Главный оберег современного язычника

Для славянского язычника существует аналог того же нательного крестика у православных христиан — главный личный оберег, с которым, в идеале, мы не должны расставаться с момента рождения и до самой смерти.
Это не какой-то там «славянский символ», висящий на цепочке на шее вместо крестика, а ПОЯС.
Именно пояс, согласно этнографическим данным, считался аналогом крестика:

«Об устойчивости традиции ношения пояса в славянской среде, свидетельствует Самуил Коллинз, проживший девять лет в Москве при Дворе Алексея Михайловича, отмечал, что русские верят, что пояс придает силу, поэтому, писал: «Ни мужчины, ни женщины не ходят без поясов под страхом небесной кары» (Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, жившему в Лондоне (стр.20.Кн.1). Более того, в быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Или взять хотя бы выражение «распоясаться», что означает утратить приличие поведения. Любопытно, что снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина XV в.), что послужило предлогом к войне.
В быту русских крестьян он и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорожденного во время крещения. Пояс, как правило, надевали при крещении вместе с крестом. У западных групп старообрядцев пояс надевали до крещения.
«Собираясь в баню, набожные люди оставляли крест дома, но не снимали пояса, твердо зная, что «без пояса и порога переступить нельзя». Снимали его только в предбаннике.
Следует заметить, что и по сей день у старообрядцев мужчины, которые приходят в церковь, должны быть обязательно подпоясаны, иначе—выгонят. Привлекая этнографический материал начала XX века, читаем: «…Без пояса ходить грех, говорит народ. Опоясываются мужчины по рубахе, опоясываются и женщины.
Пояс считается предметом священным, так как он, по словам крестьян, дается каждому при крещении. Деревенские дети бегают по деревне в одних рубахах, но непременно с поясом. Особенно неприличным считается молиться Богу без пояса, обедать без пояса, спать без пояса… По поверью крестьян, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и «шишко» (леший) в лесу не заведет» (Лаврентьева Л.С. «Семишелковый кушак» (стр.222-223).
Весьма любопытна быличка о развратном пьянице, которого подстерегал дьявол. Когда пьяница оказался безоружным—не прочел на ночь молитву, не положил креста. Черти поволокли его в ад. Однако затащить туда пьяницу чертям не удалось—на нём оказался пояс. (Рихтер Е.В. Русское население Западного Причудья (стр.159-160). «

Михаил Кондрашов (полный текст в прикрепленном документе).

Из текста Михаила следует, что пояс во многом так важен, потому что он находится ПОСЕРЕДИНЕ тела. В ЦЕНТРЕ:

«Пояс отражал двойную сущность человека как биологического и социального существа. Его центральное (срединное) положение на фигуре фиксировало место соединения/разделения сакрального верха и материально-телесного низа 9. Подобного кожуху, пояс в традиционной сознании украинцев был медиатором между природно-биологической сущностью человека и его культурной социализацией. «

Космина Оксана Юлиевна «СИМВОЛИКА ПОЯСА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ УКРАИНЦЕВ»

Кроме того, пояс ОКРУЖАЕТ человека:

«Представлялось, что пространство вокруг человека в форме замкнутого круга делает его недосягаемым, недоступным для злых духов, играет роль оберега. Подобные пространственные категории, восходившие к глубокой древности, были известны многим народам. Граница может быть смоделирована по-разному: забор, пояс, прочерченный круг и т.п. Так, в Русском Поморье при прочерчивании окружности произносили: «Не ходи, чёрт, за черту, чёрт черты боится». У русских забор вокруг дома играл оградительную роль. Разрушение забора или ворот, особенно в начале года, воспринималось как предупреждение об обязательном несчастье в наступающем году. Забор в качестве оберега дома выступает и в заговоре: «Около двора железный тын; чтобы через этот тын не мог попасть лютый зверь, ни гад, ни злой человек, ни дедушка лесной!». Мотив ограничивания отражен в народном обычае «опоясывания», «оползания» храмов и сакральных мест. Очерченный каким-либо образом круг обязательно должен был быть замкнутым, только в этом случае он приобретал магическую силу. В разорванный круг проникали противоборствующие силы, которые оказывали свое отрицательное действие.

Вера в магическую роль преграды в фирме окружности, недоступную недоброжелательным духам, прослеживается и в древнем обычае постоянно носить пояс. Но сообщениям информаторов, в прошлом все носили пояс постоянно, с детства до смерти. «Пояса носили в старину, очень в глубокую старину их носили еще под рубашкой, нижним поясом называли… Будто бы грех был, если нет пояса. Младенцу как наденут, когда он еще ничего не понимал, как уже надевали крест на шею и подпоясывали поясом». Его нужно было носить всегда. Он был у всех — мужчин, женщин, стариков». «Если ничего не было на себе, кроме рубашки, тогда на рубашку повязывали пояс. Это был такой предрассудок у них раньше, это был как грех, если не было на себе пояса, он был строго обязателен. Старые люди все носили. У мужчин он был на рубашках».

Наиболее архаичной формой пояса-оберега считают нательный пояс, который надевался сразу после рождения — возможны варианты — и носился под одеждой [27]. Такой пояс не снимали даже в бане, в нем могли спать. «Особенно неприличным считалось молиться, обедать и спать без пояса. Как часто можно наблюдать детей, получающих пинки и колотушки от старших за то лишь, что те забыли подпоясаться и в таком виде сели за стол обедать [28]. Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Белорусы повязывали поясом ребенка сразу после крещения, на Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, «чтобы больше покойников не было»; считалось, что подпоясанного человека «бес боится», его не тронет ни домовой, ни леший. Существовало представление, что если к шести неделям крестная мать не приготовит ребенку пояс, то он умрет [29 ]. Без такого пояса ходить считалось неприличным, отсюда выражение «распоясаться» — потерять всякий стыд. Ходить без пояса так же грешно, как и без креста.

Итак, пояс воплощает «суть идеи одетости, по отношению к которой сама одежда имела дополнительный, и даже факультативный смысл. Пояс расценивался как некая сверходежда, как знак в ряду тех сигналов, которые ориентированы на установление дистанции между человеком и другими существами» [30 ].»

Наталья Сергеевна Кошубарова «ТКАНЬ В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ: ЗНАК И ФУНКЦИЯ»

Таким образом, всякие талисманы, символы, «славянские обереги», носимые на цепочке на шее — не имеют особого значения.
ПОЯС (/ремень, не суть — все, что опоясывает нас) — вот наш ГЛАВНЫЙ языческий оберег.

P.S.: Про «обережный пояс» — дополнение, а то не все поняли все же:
Ремень в брюках — тоже пояс. Шнурок в спортивных штанах — тоже. Смысл не в том, чтобы одевать на себя какие-то изыски, а в том, чтобы осознавать значение того, что и так у вас уже есть.

#язычество #новоязычество #неоязычество #родноверие #paganism#родноверы #неоязычники #родноверы #РУСЬ #АдекватныеЯзычники

в прикрепленном видео — ДЁРГАНЦЫ. КАК СПЛЕСТИ ТЕСЬМУ, ПОЯС и ШНУРОК И ПРОСТЫЕ ОРНАМЕНТЫ на их основе!
Способ плетения древний, простой и проверенный.

#семейные_обряды_НЯ #личные_обряды_НЯ #Обережье_НЯ #здоровье_НЯ#достаток_НЯ #обереги_НЯ #ОСНОВЫ_ОСНОВ_НЯ #язычество_в_городе_НЯ#личный_опыт_НЯ🎊 #размышления_НЯ
#языческое_мировоззрение_НЯ
#народная_мудрость_НЯ

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.