Еще один подход к формированию пантеона богов

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Раз уж мы понимаем, что у славянского (ново)язычества нет какого-либо «каноничного» пантеона типа греческой «олимпийской дюжины», и каждый славянский (ново)язычник, по факту, подбирает свой собственный пантеон богов «под себя», — то позвольте мне сейчас предложить и такой вариант:

А что если, раз уж мы все равно подбираем пантеон «под себя», нам взять и пойти не от разного рода «источников» (кстати, возник любопытный вопрос — а вообще, хоть у кого-нибудь из современных язычников стоит в виде реальных идолов в Красном углу «классический пантеон Владимира» — Перун и Хорс (,) Дажьбог и Стрибог и Семаргл и Мокошь? или этот вариант пантеона для нас — всё, нечто окончательно ушедшее в историю?), а, наоборот, от нашей собственной жизни? Читать полностью

О неславянском в славянском язычестве

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Известно, что среди богов, которых почитали славяне были и боги иноземного происхождения. К таковым в первую очередь причисляют Хорса и Семаргла. Список можно расширить за счет божеств тех народов, среди которых отдельные группы славян проживали если не постоянно, то продолжительное время. К примеру, можно предположить, что славяне проживавшие в Тмутаракани оказывали почтение «Тмутараканскому болвану», который возможно был то ли Астартой, то ли Санергом. Если последнее только предположение, то мы вряд ли можем сомневаться в существовании культа рек (о котором есть свидетельства древних авторов). Читать полностью

Реконструкция славянского пантеона

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
Несколько мыслей Владиславовича о реконструкции славянского пантеона. 07.2018
{В знак мира Диме Горынычу}

Когда я всерьёз взялся за написание своей религиоведческой диссертации, посвящённой представлениям о славянских Божествах, передо мной как учёным встал значительный вопрос, окончательного решения которого я так и не нашёл (да и возможно ли это?), и в результате его некоторым образом «обошёл». Вопрос этот напрямую определял задачи и подходы к источникам: кто такие славянские Божества? То есть, мне нужно было оПРЕДЕЛение (просто подчеркиваю корень), которое бы включало всё необходимое и исключало остальное.

Читать полностью

Чему/кому мы поклоняемся

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

классификация.

Неожиданно нашел в «Книге Урантии» (1955) хорошую годную классификацию того, чему мы все же должны поклоняться, как язычники. Она всеохватывающая, и, что не менее важно, довольно современная, следовательно, близкая нашему пониманию. Ниже, в моей собственной интерпретации — чему мы поклоняемся: Читать полностью

Целование месяца как «хлопок одной ладонью»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Небольшое дополнение к недавнему посту Мирослава про «Месяц» (https://vk.com/wall-119055965_16321). Так сказать, Практика в дополнение к голой теории. )

Исследователей традиционной славянской духовной культуры давно занимает фрагмент из древнерусской статьи «От апостольских заповедей» (рукопись XIV — XV вв.) — «Аще кто целует месяц … да будет проклят». Читать полностью

Как Они выглядят?

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

(спойлер: да никак).
Не секрет, что я сейчас пишу пост для СНЯ про Весну (к вск, надеюсь, расканителюсь уже). В мифологическом смысле, разумеется, т.е. про персонифицированную Весну. Весну как мифологического персонажа.


Разумеется, у меня сразу же возник вопрос: «Если Она персонифицирована, — то как Она выглядит?»
Причем я здесь даже не как художник интересуюсь. Это вообще нечто такое, что кажется нам, современным людям, — «естественным» (см. прикрепленные изображения). Ведь если Он/Она — есть, — значит Он/Она как-то выглядит, разве нет? Читать полностью

«Духи Места» и «Духи Времени»

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

В преддверии поста про Весну. Кто и Что это такое.» —
я обнаружил, что не все люди ВООБЩЕ В ПРИНЦИПЕ готовы принять эту тему (хз почему).
То, что одушевленным для нас, язычников, может быть не только пространство, но и время. Люди у нас с готовностью Духам Места уделят, — это же они нечто конкретное, — но не Духам Времени — какой-нибудь абстрактной «Весне», например.
В нашем примере, с Весной, — современному человеку не так уж и просто воспринимать Её как отдельный мифологический персонаж, к которому можно обращаться отдельно. Или, иначе говоря, не так уж и просто воспринять фразу «Весна пришла» буквально, — ну как то, что Весна такая взяла и пришла, сюда (как мы с вами сами берем и приходим куда-либо).
Причем я сейчас говорю об этом не в каком-то «художественном» смысле, а именно что в посконном языческом. Читать полностью

Моление черному роботу, а также бэтмену без-рук-без-ног в форме яйца

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ
#язычество_в_повседневности_НЯ #экспериментальное_неоязычество
Моление черному роботу, а также бэтмену без-рук-без-ног в форме яйца (ну и еще, до кучи, говорящему хомяку). 😊Да, вот такие они, мои боги.

Я выставляю их в Красном Углу, обращаюсь к ним с молитвами, просьбами о помощи и словами благодарности (до жертвоприношений не дошел еще, но толи еще будет.. 😊 ).Несмотря на некоторую, чёужтам, провокационность данного поста, — тут нет ни слова лжи. И все (как ни странно) — вполне в рамках Традиции, никакой «славянской викки» (см. https://vk.com/wall-119055965_14098), чур меня.
Читать полностью

Поклонение и богам и демонам

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_СНЯ

Появилась вот такая мысль, в рамках стратегии на преодоление двойственности (ср. «сила ночи, сила дня — одинакова х..йня» -))

Ортодоксальные язычники – поклоняются Богам, почитают Богов, приносят жертвы Богам. Свечи там зажигают, подношения в красном углу и на капищах и проч.. То есть, в рамках Модели Трех Миров (см. изложение ее Олегом здесь https://vk.com/wall-119055965_7223) — существам Верхнего Мира. А надо ли наряду с этим делать подношения существам Нижнего Мира (это, в противоположность «богам», «демоны» будут, наверное)?

Читать полностью

Современный Городской Новоязыческий Пантеистический идол

#ЛИЧНОЕ_МНЕНИЕ_АВТОРА

Арт-проект.

Меня третий день преследует эта идея, причем чисто как художника. Как художественный проект я это и прошу воспринимать.

Хотя… — это удобный повод объяснить мое собственное личное видение славянского новоязычества и мою собственную картину мира.
Ибо многие вообще отказывают мне в праве называться «язычником». Ну, пусть так. Я — не язычник. Однако моя картина мира, по большому счету уже сформировалась и она — вполне целостна, — просто не всем она нравится..
ну да ладно обо мне лично.
Собственно, сам (арт-) Проект:

Возьмем за основу все же многострадальный наш Збручский идол. Чтобы не писали нам наши украинские друзья Комар и Хамайко, Збручский идол — это таки не отдельный истукан, а целый ФОРМ-ФАКТОР (см., например, про т.н. «рижский кумир» — https://vk.com/wall-67741956_17309), то есть —
четыре грани/четыре лика (как мужские, так и женские (это чрезвычайно важно) — вверху,
наш мир/мир людей — посередине, и
нижний мир/обиталище хтонического персонажа (он, в отличие о верхнего яруса, таки ЕДИН (хоть и многлолик)) — внизу.
Три яруса мироздания. Четыре грани. Таков наш базовый форм-фактор. Читать полностью

Отказ от «славянских имен» в пользу имени, данного при рождении

«Я, Макс Сухарев, сторонник оригинальных и не всегда общепринятых в этой группе взглядов, мыслю что» )
вам не нужно «древнеславянское» имя (ну все эти Честимир, Ладомир, Мирослав — тысячи их), чтобы быть славянским язычником.

«Когда мне был один год» («When I Was One»), акриловые краски — Acrylic on carton (18,3 sm x 27,3 sm). http://vesemir.blogspot.ru/2014/01/when-i-was-one.html

Это — те же «шашечки» из анекдота про такси («вам нужны шашечки или ехать?»), наподобие расшитой свастиками рубахи, которую надевает неофит, чтобы казаться (а не быть) «славянским язычником». И, чем больше свастик, тем больше «славянского» 😊 В науке есть специальный термин для этого — «карго-культ».
Если вы чувствуете Мир вокруг вас — землю, воду, дерево, огонь, ветер и гром — вам уже не нужно «казаться».
Достаточно того, чтобы быть.

Имянаречение «славянским» именем — это не само язычество, это лишь форма существования славянского язычества в современности. Читать полностью

Сила Рода и понятие «Я» в славянском новоязычестве

Введение в проблему.

Прошу прощения, что это все будет выглядеть как дурная пелевинщина в стиле «что такое «я»?» или даже «обожаемый» всеми нью-эйдж.
Некоторые вещи я просто не могу не сказать, тем более, что это — есть нечто мое личное, выстраданное на собственном опыте, а не просто пересказ чужих слов и смыслов.
Еще один шаг с моей стороны к построению целостной ТЕОРИИ, после «что такое язычество » https://vk.com/wall-119055965_2261 и «цель и смысл языческой обрядности в современных условиях» https://vk.com/wall-119055965_5338.
Суть изложенного ниже в том, что в язычестве (даже не в новоязычестве а в традиционном) нет понятия индивидуального «я» в современном смысле слова, но есть «я» только как «часть рода».
Здесь я попытался приблизиться к тому, как современному человеку вообще можно понять это чрезвычайно архаичное представление.

А это, я верю, — то, что стоит понять.
Особенно, если у вас все плохо. Действительно плохо. В том смысле, что ваши проблемы — реальны, а не надуманы. Если вы пытаетесь прорваться, но обстоятельства против вас.
Задайте себе сами вопрос (а вопрос этот сам по себе очень хороший) «Почему я еще держусь? Почему я еще не спекся? Что держит меня на плаву?»
Причем, смотрите, здесь велико искушение выдать некий ответ на автомате, — например, «надежда», но это всего лишь наше умствование. «ЭТО» — то, что вас держит, — надо найти и пережить на своем собственном опыте, а не отмахиваться от поисков истины навешиванием первого попавшегося ярлыка. Читать полностью

Граффити как (ново)языческая форма молитвы

Собственно, эта мысль не моя. Это А. Плуцер-Сарно. И, собственно, пост далее весь будет состоять из цитирования одной его статьи «Магия современного города» (ссылка в конце). Поэтому у кого к нему что-то личное (а персонаж довольно одиозный) — не обессудьте. Сама эта Тема, (см. хотя бы беглое упоминание ниже в тексте про известнейшее средневековое заклинание на стене новгородской Софии «яко седите пироге в печи гридьба въ корабли пелепелка пари въ доуброве постави кашу постави пироге ту иди») бесспорно, заслуживает внимания: Читать полностью

Сор (мелкий мусор) как воплощение силы предков наших

В славянской мифологии есть некоторые простые и сокрушительные вещи, которые, при регулярной практике, связанной с ними, способны оказать на нашу картину мира глубокое и всеобъемлющее воздействие.
Одна из таких тем — это домашний мелкий мусор или СОР:

«…домашний сор, образующийся в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности. Читать полностью

Оппозиция «свой/чужой» как основа для дальнейшего поиска

Пока лучшие из нас проводят время на засекреченных базах в местах силы, непрерывно медитируя и создавая новый облик славянского язычества, позвольте мне поделиться чем-то неоконченным, тем, что занимает меня сейчас.

Реально ведь, современная наука порою возводит это «свой/чужой» в ранг Основы Всего всего мира славянской мифологии. Читать полностью

Как почувствовать себя сопричастным мирозданию

Ниже я предлагаю вам два упражнения
– одно, объединяющее мои посты про Стороны света (https://vk.com/wall-119055965_6238) и лунные фазы (https://vk.com/wall-119055965_6258), другое – частично заимствованное из книги Ауки «Лысый кактус».
Оба они об одном и том же, просто с радикально отличных друг от друга точек зрения. Читать полностью

Поклонение Дням Недели

«Я, Макс Сухарев, сторонник оригинальных и не всегда общепринятых в этой группе взглядов, мыслю что» )
можно персонифицировать Дни Недели и молиться им.
Вспомним, ранее я уже предлагал Практику Персонификации, в том числе и временных отрезков (https://vk.com/wall-119055965_4000 — там даже приводится пример с персонификацией времени года — Зимой). Читать полностью

Здороваться с миром

Продолжаю гнуть свою линию. В продолжение предыдущего поста об отказе от Имен (https://vk.com/wall-119055965_4261), а также Практики Персонификации (https://vk.com/wall-119055965_4000).
Собственно, «моя линия» неизменна — я стремлюсь к тому, чтобы язычество было не чем-то далеким от нас и «по праздникам», — но пропитывало собой всю нашу повседневную жизнь.
Не так уж и важно, переживаете ли вы связь с некими абстрактными «Силами природы», как я, или с «Богами», как ортодоксальные политеисты. Важен характер этой связи. Читать полностью

Отказ от Имен Богов

Вот старый пост Дмитрия Скворчевского, (http://zmicierbielapol.livejournal.com/150733.html), который я не устаю пиарить:
«Имена Богов

Небольшое размышление. Те, кто просто интересуются язычеством, или считают себя верующими, почти всегда большое внимание уделяют вопросу имен / пантеона Богов. Это естественно. Однако, на мой взгляд, проблема искусственная и бессмысленная, особенно в том русле, в котором этот вопрос рассматривается и каким образом решается большинством. С одной стороны, вопрос имен здешних Богов очень сложный, ведь почти что нет аутентичных источников. С другой стороны, ключ к ответу может быть довольно простым. В индоевропейской традиции имена Богов довольно просты и понятны. Читать полностью

Культ Кота

Заранее прошу прощения у тех, кто не любит кошатину (а таких очень много даже среди уважаемых мною людей), но культ, построенный вокруг домашнего кота — есть неотъемлемая часть современного славянского городского язычества.
Слово «Культ» здесь — не значит, что эту тварь не надо бить по наглой усатой морде, что я сам и сейчас регулярно практикую, 😊 — это значит, что надо, как минимум, понимать, ЧТО такое «кот».
А «кот» — это, блин, очень и очень серьезная тема. Ниже я буду цитировать статью «КОШКА, кот» (= К. в тексте) из СД.ЭС, под авторством Гуры. Читать полностью

Как совместить пантеизм и политеизм

Как известно, я не верю в личностных богов, что мне постоянно предъявляют ортодоксальные политеисты. Вплоть до того, что отдельные недалекие деятели вообще отказывают мне в праве называться «язычником» 😊
И действительно, то, к чему склонен я, точнее всего можно охарактеризовать как «пантеизм»(https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм), который, впрочем, не зря считают лишь «приукрашенным атеизмом». Сейчас я хочу показать вам, что противоречие между политеизмом и пантеизмом — между верой в личностных богов и отрицанием их, — существует только у нас в голове, но не на практике. Читать полностью

Судьба как одна из множества душ человека

Каждый, кто всерьез исследует славянскую мифологию, рано или поздно сталкивается с этим противоречием.
О судьбе.
С одной стороны, Прокопий Кессарийский с этим его «Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу». С другой стороны весь массив этнографии на тему судьбы и рока. Все эти «ни хитру ни горазду суда божьего не минути», рожаницы =норны и т.п. — массив данных столь велик и обширен, что его просто не списать уже тупо на христианское влияние.
Те, кто осознают это противоречие, придумывают всяческие уловки, чтобы выкрутиться. Вот и я придумал свою. Читать полностью

Отказ от деления сверхъестественных сил на богов и духов

В продолжение предыдущего (https://vk.com/wall-119055965_3453).
Сегодня будет вообще экспериментальная модель мира.
Прошу не принимать за истину в последней инстанции, но истина в этом, определенно, есть:

Суть поста в том, ЧТО такое «боги»? И чем они отличаются от «НЕбогов». Потому что, смотрите, как принято думать: «боги» — это нечто величественное, мирового масштаба, в отличие от разного рода «духов».
Я же утверждаю, что никаких «духов» нет. В славянской мифологии ВСЕ духи, независимо от масштаба деятельности и сферы влияния, выступают под одним родовым именем — «боги». Читать полностью

Отказ от деления богов на светлых/темных

Сейчас разрешите вставить мне мои (а то, что ниже — мнение чисто мое, — НЕ Сообщества) две копейки —
чисто для политеистов.
Про Богов.
И это мое глубочайшее имхо —
в политеизме есть два глубоко гнусных для меня словосочетания:

1. «Светлые боги»;
2. «Темные боги». Читать полностью

Детство и смерть имеют одинаковую природу

В детстве, когда мы растем, мы очень сильно нуждаемся в смерти. Родители буквально вдалбливают в нас смерть. Как абсолютное зло, избежать которого любой ценой — должно быть корнем всех наших действий и поступков — это основная цель наших родителей и нас как родителей наших детей.
Высота, электричество, скорость — постепенно все в нашем мире начинает привязываться к смерти и оцениваться по степени приближенности к ней. Те из нас, самые послушные, которые впустят в себя смерти больше других, выживут и оставят после себя уже своих собственных детей. Читать полностью

Попытка свежего взгляда на славянское язычество

Переписал под наш лексикон несколько цитат о синто 😊
Смотрите, какие, местами очень интересные, получаются у нас теоретические основы:

«Основа славянского язычества состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — «бог» (праслав. *bogъ). Бог может существовать на Земле в материальном объекте, причём не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые боги являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Перун, бог Грома. Почитаются боги — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Славянское язычество включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных богов или подчинение их при помощи специальных ритуалов. Читать полностью

Практика для верующих в богов

Мой предыдущий пост (https://vk.com/wall-119055965_2261) многими был осужден, многими не принят и многими — не понят. А я всего лишь пытался объяснить свое видение простыми и понятными словами, без всяких там «-измов». Однако я не учел, что многим, наоборот, — с «-измами» куда понятнее и проще 😊, поэтому, еще раз попытаюсь объяснить основную мысль того поста: Читать полностью

Балкон как современный языческий храм и средоточие домашнего культа

Понятно, что наш Дом сам по себе является для нас Храмом (https://vk.com/wall-67741956_4979). Однако с практической точки зрения есть смысл выделить в пространстве человеческого жилья некие «точки фокуса», через которые мы будем осуществлять общение с Иным Миром и вокруг которых будет сосредоточен наш домашний культ. Обычно в качестве средоточия культа выступает Красный Угол (https://vk.com/wall-119055965_686). В данной заметке я постараюсь изложить некий альтернативный взгляд на средоточие домашнего культа.
Читать полностью