрибут – питьевой рог, который почти всегда располагался в правой руке; он известен и в ряде текстовых памятников. Довольно часто у идолов изображён пояс. Реже, но встречаются другие детали: в руках может быть хлеб или копьё; порой оружие может висеть на поясе. Иногда в композицию идола входит конь. Не вполне ясно, была ли у каких-то идолов обувь: ноги изображались редко и в основном схематично, иногда они точно были босые. Атрибуты бывали съёмные.
Довольно часто идолы делались многоголовыми, по археологическим и текстовым памятникам можно обнаружить от двух до семи голов (или лиц). Вертикально идолы также могли делиться на ярусы: на три или на семь. Шапку мог заменять шлем, иногда голова была непокрытой. Порой в руках могли выбиваться кольца или сходные круглые предметы. Подавляющее большинство изображений – мужские, это вполне соответствует тем данным о наиболее почитаемых Божествах славян, которые дают тексты. Интересно, что хотя известно несколько памятников из дерева с вырезанными ногами, многие не способны стоять сами: либо они были повреждены, либо, скорее всего, их что-то поддерживало на том месте, где они стояли; либо же они вовсе не были предназначены для установки (лежачие фигурки могли, теоретически, использоваться для их «похорон» в рамках тех или иных обрядов вроде Масленицы, в таком случае это не совсем идолы). Одежды изображённых, если и прорабатывались, представляли собою довольно типичное одеяние своего времени. Совершенно бесспорно можно констатировать факт, что многие идолы несли общую фаллическую форму, вероятно, связывающую их с плодородием.
Подавляющее большинство деревянных идолов сделаны из дуба. Каменные изваяния более разнообразны: здесь и песчаник, и гранит, и известняк. По сообщениям старых текстов, на больших капищах или в храмах идолы могли быть инкрустированы драгоценными металлами, возможно, камнями, костями животных. Довольно характерной можно назвать одну из распространённых поз изображённых: правая рука словно над сердцем, а левая – параллельно ей, на животе, ниже, при этом в правой руке мог быть атрибут. В других случаях обе руки держат атрибут, или они расставлены по-другому. Отметим, что одни и те же атрибуты могли изображаться у разных Божеств: например, питьевой рог есть и у женских и у мужских персонажей. Тем не менее, единичны случаи, когда мы можем точно сказать, кто изображён здесь или там. Пожалуй, это все основные черты древних славянских идолов.
Нет ни одного идола, где была бы изображена хоть в каком-то виде свастика; ни одного, где была бы какая-то надпись, хотя известно единичное упоминание о подписях. При этом многие идолы были ярко раскрашены и украшены, ряд из них, вероятно, мог так или иначе одеваться.
Идолы ставили в восточной, или реже, южной части святилища, будь то капище или домашний алтарь. Сам алтарь у славян (да и в практически всех других традициях мира) представлял собой некую площадку или стол, где (или за которым), ориентированно по центру, стоял идол или идолы. На этой площадке Божеств почитали, делали им подношения, приносили жертвы, возжигали огонь (свечи, возможно, благовония). Алтарь берегли в чистоте – и материальной и духовной; однако лишь относительно человека. Природе позволялось больше: так, известно, что в бороде одного из идолов ласточки свили гнездо, и их не только не прогнали оттуда, но и каким-то образом почитали. Позднее на место домашних божниц пришли красные углы с иконами.
Хотя известны описания очень красивых изделий, большинство славянских идолов довольно просты, схематичны, иногда откровенно грубы. По всей вероятности, главным была отнюдь не художественная красота, а священный их смысл. Возможно также, что какие-то идолы должны были изготовляться самими их почитателями, а не мастерами. И это не столь трудно.
Купите пару стамесок – на 6 мм и 20 мм, подороже, покрепче. Добудьте дерево, лучше спилите сами, в то время суток, когда на небе уже нет Солнца. И, не позволяя Солнцу освящать заготовку, истукайте себе идол по старым образцам иконографии, а затем проведите обряд его освящения. Прикрепляю статью про обряд оживления идолов и несколько изображений старых славянских истуканов. И помните: не было у славян идолов-мужиков с повязкой на волосах! )))
П.С. Как минимум в оригинале поста изображения прокомментированы.

Олег Владиславович

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.