Два Дерева

Два дерева, которые вы видите на этой фотографии, растут в обычном городском дворе, в городе Кургане. Моя жена рассказала мне о них такую историю:

Эти деревья посадила одна бабушка — не то, когда два её сына не вернулись с Великой Отечественной войны, не то, когда они ушли на войну. Точно не помнит, так как рассказ этот слышала около восемнадцати лет назад (от другой бабушки), но скорее всего — первое.

Теперь немного этнографии:

«Обычай сажать Дерево на могиле известен всем славянам. Чаще всего это были плодовые или вечнозеленые деревья. Повсеместно распространено поверье о том, что, если Дерево принялось на могиле, покойник был праведником, если нет — грешником. Дерево на могиле было неприкосновенным: его нельзя было жечь, рубить, срывать с него плоды, иначе покойники осудили бы обидчика «своим судом», пугали, наказывали его болезнью и др. У южных славян Дерево сажали также на могиле человека, не оставившего потомства; а также на могиле человека, погибшего вдали от дома, в которую вместо тела положены его вещи. На могилах молодых, умерших до брака, сажали деревце, которое носили во время похоронной процессии (см. Похороны-свадьба).

Важнейшим аспектом мифологии Дерева является его устойчивая соотнесенность с человеком. Болгары считали, что одномесячники (два человека, родившиеся в один и тот же месяц, но в разные годы) имеют одну, общую, судьбу. Чтобы разделить эту судьбу между двумя людьми, их ставили рядом и сажали между ними Дерево. Считалось, что Дерево, как и человек, имеет свой «век», рождается и умирает (ср. характерный запрет рубить дерево, которое должно «умереть своей смертью»), переживает периоды расцвета и увядания (ср. загадывание покойника через образ сухого дерева), способно к плодоношению (ср. родить о дереве и женщине); «пол» (ср., например, в фольклоре березу как женский символ, дуб и клен — как мужские; сербский обычай относить рубашку роженицы на женское или мужское Дерево, в зависимости от того, хочет ли она в будущем иметь мальчика или девочку).

Известны фольклорные произведения (песни, баллады, этиологические предания) о превращении человека в Дерево (ср. мотив о вырастании Дерева на могилах невинно убиенных). Популярны сюжеты о Дереве как инкарнации человека после смерти. Обычно они связываются с Деревьями, растущими одиноко, вне леса: говорят, что в таком дереве заключена душа убитого или умершего молодым, а в Дереве вместо соков течет кровь, поэтому такое Дерево запрещают рубить.

В ряде слав, традиций (Полесье, лужичане, Русский Север) известен обычай сажать Дерево при рождении ребенка: считается, что если Дерево будет хорошо расти, примется, то и ребенок будет здоров; по сербскому поверью, если несчастливый или больной человек выльет под явор воду, в которой он умывался, явор высохнет.»

Т.А. Агапкина. Дерево. Источник: http://pagan.ru/slowar/d/derewo8.php

Полагаю, вполне достаточно, чтобы увидеть языческую подоплёку действий бабушки, посадившей эти два дерева. В той же статье Т.А. Агапкина пишет и о том, что «Дерево выступает в функции универсального медиатора, посредством которого человек (бог, святой, демон, смерть, душа умершего, хтоническое животное, новорождённый и др.) попадает в мир людей и покидает его, перемещаясь на небо, в потусторонний мир, на «тот свет» и т.д. (…) Для мифологии Дерева существенна его характеристика как пограничного локуса.»

Источник: https://uralianheathen.wordpress.com/2016/04/21/два-д..

#личные_обряды_НЯ

Heathen Uralian

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.