ГДЕ ОБИТАЮТ РУСАЛКИ?

Д. К. Зеленин в своём исследовании, посвящённом русалкам, приходит к выводу, что русалки (как заложные покойницы) обитают на месте смерти или на месте своей могилы: «Как явствует из сказанного выше, места жительства русалок довольно разнообразны. С нашей точки зрения, места эти вполне понятны. Как заложные покойницы, русалки должны обитать (временно или постоянно) на месте своей смерти или на месте своей могилы (§ 7). Утопленницы, коих так много среди русалок (§ 41), должны жить в воде, в недрах коей они нашли для себя смерть, а часто и могилу. Удавленниц, равно как и других заложных покойников, часто хоронят в лесу, а также на границах полей (§ 21 и 28). В лесах же и в полях многие находят себе и преждевременную смерть (заплутавшиеся и пропавшие без вести, замерзшие в дороге, задавленные дикими зверями и т . п.). Таким образом, и тут русалки должны быть. Понятно нам и то, что в «чистом, вольном месте» русалок не может быть (Орловская губ., § 43, № 2): в чистых местах заложных покойников не хоронят». [Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. Стр. 176.]

Как известно, заложные, согласно народным представлениям, не могут попасть на тот свет и поэтому находятся в мире людей: ««Як вмре чоловик своею смертью, то иде або на небо — в рай, або в пекло, до черта. А хто повисытся, або втопытся, той на небо нейде, а ходыть соби по земли… Бо его Бог не клыче, то вин и ходыть, поки не прыйде ему час, значится» ([Кудринский 1894, с. 107] — Волынское Полесье)». [Там же. Стр. 43.] Д. К. Зеленин полагал, что они остаются между мирами до тех пор, пока не истечёт срок их жизни, хотя при этом указывал, что свидетельства источников по этому вопросу «недостаточно определённы». [Там же. Стр. 43.] И в самом деле, «поки не прыйде ему час» можно понимать по-разному. Но мне удалось найти прямое свидетельство, подтверждающее мнение Д. К. Зеленина: «[Если человек умер] не воўремя, надо жыть, а его пагубили — душа и ходит и пугае. А як уже приде его ўремя, шо яму надо памереть, ано и не будет хадить (Ручаевка, ЕВТ)». [Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. – Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. Стр. 382.]

Однако, параллельно представлениям о русалках, «застрявших» между мирами, в народной традиции существовали и другие, согласно которым место обитания русалок — тот свет: «Появляясь из мира мертвых, Р. «из воды вылазили», «с деревьев спускались», «из-под земли или из могил выходили», «с неба слетали», а после отведенного им срока пребывания на земле вновь уходили на свое место: в воду, в море, в ирей, на кладбище, по деревьям на небо и т. п. Наиболее традиционные места их пребывания — вода и деревья — осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно». [Славянская мифология (энциклопедический словарь). — М.: Эллис Лак, 1995. Стр. 338.] Ирий и небо — это синонимы того света.

Ср. в работе Д. К. Зеленина: «Русалки появляются на земле в четверг Страстной недели, а исчезают в Петров пост, переселяясь в теплые места, в рай ([Кибальчич 1876, с. 77] — Борзнянский у. Черниговской губ.)». [Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. — М.: Индрик, 1995. Стр. 176.]

И в этом же исследовании — о категории умерших, которую нередко относят к русалкам: ««…На святые вечера (от 25 дек. — 6 янв.) некрещеные дети распускаются из ада на гулянье: они заходят к тому, кто оставил в сундуке свое платье не перекрещенным, отворяют сундук и забирают, что им нужно». «Как только мы придем туда, где оставлено что-нибудь не перекрещенным, оно само дается нам без всякого труда» [Крачковский 1874, с. 168, 169] — Новогрудский у. Минской губ.)». [Там же. Стр. 54.]

Собственно, вывод вполне очевиден. Согласно народным верованиям, те, кто после смерти становится русалками, не обязательно являются заложными — несмотря на обстоятельства их смерти. «Чистые покойники» тоже могут приходить на землю — вспомните, например, приглашение предков к столу во время празднования Дедов. Ср. также поверье, приводимое Д. К. Зелениным: ««Бог три раза выпускает мертвецов с того света: первый раз в пасхальный четверг, когда они ночью служат в церкви, во второй раз — когда цветет жито, и в третий — на Спаса» ([Чубинский 1872, т. 3, с. 14] — Ковельский у.)». [Там же. Стр. 238.]

Добавлю ещё, что в народной традиции известен миф о происхождении русалок, согласно которому они (как и другие природные духи) не имеют отношения к мертвецам: «Особняком стоит сказание, записанное свящ. Доброзраковым в селе Ульяновке Лукояновского у. Нижегородской губ.: при сотворении мира Богом диавол, подражая Богу, начал бить одним камнем о другой, и из осколков явились домовые, лешие, русалки и подобные им существа ([Зеленин, 2, с. 742]; ср.: [Снегирев 1839, с. 5])». [Там же. Стр. 149.] Также у В. С. Кузнецовой: «В результате сравнения известных вариантов легенд, содержащих сюжет о творении ангелов и демонов, было установлено, что в устном бытовании у восточных славян он известен в двух версиях — северной и южной. Северная версия сюжета зафиксирована, например, у В. И. Даля: «Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы»». [Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Источник: https://ruthenia.ru/folklore/kuznetsova3.htm] Причём, В. С. Кузнецова отмечает, что «мотив творения каждым из демиургов себе товарищей и мотив творения их из искр, высекаемых из камня (равно как и из водных брызг), в книжных источниках не обнаруживаются». [Там же.] Зато миф о происхождении духов от удара о камень есть у мордвы и марийцев:

«Анге Патяй (мать-богиня)… желала как можно скорее наполнить весь мир добрыми божествами, чтобы, не говоря уже о людях, при каждом деревце, при каждой травке присутствовал добрый дух, который бы охранял создания Чам Паса от козней Шайтана. Она обратилась с просьбой об этом к своему отцу. Чам Пас дал ей огниво, сын ее, Нишки Пас, (бог неба, солнца, огня и света), принес ей кремней. Анге Патяй стала ударять огниво о кремень, и сколько при этом вышло искр, столько явилось добрых духов — оазисов. Шайтан увидал, что делает Анге Патяй, взял из земли два кремня (огнива ему негде было взять) и также стал высекать огонь. Сколько вылетало искр, столько произошло и злых духов». [Там же.]

«Взял кусок скалы небесной
Вместо кремня Кугу-Юмо,
Попросив его у брата,
У румяного рассвета,
Что ворота отпирает
Солнцу – матери живого.
На скалу обрушил молот,
Искры выбил сталью звонкой.
Из огня родились луксы,
Покровители людские.
Подобрал осколок жаркий
Луодис тайком от брата,
Им ударил по огниву:
Породил коварных хиртов,
Курукенгов, Ура-белку,
Карне-аву – змей хозяйку».

[Юпу или дерево богов (марийский эпос). Источник: http://arcto.ru/FORUMS2/messages/45/1509.html?106271001.]

Следовательно, представление о том, что духи появились от удара о камень, является языческим по своей сути (каким бы ни было его происхождение, оно стало частью мифологий народов, сохранивших свои языческие религии).

В сущности, изложенный выше миф не противоречит распространённой вере в то, что русалками становятся умершие люди. Он относится ко временам творения мира и описывает появление первых духов, но вовсе не исключает возможность пополнения их сонма душами умерших.

19.08.2019
Мирослав (Курганский)

*****
На "серьезные" объемные статьи у нас на сайте открыта подписка.
Условия подписки: 200 р. в месяц. За эти деньги Вы можете выбрать 4 любых статьи из раздела для подписчиков.

Для оплаты доступны:

Сбербанк — 63900218 9004762500;
Яндекс деньги — 410014746801268;
PayPal.
Процедура пока самая простая.
Пишете запрос на подписку на почту (у всех же есть почта?) на miraplastilin@gmail.com,
— вносите оплату, — получаете коды доступа к выбранным Вами статьям.
*****
Напоминаем, что вы также можете подписаться на почтовую рассылку наших новых текстов на любой странице нашего сайта. Просто введите ваш e-mail в форму и нажмите кнопку "Подписаться".

Комментариев к записи “ГДЕ ОБИТАЮТ РУСАЛКИ?”- 2.

  1. Максим Сухарев

    Август 18, 2019 в 2:51 пп

    “Также у В. С. Кузнецовой: «В результате сравнения известных вариантов легенд, содержащих сюжет о творении ангелов и демонов, было установлено, что в устном бытовании у восточных славян он известен в двух версиях — северной и южной.” – вот ты и продался. повелся на ученые конструкты. а скольуко пафоса было…

    • Автор

      Мирослав Курганский

      Август 19, 2019 в 6:31 дп

      И далее в той же цитате: “Северная версия сюжета зафиксирована, например, у В. И. Даля: «Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы»».”

      Порой у меня возникает подозрение, что некоторые комментаторы не читают комментируемый ими текст.

Ваш Email не будет опубликован. Поля "Имя" и "Email" обязательны.